Статьи

Избавит ли предпринимателей от головной боли регуляторная гильотина?

Российские сенаторы обсудили в Ижевске реформу контрольно-надзорной деятельности.

Развитие бизнеса, предпринимательства – один из ключевых механизмов развития экономики страны в целом. Но без государственной поддержки, системной ежедневной работы в этой сфере реальное движение вперёд невозможно. Не случайно, что 2020 год в Удмуртской Республике решением Главы региона Александра Бречалова был объявлен годом предпринимательства. Что же мешает малому и среднему бизнесу развернуться во всю свою мощь, какие препятствия встречает на своём пути предпринимательская инициатива? Рассуждения о несовершенстве законодательства, требования прекратить «кошмарить бизнес» стали уже общим местом. И вот наступило время конкретных действий. В феврале 2019 года Президент России Владимир Путин подписал поручение, предусматривающее разработку дорожной карты по реализации так называемой регуляторной гильотины.

Масштабный анализ правовых актов показал, что в России действует более 11 тысяч разнообразных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках. Более 8500 актов действуют ещё со времён Советского Союза, ещё 2500 родились уже в Российской Федерации. Перед Правительством РФ стоит задача до 31 декабря 2020 года проинвентаризировать все обязательные требования, отменить избыточные и принять современные корректные требования с учётом современного уровня технологического развития в соответствующих сферах. Для этого необходимо организовать межведомственное взаимодействие, в том числе и в цифровом формате.

Мы сейчас проводим работы по интеграции информационных систем проверяющих органов, органов прокуратуры, которые ведут учёт проверок, и единого портала госуслуг, который у нас становится некой витриной общения с нашими хозяйствующими субъектами, с тем, чтобы в одной точке в режиме онлайн видеть весь мониторинг как по количеству проверок, так и по качеству, по их обжалованию. И основная идея или основная наша цель – это всё-таки выявлять причины несоблюдения требований и добиваться их исполнения не проверками, а изменениями регуляторной среды. Дмитрий Григоренко, заместитель председателя Правительства Российской Федерации.

Инструмент «регуляторной гильотины» активно используется в других странах. Он применялся властями Великобритании, Вьетнама, Мексики, Хорватии и ряда других стран и доказал свою эффективность. Предложения использовать этот механизм в России звучали ранее со стороны экспертов и бизнес-сообщества. Запуск системной реформы контрольно-надзорной деятельности сделал эти пожелания реальностью. Основной целью реформы является снижение административной нагрузки на бизнес путём упрощения существующих контрольных процедур и внедрения риск-ориентированного подхода при назначении проверок. Уже принято два федеральных закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Эти законы вступают в действие со следующего года, поэтому подготовительная работа по подготовке к их реализации продолжается.

Мы сделали первые шаги, и нам предстоит ещё длинный и непростой путь. «Регуляторная гильотина», о которой сказал Президент страны, подразумевает коренное изменение не только законодательства, но и многих нормативных правовых актов, издаваемых министерствами, ведомствами. Эта процедура подготовки новых редакций, новых нормативных документов, законов займёт на федеральном уровне чуть больше года. Вячеслав Тимченко, председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности.

Частью этой работы было и расширенное совещание Комитета и Временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного и муниципального контроля в России, прошедшее 16 сентября в Ижевске в рамках рабочей поездки делегации Совета Федерации в Удмуртскую Республику. В заседании под председательством Вячеслава Тимченко, председателя Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, председателя Временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ приняли участие Председатель Государственного Совета УР Владимир Невоструев, Председатель Правительства УР Ярослав Семёнов, члены Совета Федерации, руководители территориальных органов исполнительной власти. В режиме видеоконференцсвязи к работе подключились представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти и других регионов.

Вячеслав Тимченко высоко оценил готовность Удмуртии к реформе контрольно-надзорной деятельности, отметив, что республика уже вошла в число десяти пилотных регионов по формированию единого органа государственной власти, ответственного за осуществление регионального государственного контроля.

Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики Владимир Невоструев положительно оценил опыт взаимодействия с Советом Федерации, отметив, что в регионе создана рабочая группа, принята и выполняется «дорожная карта» пилотного проекта. Вопросы применения «регуляторной гильотины» давно находятся в поле внимания Государственного Совета Удмуртии, ведётся постоянный мониторинг и анализ существующей правовой базы и выработка предложений по её совершенствованию.

В прошлом году в Совете Федерации внимательно отнеслись ко всем нашим предложениям, касающимся так называемой «регуляторной гильотины», и мы благодарны уважаемым коллегам за такую поддержку. Наша задача – создать действенный, чёткий и простой механизм государственного контроля и надзора. В Государственном Совете действует рабочая группа, в задачи которой в том числе входит детальный анализ существующей нормативной правовой базы и выработка предложений о внесении изменений или принятии новых нормативных правовых актов. Мы открыты для предложений и уверены, что совместными усилиями нам удастся добиться того, что вопросов в контрольно-надзорной деятельности станет существенно меньше, а возможностей для развития – намного больше. Владимир Невоструев, Председатель Государственного Совета УР.

В Удмуртской Республике ещё в 2018 году на базе Главного управления по государственному надзору были объединены жилищная инспекция, инспекция строительного надзора и государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. Проведённая Правительством Удмуртии организационная работа представляет интерес для других регионов. Члены Совета Федерации высоко оценили систему контрольно-надзорной работы, выстроенную в Удмуртии, особо отметив эффективный механизм поддержки предпринимательства, открытость органов государственной власти республики, готовность к диалогу и внимание к обращениям предпринимательской общественности и бизнес-структур. Не случайно, что, по оценкам, прозвучавшим в ежегодном докладе Бизнес-омбудсмена России Бориса Титова, индекс административного давления на бизнес в регионе остается одним из самых низких в России.

Самая главная задача контролёра – не наказать, не отчитаться количеством проверок, а предупредить, предостеречь. Используя риск-ориентированный подход, мы понимаем, где у нас наибольшая вероятность нанесения ущерба или вреда, и именно в этом направлении будет двигаться надзорная деятельность. Мы в Удмуртии готовы выступать пилотной площадкой и быть передовиками среди тех, кто переходит на новый вид контрольно-надзорной деятельности.Ярослав Семёнов, Председатель Правительства Удмуртской Республики.

Создание полноценной системы анализа и учёта рисков, риск-ориентированный подход, акцент на профилактику нарушений и систематизация обязательных требований – всё это нововведения, вступающие в силу со следующего года. С 21 января 2021 года предприниматель не может быть привлечён к административной ответственности в случае, если до 31 декабря текущего года какое-то обязательное требование не было переутверждено либо заменено актуальным. Ещё одно принципиальное нововведение – вводится шестилетний цикл к обязательным требованиям в Российской Федерации, по истечении шестилетнего цикла все обязательные требования должны либо актуализироваться (возможен вариант пролонгации), либо отменяться. В основе реформы лежит приоритет профилактики над наказанием. Все причины нарушений и виды рисков будут занесены в общий реестр, что сделает прозрачной причину назначения проверок. С 2023 года вводится система досудебного обжалования мероприятий и результатов проверок. Все предприниматели получат возможность бесплатно через портал госуслуг подать жалобу на процедуру или результаты проверки, и эта жалоба будет рассмотрена вышестоящим органом в досудебном порядке. Пробный проект по досудебному обжалованию проверок МЧС, Росздравнадзора и Ростехнадзора планируется запустить уже в сентябре этого года.

Будем надеяться, что у предпринимателей в следующем году появится реальный повод вздохнуть с облегчением, но отмена устаревших законов – не самоцель и не панацея. Там, где дело касается безопасности людей, – в сфере здравоохранения, производства лекарственных препаратов, продуктов питания, организации массовых мероприятий – невозможно отменить все запреты и ограничения, иначе это поставит под угрозу жизнь и здоровье людей. Но и трагические происшествия не должны быть поводом к «закручиванию гаек». Речь идёт о выборе оптимальных требований, соответствующих современным реалиям и обеспечивающих необходимую степень экономической свободы при достаточном уровне безопасности.

Именно это имел ввиду Президент России Владимир Путин:

– Когда мы сталкиваемся с какими-то крупными трагедиями, сразу начинаем всё ужесточать. А здесь нужно не ужесточать, не ослаблять, а нужно выбрать оптимальные требования к вопросам противопожарной безопасности. Так же, как и по другим вопросам. Поэтому взять и рубануть сразу – очень опасно, но оставлять так, как есть, невозможно. Поэтому в течение полутора лет и этого года Правительство будет усиленно заниматься этими вопросами».

Максим Никитин

24.09.2020

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта