Статьи

Легенда о счастье

Традиционный кукольный форум открылся в Ижевске

Раз в два года ВЦ «Галерея» собирает художников-кукольников из Удмуртии и других регионов, чтобы создать масштабную экспозицию авторских кукол, объединённых общей темой. На этот раз традиционный «сбор» кукольных дел мастеров оказался посвящён легендам во всём их разнообразии – от фольклора до классики фантастической литературы.

Экспозиция «Легенда о счастье» (0+) объединила традиционную выставку-конкурс «Галереи» и проект семьи Намдаковых «Ульгэр», благодаря чему возникает увлекательный диалог сюжетов. Участники проекта «Галереи» не были ограничены ни материалами, ни стилистикой, а заданную тему могли трактовать как угодно широко – в результате медведи-тедди (на них авиационные костюмы, и их счастье явно не бочонок мёда, а бескрайнее небо) здесь соседствуют с кикиморами, персонажи Толкина – с героинями удмуртских сказок, а по представленным технологиям можно изучать искусство современной авторской куклы, – здесь представлены текстильные, войлочные, фарфоровые, пластиковые работы – реалистичные и фантазийные, миниатюрные и масштабные.

Для некоторых художников тема этого года трансформировалась в «личность-легенду» (впрочем, успех и признание для творческого человека – разве не счастье?). Зрители с восторженным недоверием обходят «портретную» куклу, изображающую знаменитого советского танцовщика Махмуда Эсамбаева, исполняющего лезгинку. Лицо так точно вылеплено и тонко прописано, что кажется тёплым, живым, а черкеска, папаха и кинжал за поясом дополняют любимый многими сценический образ. Рядом – «легенды русского рока», увиденные ироничным взглядом – кукольные шаржи на Андрея Макаревича, Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука.

Художница Наталья Пахомова создала свою «Мантикору» в сложной технике – львиная морда с алой, зубастой пастью и скорпионий хвост – из холодного пластика, густая грива – из искусственного меха, продранные в многочисленных битвах нетопыриные крылья – из натянутой на каркас кожи, львиное тело – из «плюшевого чебурашки». Но, как и химера Мантикора из средневековых европейских сказок, эта работа мастера-кукольника выглядит единым целым, естественным в своей небывалости существом. А вот куклу Софьи Калач в русалку превращает антураж – милая девочка-подросток сидит у совершенно сказочного дерева, у корней которого закручивается папоротник и растут лохматые мхи.

Фото Сергея Рогозина

Несколько работ посвящены финно-угорской мифологии. Дева-лебедь художницы Надежды Степановой посвящена марийской легенде о волшебной птице, которая приняла человеческий облик и попыталась стать женой обычного парня, но не вынесла злобы свекрови и снова обернулась белой лебедью, – и суженого с собой забрала. Красавица Италмас в традиционном удмуртском платье напоминает о сюжете, который в ХХ веке придумал поэт Михаил Петров. А будто светящаяся изнутри, сквозь белую кожу, серебряные волосы и тонкое льняное платье девушка с коромыслом  отсылает к удмуртской сказке «Откуда на Луне пятна» (в этой тонкой работе продуманы все мелочи – коромысло украшает традиционный орнамент, на шее девушки лежат серебристые монисто, из деревянных вёдер  на землю капает бисерная вода).

Из десятков работ выставки-конкурса жюри отобрало победителей в нескольких номинациях. Но зрители могут сделать свой выбор – по итогам выставки будет вручён приз зрительских симпатий.

27.08.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта