Статьи

Продюсер чудес

Вся история нашей цивилизации – это история последовательного уничтожения чуда. Докуда бы не дотянулся наш безграничный интеллект, он повсюду устанавливает свои порядки, которые не допускают ничего необъяснимого, иррационального, неосвещённого прожектором рационализма. Начав с античных упражнений Платона и Аристотеля, за две с половиной тысячи лет мы достигли на этом поприще таких успехов, что Земля стала скучнейшим местом во Вселенной.


Посвящается памяти Энвиля Касимова, который украшал жизнь и творил чудеса


Когда физика объяснила законы природы, а химия – природу чувств; когда наука свела религию до роли костыля для падших духом; когда ученья свет не оставил тёмных уголков даже в самой замшелой деревенской избе… Тогда у чудес не осталось места, чтобы случаться. И, наконец, технологизировав детство, срастив ребёнка с айпэдом, мы лишили чудо его последнего прибежища. И чудеса закончились совсем.

Единственным местом, которое не поддалось облучению рационализмом, осталось искусство. Я говорю «искусство», понимая под этим словом необъяснимую способность человека создавать красоту из ничего, стихи из сора, гармонию из хаоса. Не объясняя истину (и тем самым обесценивая её, низводя до набора слов), а указывая на неё, подводя к ней, позволяя любоваться ею и переживать её снова и снова – как чудо.

В XXI веке чудеса больше не происходят сами по себе. И от этого человеку ещё больше хочется в них верить. Поэтому, уничтожив настоящие чудеса, мы научились создавать искусственные. Сегодня у любого чуда обязательно существует автор, даже если кажется, что его нет. Просто ослеплённый чудесным светом, ты можешь его не заметить. И есть даже те, кто сделал производство чудес своей профессией.

Одним из продюсеров чудес, которых мне посчастливилось знать лично, был Энвиль Касимов. Нас представил друг другу директор «Грифона» Саша Коренков в конце лета 2010 года на вернисаже в галерее, которую Энвиль устроил в редакции газеты «Известия». Я тогда только вернулся в Ижевск из Москвы, и всё происходившее мне казалось чудом, которого я не ожидал встретить в родном городе. Таким оно и было.

Выставки в газете, на которых можно было случайно встретить мировые имена российского современного искусства. Невероятные тусовки в «Авиаторе» с «Мегаполисом», «Звуками Му», «Барто» и Васей Обломовым. Проект «Поехали!» с ликами Гагарина в «Галерее» на площади. Явление Марата Гельмана с «Культурным альянсом» и пришествие «Арт-квадрата», которые основательно встряхнули локальное искусство и открыли новую формацию молодых художников и музыкантов. Арт-резиденция и «Ижевская интервенция». Почётный удмурт Артемий Троицкий и главный рэпер всея Руси Нойз ЭмСи на первом фестивале «Теория относительности», который я считаю лучшим музыкальным фестивалем в Ижевске в этом десятилетии. Вся эта вселенная вращалась вокруг звезды по имени Энвиль.

Любое интересное явление в ижевском искусстве всегда связано с личностью, которая расходует свою жизненную энергию на производство чуда. Феномен городской культуры Ижевска последних полутора десятилетий во многом держался на величине личности и производительной силе Энвиля Касимова. У этого периода есть один важный итог: современное ижевское искусство вышло из андеграунда на свет божий и превратилось в (хоть и не до конца, но всё же осознаваемый) городской актив. Эта «легитимизация» локального искусства, проявленного в событиях, институциях, брендах и мифах, – пожалуй, главный результат визионерской и продюсерской деятельности Энвиля и основное его наследие.

Кажется, именно во время подготовки к фестивалю «Теории относительности» летом 2011 года я услышал от Энвиля фразу: «Всё, что я делаю, – украшаю свою жизнь». По-моему, она является ключевой для понимания роли художника в мире, в котором не осталось чудес. И роли Энвиля Касимова в жизни Ижевска. Роли мифотворца, последовательно создававшего необычную реальность в обычном скучном городе.

Я не знаю, каким он был человеком. И не могу утверждать, почему он делал то, а не это, так, а не по-другому. Но я точно знаю, что, украшая собственную жизнь, Касимов стал автором многих чудес, которые произошли для многих людей. И ещё – я знаю, что в культурной среде Ижевска нет другой фигуры, которая была бы сомасштабна фигуре Энвиля.

Когда три месяца назад главред «Удмуртской правды» Энвиль Касимов предложил мне вести эту колонку, я и представить себе не мог, что шестой выпуск моей «Культмуртии» мне придётся посвятить его памяти. Но «Культмуртия» – это и есть та полная чудес реальность искусства, в которой Энвиль Касимов всегда будет одним из главных героев.

С уважением.

31.07.2020

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта