Статьи

Признание в любви Учителю

Воспоминания о фронтовике Николае Васильевиче Калинине

В 2022 году балезинская школа № 5 отметит 110-летний юбилей. Об истории её развития, учителях мы рассказали в номере «УП» от 16 июля. Сегодня публикуем воспоминания об учителе-фронтовике Николае Васильевиче Калинине, посвятившем себя школе и её ученикам.

«Память трудных дорог» – так называется книга, написанная фронтовиком, моим учителем и классным руководителем Николаем Васильевичем Калининым.

Признание в любви Учителю
Заслуженный учитель Удмуртской АССР, Почётный железнодорожник Калинин Н.В

Листаю страницы книги, снова и снова начинаю перечитывать одну главу за другой, и память уносит меня в те ставшие далёкими времена.

Строгий, но любимый

Я всегда искренне уважала своих учителей, но в старших классах начала искать свой идеал Учителя (очевидно потому, что давно решила, что буду учителем, и непременно хорошим). Значительно позже поняла, что искатьидеал не нужно. Идеальных людей не бывает.

Я стала педагогом, вернулась в родной посёлок через 10 лет после окончания школы. Конечно, была наслышана о появившемся в школе музее, создателем которого был наш Николай Васильевич. Это был (и есть) музей боевой славы 650-го Краснознамённого Бранденбургского авиационного полка, в котором лейтенант Калинин прошёл – пролетал – всю войну. В первую же нашу встречу попросила его показать своё детище, благо, что эта встреча состоялась в самой школе. Мне показалось, что он с удовольствием повёл меня в музей.

Николай Васильевич почти не рассказывал нам о войне и о себе. Любимый и уважаемый всеми ребятами, он в то же время был неулыбчивым, до ужаса строгим, бескомпромиссным и недоступным. Чем же он брал наши души? Любовь и уважение к нему передавались от поколения к поколению, как эстафетная палочка, и ни разу никто её не обронил. Пробую искать истоки этого сегодня и почти не могу найти. Ореол лётчика-фронтовика? Пожалуй, но он был не единственным фронтовиком в школе. Умный, знающий, образованный, интеллигентный? К тому же высокий, статный, очень симпатичный? Да, конечно, но и такие есть! Честный, справедливый, объективный, уважал в каждом ученике личность? Да, и это всё тоже! И всё-таки?

Творил чудеса

33 года в одной школе. 30 из них отдано кружку технического творчества, который стал делом всей жизни Николая Васильевича, делом всех поколений его выпускников. Он не просто «вёл» кружок, а добивался ежегодно призовых мест в республике, по Горьковской железной дороге, на ВДНХ СССР – всюду, где выставлялись работы его учеников. И это были не примитивные «болванки» – все модели кружковцев были действующие! Управляемые дистанционно, они ездили, летали, плавали. Одна из многочисленных моделей – огромный действующий макет участка электрифицированной железной дороги! А на уроках физики наши знания проверялись не мелом по доске, а электронной вычислительной машиной, сконструированной учителем и выполненной учениками. Всё – из подручных средств, в магазинах тогда ничего не было. Не один десяток мальчишек благодарны ему в выборе профессии – будь то в военной сфере или технической. Со специальным образованием или без эти ребята – мастера на все руки.

Я всю жизнь была связана с народным образованием, видела немало выставок детского творчества, но вещей, подобных творениям кружковцев, не встречала. Разве что на самой ВДНХ, где наши балезинские ребята были достойными соперниками воспитанников из дворцов пионеров, станций юных техников, которые обеспечивались так, как сельская школа могла только мечтать. Несмотря ни на что Николай Васильевич творил свои чудеса. А каким он был учителем! Объяснял доступно на каком-нибудь спичечном коробке так, что понятным становился даже самый сложный закон физики.

Другой учитель

Судьбе было угодно распорядиться так, что я снова прошла какой-то период своей уже взрослой жизни рядом с Николаем Васильевичем. Мы часами, день за днём на протяжении года готовили встречу однополчан, посвящённую 40-летию формирования полка. Разговаривали не только о войне – о школе, ребятах, его кружке. Я с удовольствием и интересом  слушала, как он с гордостью рассказывал об успехах своих бывших питомцев-кружковцев. Он знал всё и о каждом. А я смотрела на него и представляла: ночной бомбардировщик, как в кино, в свете прожекторов и в перекрестии трассирующих пуль и он, слившийся со штурвалом самолёта – молодой и красивый. Сколько этих полётов навстречу смерти было у него за всю войну?

А потом я познакомилась с его «ребятами» – однополчанами, видела, как они смеялись до слёз, вспомнив очередной эпизод своей счастливой трагической молодости. Кто-то из них не видел однополчан с победного 1945-го, кто-то – с начала войны, кто-то не был знаком друг с другом, потому что прибыл в полк вместо выбывших из строя. А встретились они в Балезино, в музее своей славы. Я молча, часами слушала их, смотрела на их скупые слёзы, плакала и смеялась вместе с ними. Но главное – я увидела своего учителя другим, прикоснулась к другой его жизни.

Я благодарна своему учителю за то, что он впустил меня в свою жизнь. Помню последнюю нашу с ним встречу, тогда я не знала, что он неизлечимо болен. Он был ещё полон оптимизма, лелеял мечту о своей новой книге – уже написанных им воспоминаниях «В небе Прибалтики». К сожалению, книга так и не увидела свет.

Пожалуй, я могу вполне определённо сказать, что отличало его от всех остальных учителей. Преданность. Школе, кружковцам, ребячьей мечте, которую помогал осуществлять, однополчанам. Учитель оставил свой след. Дано ли это каждому из нас?

Евгения Александровна Дмитриева, ветеран труда, бывший директор нашей с ним школы

13.08.2020

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта