Город, Культура, Новости

Родник имени Энвиля Касимова появился в Ижевске

Он соседствует рядом с родником имени Юрия Гагарина, которому несколько лет назад художник Энвиль Касимов присвоил звание «почётного удмурта».

Присвоение роднику на ул. Кирова имени Энвиля Касимова отсылает к нескольким культурным событиям, значимым для современного искусства Удмуртии.

В начале ХХ века художники творческого объединения «Танатос» Энвиль Касимов и Сергей Орлов основали премию «Почётный удмурт». Её вручали крупным творцам, учёным и знаковым фигурам последнего столетия, которые так или иначе были связаны с Удмуртией. Акция была игровая, но всё же с явным концептуальным смыслом: «присваивая» Удмуртии великих современников, Касимов и Орлов утверждали: здесь – не культурная и научная провинция, а центр мира. Среди «почётных удмуртов» были Казимир Малевич, Альберт Эйнштейн, Эмир Кустурица, Джон Леннон. Одним из первых её лауреатов стал Юрий Гагарин – человек, бесконечно расширивший представления о возможном для большинства людей поколения Касимов и Орлова, и чей полёт вряд ли был бы возможен без работы удмуртских предприятий космической отрасли. В 2011 году художники дали имя роднику на улице Кирова имя Юрия Гагарина. Позднее в Ижевске появился родник имени еще одного «почётного удмурта» – поэта-концептуалиста и художника Дмитрия Пригова (в районе ул. Авангардная).

Перформансы «Танатоса», исследующие тему смерти, до сих пор остаются образцами смелого, радикального современного искусства, которые повлияли на работу ижевской арт-группы «Археоптерикс» (позднее входящие в неё художники основали арт-объединение «Творческая дача») и молодых художников.

Больше двух десятков лет Касимов и Орлов были прямыми или косвенными учителями следующих поколений современных художников Ижевска: Орлов – преподавая на «худграфе» УдГУ, Касимов – устраивая крупные выставки молодёжного искусства, помогая начинающим авторам почувствовать себя нужными городу и убеждая их в необходимости сохранять собственный голос.

24 июля Энвиль Касимов ушёл из жизни. Появление в Ижевске родника его имени – закономерность. Его имя оказалось вписанным (буквально) в культурную традицию, которая и сформировалась благодаря его работе.

Само появление родника художники-единомышленники Касимова называют символичным. Ещё недавно на этом месте бил только один родник – тот самый, им. Гагарина. Потом рядом с родником построили высотку, и во время благоустройства придомовой территории строители вывели на землю уже два источника. Один сохранил имя Гагарина, второй с 3 сентября носит имя Касимова.

На открытии родника состоялся перформанс в духе арт-группы «Танатос» (люди в чёрном с замотанными марлей головами расхаживали с горящими факелами, наполняли родниковой водой бутылки с надписями «Гагаринка» и «Касимовка» и вручали их собравшимся). Перформанс исполнили резиденты «Арт-резиденции» – своеобразной «теплицы» молодых художников Ижевска, арт-направление которой курирует Максим Верёвкин, в прошлом – основатель арт-группы «Археоптерикс», в чём-то напрямую наследующий «Танатосу». Сообщество молодых «резидентов», таким образом – тоже творческие наследники Касимова.

Всё время, пока продолжался перформанс (почти час) одна из резиденток, Анастасия Артюшкова, пела нараспев стихи из поэтического сборника Касимова «Апология любви», изданного буквально за несколько дней до его смерти. Она учится в музыкальном училище, поёт в церковном хоре, мечтает создать синтез электронной и духовной музыки, впервые прочитав «Апологию любви», плакала от силы впечатления точными метафорами и образами, – её музыкальные опыт и вкус и искренний восторг перед поэзией Касимова позволили создать невероятное по силе воздействия музыкально-поэтическое действо. Высокий и чистый голос Анастасии звучал как психоделический гимн, как шаманское камлание, завораживая собравшихся.

Гостям на открытии родника предлагали лук. Именно луку был посвящен последний крупный арт-проект Касимова: в течение года он изображал лук во всех мыслимых техниках и стилях (от иконописной традиции на золотом фоне доске до обаятельного хулиганства вроде изображений лука на сушёной рыбе или раскрашенной под разноцветные луковицы клизмы), а итогом этой работы стали выставки в Республиканском музее изобразительных искусств и в Ботаническом саду Пермского госуниверситета при участии музея современного искусства ПЕРММ.

Вся эта концентрация тем и смыслов ясно сигналила: творческое наследие Касимова не остаётся где-то в прошлом, оно – часть настоящего художественного процесса Ижевска и явно будет влиять на его будущее.

А родник его имени станет местом, куда в любой день можно прийти и почтить его память. Поскольку похоронили Энвиля Касимова в родной деревне Кестым Балезинского района, родник стал  его кенотафом – традиция «символических могил» родных, похороненных где-то в далёких краях, принята в Удмуртии с давних пор.

04.09.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта