Статьи

Мастерство, пронесённое сквозь время

Фестиваль «Русь дружинная» открывает секреты средневековых ремесленников

Продолжение. Начало по ссылке.

В любом средневековом поселении кварталы ремесленников были одним из центров, где кипела жизнь. Именно мастера – ткачи, кожевенники, гончары, стеклодувы, камнерезы – могли составить славу города. На фестивале исторической реконструкции «Русь дружинная» мастера расположились двумя большими «слободами» на окраинах просторной поляны туристического комплекса «Варяжская дружина».

Сюда можно было завернуть с ристалища или стрельбища за покупками (где ещё добыть украшения в технике кольчужного плетения, войлочную шляпу как у швейцарских щёголей или настоящих оловянных… не просто солдатиков, а миниатюрных тевтонских рыцарей, славянских дружинников, ордынских лучников, крылатых польских всадников, лихих гусар?) или просто за впечатлениями. А можно было разговориться с мастерами и за десять минут совершенно бесплатно узнать невероятно много о том, как работали ремесленники много веков назад и как их открытия применяются сегодня.

Секреты стеклянных бусин

Постоянные участники «Руси дружинной» – мастера, работающие со стеклом, Ксения и Александр Башегуровы. Они участники пермского клуба исторической реконструкции «Уральские белки», в центре внимания которого культура новгородских купцов-ушкуйников XIII-XIV веков. По рекам ушкуйники дошли до Перми, успели набедокурить на берегах рек современного Пермского края, так что для пермских реконструкторов они, считай, местные.

Ксения и Александр, как и остальные «Уральские белки», одеты как новгородцы той эпохи, только не удалые торговцы и речные пираты-ушкуйники, а мирные ремесленники. Прилавок перед ними полон причудливых бусин – пупырчатых, многоцветных, пузатых, как бочонки, и кубических. У многих из них есть исторические прототипы – из Скандинавии, Византии, Великого Новгорода. Оригиналы принадлежат разным временам и культурам – от VI до XIV века, но сегодня мастера по стеклу могут повторить их в точности. Ксения Башегурова объясняет:

– Когда я около 10 лет назад только начала заниматься реконструкцией, не уставала поражаться, как изящно, с каким вкусом и фантазией работали мастера прошлых веков. И рада, что теперь могу создать точные реплики многих средневековых изделий своими руками – это как машина времени, очень сильные ощущения. За много веков технология создания стекла и стеклянных предметов практически не изменилась. Более того, сейчас на производстве используют ту же «химию», что и тысячелетие назад: чтобы получить зелёное стекло, в стеклянную массу нужно добавить медь, для глухого зелёного – оксид марганца от 1 до 5%.

Мастерство, пронесённое сквозь время
Ксения Башегурова воссоздаёт стеклянные украшения разных эпох

Для наглядности Ксения показывает пучок тонких прутиков цветного стекла. Из них она создаёт свои изысканные бусины, а на фестивале с ними работают участники мастер-классов: стеклянный прут буквально окунают в огонь, и в считанные секунды стекло размягчается, как карамель, – и нужно успеть, пока совсем не полилось, сформовать бусину. Потом можно разогреть прут контрастного цвета и нанести на бусину стеклянные капли. Если эти капли вдавить, бусина станет пёстрой, в «горошек», а если дать просто застыть стеклянной капле на поверхности, бусина получится фактурная.

Дома такое не изготовить: мастера плавят стекло при температуре 1200 градусов. Ксения рассказывает:

– Для наших предков добиться высоких температур не было проблемой – помогал горн. Когда в печь диаметром 2 метра большим горном нагнетается воздух, температура там «раскочегаривается» до 2500 градусов! И держится столько, сколько нужно – главное, подкидывать уголь. Разогревалась такая печь, правда, долго – несколько дней, так что её просто не останавливали. Стекольные мастерские были, как сейчас говорят, производством непрерывного цикла. При этом случайный человек в этих мастерских оказаться не мог. Мастера, работающие со стеклом, обладали сокровенным знанием: секреты изготовления («варения») стекла передавались от отца к сыну, посторонним их не открывали. Понимаете теперь, почему стекло в средние века было настолько дорогим?

На Руси варить стекло стали вслед за византийцами, которые привезли сюда свои прекрасные витражи. Но привезти привезли, а секреты изготовления стекла не выдали. Русские мастера сами, заново открывали состав стекольной массы. Они не угадали, что византийцы (как и итальянцы) для снижения температуры плавления подмешивали в стекольную массу соду и поташ – древесную золу, и начали добавлять в стекломассу свинцовый сурик. Так что изготовление стекла на Руси было исключительно вредным производством. В Иране и Китае, кстати, в стекло добавляли калий. Так что сегодня археологи по химическому анализу стекла безошибочно узнают, где оно было изготовлено – это помогает устанавливать географию торговых связей в минувшие эпохи.

Именно состав стекла позволил идентифицировать происхождение уникального старинного наряда, который мечтает воссоздать Ксения.

– В моих планах – обращение к материальной культуре местного населения Пермского края, народа коми, VI-VIII вв. У меня есть мечта – полностью реконструировать одно из погребений коми, обнаруженных археологами. В нём сохранился женский костюм, с ног до головы украшенный металлом и расшитый мелкими стеклянными бусинами. На одном комплекте одежды – больше 3 тысяч бусин, диаметр которых всего 2-3 миллиметра! Анализ показал, что бусины – иранского производства. Купцы с Востока привозили сюда стекло, а домой увозили приуральскую медь и железо. Меди в Пермском крае было много, торговля шла хорошо, и многие местные женщины, судя по раскопкам, могли себе позволить богато украшенные цветными стеклянными бусинами наряды (для сравнения, в захоронениях Новгорода Великого или Скандинавии находят по 2-3 бусины). К счастью, сегодня я уже могу изготовить вручную такие миниатюрные бусины.

Работа Ксению ждёт нешуточная. На изготовление ожерелья из 25-30 крупных бусин нужен полный день, а в костюме её мечты бусин в тысячу раз больше.

Клинок с копытцем

А вот кузнец-оружейник из Москвы Геннадий Виклюк, несмотря на то, что занимается своим делом уже более двадцати лет, на фестивале впервые. На прилавке перед ним сверкает на солнце сталь, тускло поблёскивают меха, сложными орнаментами матово светится плотная кожа, вываренная в воске. Кожаные фляги всех возможных форм и объёмные бурдюки развивают средневековые традиции: во многих регионах металл был дорог, стекло слишком хрупкое для долгих путешествий, и воду, хмельные напитки или кумыс возили в кожаных «мешках». «Если кожу выварить в воске, она становится водонепроницаема, из хорошо сшитой кожаной фляги ни одна капля жидкости не пропадёт», – говорит мастер.

При беглом взгляде на его работы кажется, что слишком много среди них рогов и копыт. При внимательном – обнаруживается, что Виклюк создаёт небывалое холодное оружие: клинки, заканчивающиеся тонкими косульими ножками или закрученными сайгачьими рогами, меховые ножны.

Мастерство, пронесённое сквозь время

– Исторически оленьи ножки использовали для изготовления рукоятей ножей северные народы. От них путешественники распространили приём на многие страны. Такая рукоятка чрезвычайно крепкая – внутри неё сохраняется кость животного, а косточки ног парнокопытных хоть и тонкие, но выдерживают значительные нагрузки. А мех не холодит кожу ладони как рукоять из стали, так что таким ножом удобно пользоваться в любое время года. Открою ещё один секрет. В 30-х годах ХХ века холодное оружие с рукоятью из ножки животного пользовалось большой популярностью среди лихих людей – на меху не остаются отпечатки пальцев, так что такой нож не выдаст своего владельца.

Мастерство, пронесённое сквозь время

Геннадий Виклюк создаёт не только «кинжалы с копытами». Среди его работ и мощные клинки с авторской гравировкой, и крохотные, чуть длиннее фаланги пальца, ножички. Он объясняет их назначение:

– Это шейный нож, который в средние века был практически у каждой женщины и у многих мужчин. Им можно было нитку перерезать, снять шкурку с мелкой дичи, в пути на ходу отрезать ломтик солонины. Я сам много лет ношу такой и поводов воспользоваться им оказывается немало.

Рядом с замысловатыми ножами с косульими копытцами нож с деревянной рукоятью выглядит совсем простым. Однако, по словам мастера-оружейника, и у него есть секрет и древняя история:

– Это точная реплика складного ножа с двумя лезвиями, который был популярен в Великом Новгороде в IX-XIII веках. Это ведь совсем недавно складные ножи стали называть «швейцарскими», а на самом деле на Руси они появились в незапамятные времена. Новгородцы любили складные ножи за универсальность – одно лезвие было тоньше и длиннее, другое шире и короче, то есть оба лезвия в одной рукояти покрывали почти все хозяйственно-бытовые потребности. И в нём нет излишеств складных ножей Древнего Рима, в которых могло быть объединено по пять-шесть предметов – клинок, ложка, двузубая вилка, открывашка для мидий, копоушка и шило или стальная зубочистка.

P.S. Завершался фестиваль концертом фолк-групп и впечатляющим фаер-шоу. Рыцари подсчитывали свежие вмятины на доспехах, дамы в длинных платьях кружили вокруг большого костра, участники «Руси дружинной» братались и прощались – «До следующего года!»

13.08.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта