Статьи

По какому пути пойдёт агропром?

Селяне обсуждают стратегию своего дальнейшего развития

Минсельхозпрод Удмуртии разрабатывает новую республиканскую госпрограмму по развитию сельского хозяйства, регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период до 2025 года. Это стратегия развития отрасли в рамках перспективного плана «Удмуртия-2030». Новый вектор развития отрасли обсуждается в активном диалоге с сельхозпроизводителями республики. На прошлой неделе состоялось расширенное заседание Общественного совета при министерстве.

Три стратегии успеха

Итогом кустовых совещаний в районах (они прошли перед заседанием совета) стала разработка трёх стратегий развития агропрома республики. Их представила заместитель председателя Правительства – министр сельского хозяйства и продовольствия Ольга Абрамова. Каждое прозвучавшее со стороны сельхозпроизводителей предложение было учтено, в итоге им сегодня предстояло самим выбирать, по какому пути идти и развиваться в ближайшие пять лет.

– Программа сейчас находится в стадии формирования, – пояснила Ольга Викторовна. – Для нас очень важно, чтобы каждый сельхозпроизводитель увидел в ней себя. Именно поэтому в течение этой недели мы совещались с каждым муниципальным образованием. Мы обсуждали предложения сельхозтоваропроизводителей по направлениям и принципам государственной поддержки. То есть вечный вопрос – давать на молоко или на стройку. И сегодня мы бы хотели подвести итоги этой работы, которая была проведена.

Сформированный документ уже в сентябре будет представлен в Государственный Совет и потом будет направлен на утверждение Главы Удмуртской Республики.

Первая стратегия – ничего не менять

– Мы можем ничего не делать, сохранить уровень господдержки на текущем уровне – 2,3 и даже 2,7 миллиарда рублей. Отрасль точно будет продолжать расти по инерции с показателем 2-3 процента в год, – рассуждала Ольга Абрамова, – поскольку и генетика у нас есть, и технологии совершенствуются, и хозяйства развиваются. Есть у нас реальные хозяйства-лидеры, которые увеличивают свои объёмы производства. Но мы понимаем, что с такими небольшими темпами роста мы становимся менее конкурентоспособными, поскольку рынки расширяются, и со стороны переработки ощущается всё больший запрос на сельхозсырьё. Поэтому мы считаем, что нам с вами имеет смысл поговорить о возможности изменения нашей стратегии и нашей государственной программы развития сельского хозяйства до 2025 года. И здесь крайне важно то, что любые изменения в таких масштабах могут происходить только с учётом дополнительных ресурсов. В рамках проекта государственной программы сумма государственной поддержки увеличивается кратно.

Вторая стратегия – интенсивно развивать существующие отрасли

Для этого предполагается увеличить господдержку на 2,6 миллиарда рублей на расширение производства молока, мяса крупного рогатого скота, рыбы, картофеля и овощей, льна.

– Мы концентрируемся на возмещении затрат на капитальные вложения, – пояснила вице-премьер. – При этом, например, при строительстве животноводческих комплексов мы не говорим о том, что нам нужно поддерживать восстановление наших существующих ферм. Речь идёт о новых животноводческих комплексах с учётом расчётной стоимости не менее 280 тысяч рублей на одно скотоместо. Таким образом, это должны быть типовые проекты. При этом меры поддержки из регионального бюджета в большей степени будут включать в себя CAPEXы, то есть возмещение прямых понесённых затрат на строительство животноводческих комплексов, приобретение техники и оборудования, цифровизацию производства и так далее.

Третья стратегия – интенсивно развиваться с учётом новых направлений

– Здесь мы мотивируем вас вкладывать в своё развитие через предоставление субсидий на 1 тонну произведённой и реализованной продукции при условии прироста объёмов производства. Плюс CAPEXы на развитие новых производств и отраслей и обустройство инфраструктуры для производственных площадок, – продолжила рассказ куратор отрасли. Поддержка в этом случае также увеличивается на 2,6 миллиарда рублей.

К чему стремимся?

В новую Госпрограмму войдут 8 подпрограмм. В качестве целевых индикаторов, к которым будет стремиться республика, взяты следующие показатели. Доля сельского хозяйства в ВРП на сегодня составляет 6-7 процентов. Её предполагается к 2025 году довести до уровня 9 процентов.

Инвестиции в сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность к 2025 году должны составить не менее 20,5 миллиарда рублей вместо нынешних 7,7 миллиарда.

Экспорт продукции АПК к 2025 году необходимо будет увеличить с имеющихся 2,9 миллиона долларов до не менее 20 миллионов долларов.

– И это очень мало, – констатировала министр.

Налоговые поступления, в том числе от расширенного производства и от вовлечения в оборот земель сельхозназначения без увеличения налоговых ставок, должны стремиться к 4 миллиардам рублей, а валовое производство на 1 гектар земли предстоит увеличить с 75,08 миллиона рублей до 89,34 миллиона. 

Ещё одной приоритетной задачей признано формирование земельного фонда под реализацию конкретных инвестиционных проектов.

«За» и «против»

В ходе обсуждения его участники в большинстве своём склонялись поддержать третий вариант стратегии. Однако и в этом варианте были спорные моменты, о которых говорили выступавшие. С одной стороны, предоставление государственной поддержки за произведённую и реализованную продукцию делает этот процесс понятным и прозрачным как для сельхозпредприятия, так и для государства. С другой стороны, смущала формулировка «при условии прироста объёмов производства». Это поставит препоны для малых предприятий, которым для того чтобы провести инвестиции, например в капитальное строительство, нужно добиться роста объёмов. Да и крупным предприятиям, достигшим своего потолка, тоже сложно развиваться дальше, не сделав дополнительные вложения. А роста уже нет. К тому же есть определённый потенциал хозяйства или животного, который не позволяет производству ежегодно прирастать.

Возникли вопросы и к условию наличия роста продуктивности животных или увеличения поголовья. На это Ольга Абрамова ответила, что позиция удмуртского Минсельхозпрода состоит в том, что рост производства за счёт увеличения продуктивности животных либо за счёт поголовья скота – дело самого предприятия. Делать тот или иной фактор критерием отбора для предоставления господдержки не стоит. Это министерство намерено отстаивать и на федеральном уровне.

Критике со стороны Ольги Абрамовой подверглась несвязанная поддержка.

– На наш взгляд, она является очень неэффективным способом поддержать сельхозтоваропроизводителя, – пояснила Ольга Викторовна. – Во-первых, потому что не все имеют возможность её получить, а во-вторых, потому что она критически мала. И никоим образом ничего не компенсирует и не стимулирует. Она, скорее, на проедание.

Революционным было предложение изменить в корне налоговую систему по отношению к сельхозтоваропроизводителям.

– Эффект по налогам будет, если поменять систему налогообложения, – заявил его автор. – Отменить все налоги и ввести один налог от реализации продукции. Тогда никто и скрывать ничего не будет.

Показавшееся сначала смелым предложение было поддержано, и министр взяла это себе на заметку. Однако решение этого вопроса находится на федеральном уровне.

Конечно, возник и вопрос, откуда могут взяться дополнительные 2,6 миллиарда рублей.

– Дополнительные ресурсы будут привлечёнными, – пояснила Ольга Абрамова. – За счёт разных возможностей, разных источников, которые есть сегодня у государства. Но при этом государство должно чётко понимать, каким образом они будут возвращаться. То есть, задавая вопрос и защищая эти 2,6 миллиарда рублей, мы сами должны понимать, как они вернутся в экономику. Через налоговые поступления. Через создание новых рабочих мест. Через ВРП. Чрез освоение новых посевных площадей. И в какие сроки произойдёт этот возврат. Совершенно очевидно, что через год мы ничего не сможем получить. Сельское хозяйство – совершенно не та отрасль, но мы полагаем, что по отдельным направлениям от трёх лет вложений мы можем видеть эффект. Но мы должны чётко понимать, что эффект от этих вложений будет.

03.09.2020

Автор материала:

Игорь Егоров

Игорь Егоров


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта