Журнал "Родина", Статьи

Двадцать российских умельцев

Представляем изобретателей-самородков, вписавших свои имена и открытия в историю цивилизации

Продолжение. Начало в номерах газеты за 16, 23 июля, 6, 13, 20 августа 2020 г.

Двадцать русских умельцев – капля в море. Поверьте. Их даже не тысячи. И вокруг каждого – ещё тысячи их помощников. Да у нас же целая Страна изобретателей! Мы умеем гордиться «своими» – и правильно делаем. Но гордимся чаще абстрактно, в общем и целом. А чуть копни историю, чуть оглядись вокруг – тьма гениев разнокалиберных, в лаптях или очочках. Безвестные, затёртые и звонкие – в них и скрыта умственная суть Отечества.

Фёдор Пироцкий (1845-1898):

Электрический трамвай

Единственным, кто сразу оценил перспективы рогатой «бесовщины», оказался хитрый немец Сименс

Пироцкий был сыном Аполлона, военного медика. Жизнь Фёдора Аполлоновича прошла при погонах, кипуче. А вот «скалозубом» и отчаянным служакой он, по всей видимости, не был. Не о чинах всё больше думал, а о благе Отечества.

Учился в кадетском, в артиллерийском, служил в артиллерии. Но болел «электричеством». Служа в Петербурге, изводил руководящие инстанции неуёмными начинаниями. Разработал особую систему доменных и пекарных печей. Блеснул статьёй «О передаче работы воды, как движителя, на всякое расстояние посредством гальванического тока». Речь фактически шла о создании сети гидроэлектростанций, которые «у нас в России… могут иметь огромное применение, в чём не трудно убедиться, взглянув на карту». (Начать предлагал с Нарвского водопада).

А в 1875-1876 годах провёл опыты, пустив вагончик по железной дороге под Сестрорецком. К раме вагончика конки был подвешен электромотор и редуктор, передававший вращение колёсам. Газеты восторженно бурлили, владельцы конок гневно обличали «бесовщину». А власти отмахнулись и денег на совершенствование конструкции не дали…

Заинтересовался сразу, говорят, только Карл Сименс. Человек со связями, обласканный петербургской властью, он уже имел выгодный контракт на создание русской телеграфной сети. И в случае с Пироцким сообразил, что дело стоит свеч. Расспрашивал изобретателя, изучал чертежи…

В 1881 году фирма братьев Сименсов приступила к изготовлению вагонов, подозрительно напоминавших конструкцию русского инженера. Их трамвайчики побежали – и Россия с 1892 года стала закупать их у Сименсов. А что же Пироцкий?

А ничего. Надоел своими фантазиями, был отправлен в отставку c урезанной пенсией, на которую в Петербурге не протянешь. Поселился в гостинице в Алёшках (Цюрупинск Херсонской области). В мае 1898 года газета «Юг» известила, что ещё 28 февраля никому не нужный Фёдор Аполлонович умер. Хоронить было не на что, денег при нём не нашли, для похорон продали с молотка на площади его барахлишко. Выручили 65 рублей. Пять ларей, четыре чемодана и три ящика с какими-то бумагами, картинами и книгами никто покупать не захотел.


Литература

Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянном ящике надпись «Берегись трамвая!». Тотчас и подлетел этот трамвай…

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»


Суть изобретения

В сентябре 1874 года на Волковом поле в Петербурге Фёдор Пироцкий показал, как шестисильная динамо-машина, приводимая в движение паровым локомобилем, даёт ток, который по проводам на расстоянии 50 метров приводит в действие вторую динамо-машину. В 1876 году прошли испытания вагончика с электродвигателем. Электропитание шло через рельсы, один из которых служил прямым проводом, а другой – обратным (при напряжении постоянного тока 100 в). Вагончик с 40 пассажирами шёл со скоростью 10-12 км/час. После доработок демонстрация состоялась в августе 1880 года в Петербурге.

Конкуренты

Опыты Пироцкого так и остались опытами. Изобретателем трамвая принято считать Вернера фон Сименса. После Берлинской выставки братья демонстрировали свой поезд по всей Европе, пока в 1881 году первый трамвай компании Siemens&Halske не был запущен по специально построенной железной дороге между Берлином и Лихтерфельдом.

Продолжение следует

Игорь Вирабов, Исторический журнал «Родина»

28.08.2020

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта