Культура

«Открытый город» – праздник со сверхзадачей

Александр Старков, директор агентства «КультProСвет», куратор Мастерской городских изменений «Люди делают место»:

– Невозможно с точностью сказать, кто и когда придумал фестивали. Может быть, это были первые люди, которые, завалив мамонта, устроили пляски вокруг костра. Или древние греки, до катарсиса упившиеся вином на религиозной мистерии. Или викинги, закатившие пир горой в честь хорошей добычи. Или средневековые «бременские музыканты», заехавшие на час на городскую ярмарку с весёлым представлением.

Так устроен человек: съев хлеба, он жаждет зрелищ. С младенчества цивилизации праздник занимал особое место в её жизни. В разных культурах и обществах он имел свой характер и свои функции. И в какой-то момент из присущего человеку желания праздника родилась особая форма коллективного веселья, которую мы теперь называем фестивалем.

Главное отличие современного фестиваля от традиционного праздника заключается в смене взгляда – из прошлого в будущее.

Народные и религиозные праздники – это способ регулярного подтверждения единства, основанного на истории и традиции – то есть на общем прошлом. Фестиваль же – поиск новых смыслов и объединение вокруг новых идей. Знаменитый «Вудсток», собравший в 1969 году 500 тысяч человек, возвестил всему миру о том, что рок-музыка может объединять людей не хуже церкви или политики.

Традиционный праздник – это ритуал. Фестиваль – поиск новых форм или переосмысление старых. Если античные Олимпийские игры были религиозным актом, то Олимпиада Пьера Кубертена – средством популяризации спорта и укрепления дружбы народов, а нынешние Игры – бизнес и арена для политических игр.

Что остается общим – это способность собрать людей вместе физически, объединить эмоционально и довести до состояния, которое можно назвать душевным подъёмом или даже коллективным экстазом. Такой эффект достигается на футбольном матче или стадионном концерте, который потом с трепетом вспоминают всю жизнь. Это состояние можно создать, но нельзя навязать. Таков основной закон фестиваля.

Поэтому так и не стал любимым праздником пресловутый День города. Придуманный для того, чтобы дарить горожанам  радость от ощущения причастности к своему городу с его историей и культурой, он постепенно и повсеместно выродился в натужную, одинаковую год от года, симуляцию с салютом в конце. Лучший способ провести такой праздник – это отменить его и посмотреть на реакцию.

Вот доказательство. В 2011 году в Ижевске прошёл слух о том, что в городе отменят празднование Дня молодёжи. То ли из-за отсутствия бюджета, то ли ещё почему. Эта новость вызвала бурление в молодёжной среде. Бурление привело к самоорганизации. Самоорганизация вылилась в проведение первого Фестиваля современной культуры «Открытый город», одним из организаторов которого был автор этой статьи.

Дело было в начале лета, нас было пять человек, и у нас не было ничего, кроме идеи сделать классный городской фестиваль «как в Европе». Мы позвали всех, кого знали, и вместе придумали программу. Получили 5000 рублей от минкульта на печать афиш. Нашли аппаратуру. Договорились с управлением культуры о возможности проведения в парке Кирова. И 26 июня сделали фестиваль, который включал семь тематических площадок – от турнира реконструкторов и джазовой танцплощадки до хардкор-сцены и фаер-шоу.

Название было выбрано не случайно: нам казалось, что Ижевск – в прошлом закрытый город – до сих пор не очень-то открыт ни новым веяниям, ни собственному искусству. И нам хотелось показать городу то интересное, что у него есть. Получилось так круто, что на следующий год «Открытый город» переехал на Центральную площадь и шёл почти три недели. А потом снова и снова.

За семь лет фестиваль объехал практически все открытые площадки Ижевска и, наконец, сам стал частью города – задав формат и подарив половину имени новому творческому пространству – Открытому саду.

На практике выяснилось, что кроме исходной – зрелищной – задачи, городской фестиваль может выполнять ещё несколько полезных функций. А) Объединяя множество небольших групп по интересам (городских сообществ) вокруг подготовки одного большого действа, знакомить их друг с другом и создавать между ними связи, которые не разрушаются и после фестиваля. Б) Оживлять унылые городские пространства, наполняя их новыми смыслами, активностями и, в конце концов, людьми. В) Связывать прошлое с будущим, с одной стороны, будучи площадкой для творческих экспериментов, а с другой – работая с культурными традициями и становясь новой городской традицией.

В этом году «Открытый город» начнётся 22 августа – по традиции в Открытом саду, а затем в буквальном смысле откроет несколько новых площадок. 5 сентября фестиваль оживит набережную реки Подборенки у микрорайона Новый город, а 19 сентября – новое пространство в Соцгороде.

Присоединяйтесь и помните: в жизни всегда есть место празднику!

13.08.2020

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта