Статьи

Укрощение «Русского сафари»

О четырёх ижевских оружейных мастерах, «приручивших» драгоценный металл, дерево и сталь

За свою 260-летнюю историю Ижевск почти всегда был синонимом оружейного города. Его прославили Калашников, Драгунов, Никонов и сотни других конструкторов, создававших легендарное оружие, вошедших в мировую летопись. Их мастерство переняли молодые оружейники, которые поддерживают статус города и прославляют своими изделиями ижевский стиль. Среди них авторы ружья МР-221 «Русское сафари», которое получило гран-при конкурса «Золотой штихель-2020» и стало «ружьём года».

Александр Санников, Андрей Широбоков, Евгений Коновалов и Светлана Санникова – одни из тех, чьи имена вписаны в новейшую историю ижевского оружейного мастерства. Их изделие признано лучшим из 37 представленных на конкурс-выставку высокохудожественного оружия. Итоги подвели в День оружейника.

Победители конкурса “Золотой штихель – 2020”

Впервые в этом году конкурс вышел за рамки Школы ружейного мастерства имени Леонарда Васева Ижевского механического завода и стал доступен для широкого зрителя в стенах музея им. М.Т. Калашникова. На конкурсе «Золотой штихель» были представлены изделия в нескольких номинациях: ружья класса «Классик», «Престиж», «Де люкс», «Эксклюзив», «Коллекционное». Все они дают возможность оценить стилистику гравёрной школы, которая отличается от мировых. Для ижевских мастеров характерны инкрустация* сплавами драгоценных металлов, создание картин сплавами золота и серебра, фирменная техника гравировки «мороз».

Ружьё «Русское сафари», представленное в классе «Эксклюзив», соединило в себе всё самое лучшее: от сборки до художественного оформления. Именно оно принесло главный приз конкурса – золотой штихель – художнику-гравёру Александру Санникову. Авторы изделия рассказали, как создавалось ружьё года.

Внутренний механизм

Сложившийся квартет мастеров Ижевского механического завода участвует в конкурсе не впервые. В этот раз участникам хотелось выполнить изделие, с которым ещё не приходилось выступать до этого. Поэтому вместо стандартных моделей MP-27M и MP-43 основой будущего «Русского сафари» стало ружьё MP-221 «Артемида».

Работа над оружием начинается с эскиза: гравёр и слесарь придумывают контуры ружья. Здесь важно работать едино, ведь что бы ни придумал гравёр, слесарь должен это реализовать в металле. Тандем между слесарем-сборщиком Андреем Широбоковым и гравёром Александром Санниковым сложился давно. Ещё в 2016 году их сблизила работа над ружьём, посвящённым памяти Леонарда Васева – основателя ижевской школы гравёрного искусства. Тогда, прежде чем начать работу, им пришлось изучать архивы, фотографии, историю знаменитого гравёра.

– После того, как сделали эскиз, я начинаю «собирать металл», выпиливать все его контуры, подгонять друг к другу детали, – рассказывает Андрей. Он работает по профессии уже около 10 лет. На конкурсе в этом году представлено четыре его работы.

От слесаря-сборщика стрелкового оружия зависит отлаженная работа внутреннего механизма оружия, но не менее важно, чтобы железо гармонично соединилось с деревом. А это уже следующий этап.

Гармония железа и дерева

Создать единый ансамбль из металла и дерева – задача ложейника Евгения Коновалова. В Школу ружейного мастерства он пришёл сразу после окончания 9-го класса и, выбирая между профессиями слесаря и ложейника, остановился на последнем. Говорит, дерево больше по душе.

– Меня вдохновляет изделие. Берешь в руки и чувствуешь, какие нужно провести линии, какую форму придать куску дерева. Само изделие направляет, показывает свой характер, и мне, как мастеру, нужно только передать его через фактуру, форму и очертания, – рассказывает Евгений.

Для «Русского сафари» Евгений использовал ореховую болванку: цевьё и ложа не отличаются по текстуре, едины и дополняют друг друга.

– Видя будущий эскиз ружья, представляешь, какой нужен цвет ореха и какой плотности должно быть дерево. Потом начинаешь подгонять приклад, врезать детали, прорабатывать линии, чтобы они перетекали из металла в дерево, – объясняет сборщик ложи.

Холст из стали

Самая трудоёмкая часть создания высокохудожественного оружия – гравировка. От гравёра требуется художественный вкус, завидное терпение, владение приёмами графики и немного волшебства со сплавами драгоценных металлов. Всё это соединяет в себе художник-гравёр Александр Санников.

Чтобы мастер состоялся в профессии гравёра, нужно не менее 5 лет. А за плечами Александра уже больше 10. С 2008 года в Школе оружейного мастерства реализовывается инклюзивное образование. Александр стал учеником первого набора, и на втором году обучения на слесаря-сборщика стрелкового оружия попросил научить его искусству гравировки. Этой программы для людей с ограничением слуха ещё не было, поэтому Александр стал первопроходцем. Теперь же у самого Александра есть ученик, который тоже выставляется на конкурсе.

Над «Русским сафари» Александр Санников работал около полугода. До этого несколько месяцев готовил проект: продумывал сюжет, контуры. Здесь сложилось всё в единый «организм»: конструкция, орнамент, оформление, сюжет. В результате кропотливой работы на небольшом холсте из стали в несколько сюжетных линий выстроилось 21 изображение птиц и животных.

Фото Сергея Рогозина

Сафари предполагает охоту на крупного зверя, а крупный зверь русских лесов – лось, медведь, волк. Именно они и стали главными героями на ружье. Эти сюжетные композиции гармонично вписаны в растительный орнамент (что характерно для ижевского стиля) и элементы декоративной плетёнки. Самое сложное, как признаётся сам гравёр, создавать рельеф и мимику животных, чтобы они получились объёмными и были похожи именно на тех, которые водятся в наших лесах. Сюжет с боков ружья плавно перетекает в сюжетную линию, которая продолжается на коробке ружья и на шарнире. Как бы ружьё не повернули, у него ясна сюжетная линия.

Животные изображены на фоне вечерней зорьки – такого эффекта удалось добиться с помощью одноименной техники, которая характерна именно для ижевских ружей. Она была разработана Леонардом Васевым и считается визитной карточкой гравёрной школы Ижевска. Секрет в плавном переходе сплавами золота: от зеленоватых оттенков к красноватым.

Проект предоставлен музеем им. М.Т. Калашникова, автор – Александр Санников.

Александр использовал комбинацию нескольких гравёрных техник: всечка сплавов, насечка драгоценных металлов, обронная гравировка, линейная гравировка и даже техника «булино» (с её помощью проработана шерсть, фактура и мимика животных). Это многоплановая работа, которая, безусловно, достойна золотого штихеля – не первого в коллекции Александра Санникова. Он специализируется на создании коллекционного, эксклюзивного оружия – это самый высокий класс в линейке ружей.

– Меня интересует искусство в целом, и я воспринимаю оружие как произведение искусства – создаю картину на ружье. Вдохновляюсь, когда создаю эскиз, и хочу увидеть, как он будет реализован уже в металле на ружье, – говорит Александр.

Вишенка на торте

Финишные работы в создании высокохудожественного оружия в руках Светланы Санниковой – резчика по дереву. Коллеги называют её виртуозом резьбы, и неспроста: уже несколько лет она занимает призовые места в художественном оформлении ружей класса «Эксклюзив», «Де-Люкс» и «Престиж».

В свои руки инструменты для резьбы Светлана взяла 23 года назад, 20 из которых проработала на Ижмаше. Называет себя самоучкой, совершенствовала навык во время работы. Число выполненных ею ружей не поддаётся счёту, среди них есть и особые заказы – например, в подарок Президенту России.

На конкурсе «Золотой штихель» в этом году было представлено 9 разных образцов оружия, с которыми работала Светлана. Особых сложностей в создании «Русского сафари» не было, рассказала резчик, но были свои особенности:

– Нужно, чтобы линии гравировки и резьбы переходили из одной в другую. Поэтому важна работа в команде. К тому же здесь мы использовали орех – это плотное дерево и на нём намного тяжелее вырезать рисунок.

Фото Сергея Рогозина

Завершающие штрихи в создании оружия – пропитка и проверка в тире. После этого оно становится экспонатом выставки, откуда может отправиться прямиком к охотнику. Такие изделия имеют высокую ценность. В прошлом году ружьё победителя конкурса «Золотой штихель» было продано за 730 тысяч рублей.

Эксперт в области высокохудожественного оружия, председатель комиссии конкурса «Золотой штихель» Людмила Ломаева:

Выбрать лучшее ружьё было очень сложно, претендентов на первое место было несколько. В классе «Эксклюзив» были представлены 6 изделий и все они выполнены на высоком уровне. Ружьё «Русское сафари» стало ружьём года, потому что соединило в себе всё самое лучшее: по слесарной сборке, по художественному оформлению, и оно полностью соответствует всем требованиям качества на предприятии.


Победители номинаций конкурса высокохудожественных ружей «Золотой штихель-2020»:

«Лучший гравёр» – Д.М. Григорьев,

«Лучший слесарь ССО» – А.Н. Широбоков,

«Лучший сборщик ложи» – Е.Н. Коновалов и Н.А. Комлев,

«Лучший резчик по дереву» – С.В. Санникова.

Первые места в каждом классе получили ружья:

Номинация «Классик» – ИР-615 «Волки» («Ижевские ружья»);

Номинация «Престиж» – МР-18МН (ШРМ);

Номинация «Де Люкс» – МР-27 «Гон» (ШРМ);

Номинация «Эксклюзив» – МР-221 «Русское сафари» (ШРМ, АО «ИМЗ»);

Номинация «Коллекционное» – МР-27М Ланкастер «К 100-летию Калашникова».

Ружьё года – МР-221 «Русское сафари». Золотого штихеля удостоен один из его авторов – художник-гравёр А.В. Санников.


Творения ижевских оружейников можно увидеть своими глазами – выставка работает до 4 октября

*Инкруста́ция – техника декорирования какой-либо поверхности сочетанием материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре.

24.09.2020

Автор материала:

Анжела Поздеева

Анжела Поздеева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта