Статьи

Назад в будущее

Почему люди склонны идеализировать прошлое

Когда в 1968 году Пол Маккарти писал песню Back in the USSR, вряд ли он мог подумать, что через полвека слова «Назад в СССР» станут для кого-то политическим лозунгом, программным заявлением, а для кого-то и прямым призывом. Оставим в стороне так называемых «граждан СССР», раздающих на улицах приглашения получить советский паспорт и оформить советскую пенсию, причём в советских рублях, пусть ими занимаются профильные специалисты. Нельзя не заметить, что в последнее время в социальных сетях появилось большое количество групп, участники которых с теплотой вспоминают Советский Союз. Что это? Простая человеческая ностальгия по детству и молодости, уважение к своей истории, отрезвление после многих лет негатива в отношении той эпохи, стремление скрыться в мире иллюзий от ежедневных проблем или проявление каких-то сложных глобальных социально-политических процессов? На эти темы рассуждали в прямом эфире «Новой студии» радио «Моя Удмуртия» политолог, кандидат философских наук Александр Балицкий и психолог, кандидат психологических наук Сергей Субботин.

Может быть, среди наших читателей эксперты найдут своих единомышленников, а может, для кого-то их мнение станет поводом для самостоятельных рассуждений на эти темы и даже споров.

Везде хорошо, где мы есть

Сергей Субботин: «Любому человеку свойственно мечтать о возможности прожить жизнь сначала, но когда такая возможность предоставляется (пока только героям фильмов и литературных произведений), возникает опасение потерять то, что дорого сейчас».

Считать, что завтра будет лучше, чем вчера, верить в светлое будущее – естественное убеждение человека, источник социального оптимизма, стремления строить и созидать.

Вспоминая советскую эпоху, Александр Балицкий подчёркивает, что человеку свойственно идеализировать будущее, но с годами приходит понимание того, что не всё, от чего мы так спешили отречься в перестроечные годы, было однозначно плохо: «В любом времени есть и плюсы, и минусы. Не может быть однозначно негативной оценки прошлого, везде хорошо, где мы есть. Лично я не ностальгирую по прошлому, предпочитаю жить в настоящем, и вернуться к несвободе даже в простых вещах мне бы не хотелось». Современной молодёжи сложно поверить, что советское государство регламентировало даже музыкальные предпочтения своих граждан, жизнь советского человека была предопределена: закончил школу – поступил в институт, потом пошёл работать, встал в очередь на квартиру и т.д. Не лучше, но и не хуже других, по накатанной несколькими поколениями колее. И всё-таки большинство, кто жил в те годы, вспоминают их без особого негатива.

«Мы живём со страхом перед будущим, ненавидим настоящее и обожаем прошлое, – иронично замечает Сергей Субботин. – В настоящем мы более реалистичны, способны объективнее оценить, что хорошо, а что плохо. На удалении и хорошее, и плохое ослабевают, но плохое забывается быстрее. Человек склонен помнить те моменты и поступки, за которые он себя уважал, и забывает неприятности и разочарования. Это не связано с Советским Союзом, это не связано с новым временем, это не связано с Россией, такие отзывы с ностальгией по прошлому учёные встречали и на древних глиняных табличках, равно как и негативные комментарии по поводу современной молодёжи. Сейчас уже встречается ностальгия по 90-м. Потому что люди многое забыли».

Раньше думай о родине, а потом о себе!

Александр Балицкий: «Произошла смена кумиров. Да, были ложные кумиры и в советское время, но были и примеры порядочности, честности. Мне отец сказал замечательную фразу, которая сопровождает меня всю жизнь: «Нет ничего выше верности, кроме чести».

Говоря о современной молодёжи, многие противопоставляют советскую систему воспитания современной, обвиняют молодое поколение в бездуховности, но их ли это вина, и когда быть молодым было легко? Хорошие учителя и воспитатели были всегда, и сейчас их, наверное, не меньше, чем в советское время. Но советские педагоги работали в рамках чётко выстроенной идеологической системы, сейчас же взаимоотношения детей, учителей и родителей больше похожи на сюжет басни «Лебедь, Рак и Щука». Александр Балицкий полагает, что сегодняшний переломный момент связан со сменой ориентиров общественного развития, что привело к утрате многих фундаментальных ценностей, связанных с культурой: «Не считаю, что та культура была лучше или выше, но на первом месте были моральные аспекты, а не меркантильные. Увы, сейчас вопросы, связанные с честью, порядочностью, ушли на второй план, уступив место «золотому тельцу».

Излишняя зарегламентированность школьной жизни касалась не только идеологии, точнее говоря, советская система видела идеологическую подоплёку даже в бытовых мелочах. Александр Балицкий вспоминает, как на пороге школы стоял завуч с линейкой и измерял ширину клёшей на брюках, чересчур длинные волосы тоже могли навлечь на тебя недовольство педагогов. Ребёнок был объектом, из которого лепили строителя коммунизма – винтик для государственной машины. И это не могло не порождать внутренний протест. Сейчас же педагогические качели качнулись в другую сторону, и, по меткому замечанию Александра Балицкого, мы имеем дело с «разгулом субъектности и субъектной вакханалией».

По мнению Сергея Субботина, есть четыре проблемы, мешающие человеку добиться успеха в жизни, и преодолеть их должна помочь система воспитания. Это персональный комплекс превосходства (мне ничего не надо, у меня всё есть); элементарная лень; негативное предубеждение (вечное ворчание по любому поводу); отсутствие образа будущего. «В Советском Союзе, – отмечает Сергей Субботин, – это было поставлено на воспитательный конвейер. Я растворялось в Мы, очень сильном Мы, и это было предметом гордости. Правда, это позволяло человеку не брать ответственность за личные результаты, подавляло индивидуальность. Сейчас эти проблемы обострились – такого количества «нытиков» не было даже в тяжёлые 90-е годы (в Советском Союзе это считалось не мужским стилем поведения). Редкий тренинг сейчас обходится без борьбы с ленью под флагом повышения личной эффективности».

Руководящая и направляющая

Александр Балицкий: «Сегодня нет чистых обществ. Невозможно заявить: вот в этой стране капитализм, а в этой – социализм. Идеологически однородных, чистых обществ никогда не было, нет и вряд ли они будут. Можно говорить лишь о доминирующей идее».

Обсуждая СССР, невозможно обойти стороной роль КПСС – руководящей и направляющей силы советского общества. Как считает Сергей Субботин, КПСС не была партией в строгом понимании этого термина, это была своеобразная управленческая гвардия, передовой отряд, элита советского общества. Большинство же простых граждан, не участвовавших напрямую в партийной жизни, сталкивались лишь со своеобразной проекцией, благополучным, позитивным образом, трансформированным в октябрятские звёздочки, пионерские отряды, комсомольские организации. Александр Балицкий напоминает, что коммунизм и марксизм как его идеологическая основа родились в Европе и созданы людьми не бедными, но распространение и попытки воплощения получили на Востоке. Социально-экономические проблемы и обнищание масс сделало их более восприимчивыми к левым идеям, подтолкнуло к воплощению идеи в реальные практики.

Отвечая на вопрос о современных преемниках КПСС, эксперты сошлись во мнении, что современные партии, использующие лозунги советских времён, отошли от идеалов советских коммунистов. Отчасти это процесс объективный – сейчас сложно говорить о существовании классов и классовой борьбе в рамках теории Карла Маркса. В борьбе за власть современные партии эксплуатируют идеи и названия, порой весьма далёкие от их реальных дел и установок. Программы многих современных партий – просто рекламная форма подачи оппозиционных идей, считает Сергей Субботин. В погоне за симпатиями молодёжи многие используют их естественное стремление к «экшену», «движу», любым переменам, не важно – к лучшему или худшему. Например, некоторые современные партии, называющие себя либеральными, заявляют, что придя к власти, прибегнут к люстрации и силовым мерам в отношении оппонентов, а партии, использующие коммунистическую риторику, не всегда придерживаются коммунистической идеологии. По мнению Александра Балицкого, законы функционирования всех партий одни и те же. Самый главный – борьба за власть. Чем более многопартийной становится система (пока у нас формально многопартийная система), неизбежно появляется партия, которая берёт на себя миссию быть правящей и вынужденно приобретает черты, которые имела КПСС. Независимо от идеологических установок именно правящая партия несёт крест административно-хозяйственной деятельности, и на ней лежит бремя управленческой ответственности.

Между прошлым и будущим

Сергей Субботин: «Человек подобен гребцу в лодке – мы плывём спиной к движению. Будущее неведомо, а прошлое – вот оно, перед глазами. Прошлое привлекательно потому, что мы его видим, а будущее важно и ценно потому, что мы там неминуемо окажемся».

Как же найти гармонию в нашем вечном движении из прошлого в будущее? В интерпретации Александра Балицкого, цивилизации древнего Востока жили в модели постоянного обращения к прошлому – это не только ностальгия, но и зов предков, дух предков. В древнегреческой цивилизации была попытка выживания в настоящем – многополисность, взаимодействие, разнообразие. И только авраамические религии обратились к будущему – разомкнули настоящее, чтобы обратиться в будущее, но не попирая прошлого. Сергей Субботин сравнивает нашу жизнь с движением канатоходца: «Любой человек, любое общество балансирует на ниточке, натянутой между значимыми результатами в прошлом и ожиданиями в будущем. Если чего-то из этого нет, ниточка провисает и человек падает, общество падает, поэтому мы так ценим прошлое. Исторический опыт нации является системообразующим фактором её существования. Но важен и образ будущего. Если человек существует без прошлого, ему не от чего оттолкнуться, нет печки, от которой плясать. С другой стороны, если человек живёт только прошлым, то он лишает себя будущего. Прошлое и будущее как будто две химеры. Прошлое никогда не вернуть, оно уже произошло, отдаляется и становится сном. Будущее ещё не наступило. Если выбирать между двумя химерами, то лучше выбирать будущее, оно более реально – оно наступит, а вот прошлое не наступит уже точно».

Максим Никитин

28.08.2020

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта