Статьи

Родной детский дом

Школа-интернат в селе Шаркан, давшая билет в жизнь не одному поколению воспитанников, отмечает своё 100-летие

Старейшему детскому дому в Удмуртии исполнилось 100 лет! Он был организован 17 июля 1920 года в селе Шаркан, на территории бывшего женского монастыря, основанного государственным промышленником Михаилом Ивановичем Родыгиным. Да и само село Шаркан имеет приличный возраст: оно образовалось примерно в 1670 – 1680-е годы!

У Шарканского детского дома сложная история. По словам педагогов и воспитателей, в первые годы здесь воспитывались дети-сироты не только из разных уголков России, но и из Прибалтики (Латвии и Литвы), Венгрии, Финляндии и других стран. Жить детдомовцам приходилось в тяжёлых условиях: не успела в России отгреметь Гражданская война, а на пороге – уже Великая Отечественная. Дети недоедали, были плохо одеты, часто болели, успеваемость в учёбе была низкой. Неудивительно, что с момента основания детского дома и до 1950-х годов здесь сменилось 6 директоров, последней из которых была женщина.

Директор-фронтовик

В начале 1950-х годов должность директора Шарканского детского дома, в котором к тому времени воспитывалось 207 детей, занял Григорий Васильевич Третьяков, тоже детдомовец, фронтовик, перенёсший ранение в ногу и ходивший на протезе. Не понаслышке зная, что значит быть сиротой, Григорий Васильевич сделал всё, чтобы жизнь воспитанников детского дома нормализовалась и стала лучше и в материальном, и в социальном, и в учебно-воспитательном плане.

В 1959 году детский дом с 7-летним образовательным циклом был реорганизован в восьмилетнюю школу-интернат, где, кроме детей-сирот, жили и учились дети, чьи родители в силу разных причин не могли за ними присматривать. Правда, таким детям разрешалось уезжать на летние каникулы к своим родителям, а в школе в это время оставались лишь дети-сироты.

Шарканская школа-интернат имела большое подсобное хозяйство: держали коров, свиней, лошадей, возделывали сад, огород, картофельное поле. Была даже своя пасека и пруд.От женского монастыря сохранился святой источник, который имеет название Покровский. (На этот источник едут со всей России!) За хозяйством следили воспитанники и сотрудники школы. Её директор Григорий Васильевич Третьяков претворял в жизнь принцип трудового воспитания Макаренко, Сухомлинского, Ушинского. Например, в столярной мастерской своими руками делали мебель, которую потом даже отправляли на продажу, в швейной мастерской шили одежду. Конечно, не всё было гладко. Бывали и ошибки, и разочарования, но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает.

Постепенно школа-интернат превратилась в уютный дом, в котором всегда было чисто: кругом подметали, убирали и приводили территорию в порядок, повсюду были зелёные насаждения и клумбы, огород был ухожен. И всё это стало заслугой Григория Васильевича, результатом его более чем двадцатилетнего руководства школой.

Родной детский дом
Директор детдома – школыинтерната вплоть до 1971 года –
Григорий Васильевич Третьяков. Фото из личного архива В.А. Шадрина

В 1971 году Григорий Васильевич оставил директорство, передав школу-интернат в прекрасном состоянии М.С. Корепанову, при котором началось строительство нового кирпичного здания. После него школой руководили Ю.А. Петухов, С.И. Сунцов, Г.А. Путухов. Сейчас директором является А.Г. Караваев.

В настоящее время здесь находится вспомогательная школа. Её территория очень сократилась: остались лишь один спальный корпус, здание школы, прачечная и часть так называемого «поповского» (монастырского) сада из деревьев и кустарников. Тем не менее, детский дом – школа-интернат в селе Шаркан всегда будет нашим семейным домом, где прошли яркие, незабываемые детские годы. Нас тянет сюда так же, как тянет в отчий дом тех, кто рос и воспитывался в своих семьях.

Школа трудового воспитания

Вопреки существующему мнению, будто детдомовцы ничего не умеют, воспитанники шарканской школы-интерната сами следили за своим внешним видом: нужно было что-то зашить – зашивали, пришивали пуговицы, утюжили школьную форму. Генеральная уборка, которую регулярно проводили в школе, воспитала в детях привычку к чистоте и уюту. Возделывание и уход за грядками и цветниками под началом Н.И. Байдановой, уборка территории и ремонт в школе и в спальных корпусах, который воспитанники делали своими руками, приучили ихк самостоятельности.

Родной детский дом
Большое хозяйство школы – видно часть грядок с теплицами, пруд,
амбары и складские помещения.

Дети-сироты, которые оставались на лето в школе (среди них был и автор статьи), пасли свиней, лошадей, заготавливали и убирали сено, собирали ягоды и грибы. Воспитанники школы-интерната также помогали колхозу «Идеал» в уборке льна, картофеля, турнепса, выполняя взрослую норму трудодней. В благодарность колхоз выделял 40-литровую флягу мёда и другие продукты. На вырученные деньги приобретались игрушки, спортивный инвентарь, был даже куплен телевизор и киноустановка. Под руководством Г.Я. Петуховой воспитанники оформляли к праздникам школу, рисовали плакаты – самостоятельно делали множество дел, чтобы школа была в прекрасном состоянии.

Школа культурного образования

Воспитанники школы-интерната занимались и художественной самодеятельностью. Среди прочего в школе был великолепный хор, состоявший почти из 100 человек, и оркестр народных инструментов. По знаменательным датам вокалисты и музыканты выступали с концертами в районном Доме культуры села Шаркан – жители всегда ждали это событие как нечто грандиозное. Воспитанники школы-интерната выезжали с выступлениями и в другие районы и города Удмуртии, давали концерты по телевидению в Ижевске. И всё это благодаря историку по образованию и музыканту по призванию С.И. Сунцову, совмещавшему роль музыкального педагога с работой завуча школы. Под его руководством дети получали музыкальное образование по классу русских народных инструментов, а также постигали искусство хорового пения с вручением специальных значков «Всероссийское хоровое общество».

На первомайских демонстрациях яркая колонна интерната всегда поражала и приводила в восторг жителей села.

Школа спортивного развития

В школе-интернате активно развивался лыжный спорт, волейбол, баскетбол. Под руководством молодого увлечённого спортивного педагога Ю.А. Петухова воспитанники занимали ведущие места среди школ-интернатов, причём не только по Удмуртии. Под началом Ю.А. Петухова проводились туристические слёты. Впрочем, дети и сами придумывали и осваивали другие состязания и даже спорили, у кого лучше получится!

Учебный процесс

Детдомовцы – особый контингент. С ними сложно работать, поэтому нужна специальная подготовка. За процессом воспитания и образования в школе-интернате следил и направлял его в благоприятное русло Григорий Васильевич Третьяков. Безусловно, и учителя, и педагоги заслуживают огромной благодарности за то, что филигранно выводили своих воспитанников в люди. Особенно если учесть, что в классах порой было по сорок человек.

Тех, у кого с учёбой ладилось, по окончании школы-интерната распределяли в 9–10 классы. Однако не все, окончив 10 класс, решались идти дальше в вуз, поскольку денег на абитуриентскую жизнь – а это всего-навсего 20 рублей – не хватало, чтобы хоть как-то «дотянуть» до поступления. Поэтому высшее образование получали единицы, а чтобы добиться учёных степеней и званий – и того реже. Автору этой статьи повезло оказаться в числе счастливчиков, которым всё это удалось.

По окончании 8 класса часть детдомовцев распределялась по профтехучилищам и изредка по техникумам для овладения рабочей профессией. Собственно, и после 10 класса многие обучались рабочим специальностям: заводы охотно помогали детдомовцам с жильём и деньгами, не требуя их возврата. Без такой помощи воспитанникам детских домов было сложно всегда: и по окончании школы, и после службы в рядах Советской Армии, и даже учиться в вузе, несмотря на стипендию. Но образование всё-таки получали.

Учителя

Первый учитель и первый воспитатель были для нас, детдомовцев, Всем. Они наши мамы и папы одновременно. В сложных жизненных ситуациях мы обращались и продолжаем обращаться к ним (к тем, кто ещё жив). Они всегда нас принимали. Мы могли даже остановиться у них на ночлег. Никто из педагогов, воспитателей или сотрудников школы-интерната не отказывал нам в этом, несмотря на то, что за каждым классом был закреплён свой учитель и свой воспитатель.

Родной детский дом
Моя первая учительница Воронцова Ева Лаврентьевна (справа),
слева учитель начальных классов и геометрии Маргарита Игнатьевна.

Мы помним, ценим и чтим учителей, воспитателей, сотрудников, вложивших в нас всё своё мастерство, профессионализм, доброту, передавших нам умение жить в обществе: Еву Лаврентьевну Воронцову, Валентину Степановну Байгушеву, Николая Ивановича Байгушева, Анну Константиновну Костяеву, Галину Серафимовну Сунцову, Кирила Александровича, Екатерину Михайловну, Анну Александровну, тех, кто уже назван выше, и всех, кто не был упомянут, но кого мы непременно вспоминаем во время юбилейных встреч выпускников.

Бывшие воспитанники детского дома – школы-интерната села Шаркан живут в самых разных уголках нашей страны, но все они помнят свой Дом и время от времени стремятся посетить его, чтобы снова ощутить ту атмосферу, которая была создана ими самими же, встретиться со сверстниками и предаться воспоминаниям. В детском доме всегда проводились юбилейные встречи, начало которым положил Григорий Васильевич Третьяков. Финансовую поддержку оказывал директор расположенной рядом трикотажной фабрики Владимир Николаевич Шаркин. Во время наших встреч он часто напоминал о том, что оказывать поддержку детскому дому – это святое дело. Ныне директором фабрики является Надежда Георгиевна Зайнакова, бывшая заместителем Владимира Николаевича, а посему перенявшая его славную традицию помогать детдому.

2020 год тоже юбилейный. Да ещё какой! Нынешний юбилей круглый, значимый: Шарканскому детскому дому – 100 лет! К сожалению, эпидемия коронавируса в стране и в Удмуртии не позволяет провести юбилейную встречу. Но мы не оставляем надежду собраться в стенах нашего Дома в будущем. Впрочем, каждый может решить этот вопрос самостоятельно. Было бы желание.

От имени всех выпускников Шарканской школы-интерната кандидат биологических наук, доцент Удмуртского государственного университета Почётный работник образования Российской Федерации Василий Андреевич Шадрин.

30.07.2020

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


ONE COMMENT ON THIS POST To “Родной детский дом”

  1. Аватар Ирина Хохрякова:

    Огромное спасибо за эту статью, все правильно, прошлась, как- будто, по детству. Часто вспоминаю наш Дом, друзей, с некоторыми переписываюсь, с огромным уважением вспоминаем с сестрой наших учителей и других сотрудников. А какая была наша тетя Надя( повар) готовила отлично! Наш любимый Кирилл Алпксандрович, чудный был преподаватель! А директора мы называли отцом, а мать была- Родина! Спасибо огромное детскому дому, да и нашей стране, что сироты не оставлены на произвол судьбы. Я обязательно перешлю эту статью моим друзьям по детскому дому. И поздравляю всех нас и наш Дом с юбилеем!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта