Статьи

«Я вдыхаю жизнь в картину, и она меня тоже делает живой»

Фото Сергея Рогозина

Наталья Вострокнутова

Родилась 24 июля 1958 года в городе Ижевске.

В 1981 г. окончила художественно-графический факультет УдГУ. Повышала квалификацию в домах творчества «Академическая дача» и «Горячий ключ».

В 2000 г. вступила в Союз художников РФ. Является заслуженным работником культуры УР. В 2007 г. была награждена Почётной грамотой Государственного Совета УР за просветительскую деятельность.

Работает как живописец, керамист и график. В настоящее время преподаёт в Удмуртском республиканском колледже культуры.

Принимает участие в городских, республиканских, региональных и международных выставках. В разные годы в Ижевске прошли двенадцать персональных выставок художницы. В 2019 году работа Натальи Вострокнутовой «Цветочница» была представлена на всероссийской выставке, которая проходила в Центральном выставочном зале Союза художников в Москве.

Работы художницы находятся в частных коллекциях Германии, Америки, Швейцарии, Англии, Франции и России.

Хрупкая гармония

Художница Наталья Вострокнутова – человек, который полон созидательной энергии и любви ко всему живому: людям, животным, растениям. Камерный и уютный мир её картин возвращает зрителю XXI века утраченную гармонию. Работы Вострокнутовой – словно напоминание о ценности и хрупкой красоте всех живых существ. Художница часто изображает животных, особенно кошек и собак.

Я всегда переживаю за бездомных животных. В своё время человечество приручило кошек и собак. А сейчас люди так безобразно к ним относятся. Почему мы не можем позаботиться о животных? Ведь они так беззащитны. У нас заколотили все подвалы. Зимой животным негде спрятаться, и они страшно мёрзнут. Многие из них просто обречены на вымерзание. От этого мне тревожно и грустно. Поэтому люди, которые думают не только о себе, но и о бродячих собаках и кошках, – мои единомышленники. Я их люблю.

Эти думы о бездомных животных у меня с детства: я постоянно старалась пристроить бездомных кошек. Тогда у меня была навязчивая идея – я хотела стать ветеринаром. А потом узнала, что студенты-ветеринары препарируют лягушек. Да я никогда в жизни не разрежу живое существо! И я подумала: нет.

В 2012 году Наталья Вострокнутова создала серию из четырёх картин, которую назвала «Хранители». Художница рассказывает, кому посвящена эта серия.

Иногда картина рождается от мечты. Вот я, например, всегда мечтала, что вокруг меня будет много людей, с которыми очень комфортно. И у этих людей нет на первом месте денег, строительства собственного дома или покупки машины. Они, прежде всего, гуманно относятся к миру. Они являются хранителями важных ценностей.

Мне нравятся люди, которые неравнодушны ко всему живому. Возьмём буддистов. Они идут и подметают веничком дорогу, чтоб жука не раздавить. Поэтому люди-гуманисты являются главными героями моих произведений.

В этой серии важно присутствие животных. В моей жизни оно играет очень большую роль. На картинах серии изображены такие странные, немного старомодные женщины в окружении собачек, о которых они пекутся. Цикл «Хранители» – это мечта о бережном отношении людей к животным и растениям. И друг к другу.

Звуки мира

Картина «Установившийся путь» – одна из четырёх работ серии «Хранители». Предчувствие будущей картины родилось у художницы во время поездки в Англию.

В Англии я жила в небольшом городке под Стаффордом. Там мне очень полюбился один храм, который я каждый день видела из окна моей комнаты. Я наблюдала его при различном освещении. Особенно прекрасен был храм в наступающих сумерках. Вот это ощущение удивительной вечерней красоты мне и хотелось передать в картине.

В этом пейзаже я решила разместить дружную компанию. Я представила, что каждый вечер эти милые люди все вместе возвращаются откуда-то. Даже неважно откуда. Главное – им хорошо друг с другом. Хорошо в этой среде. Это очень ценно, когда людям хорошо вместе и когда они в ладу с самими собой.

В работе нет указания на определённую эпоху и конкретное место. Поэтому она открывает простор для воображения зрителя. Приглашает его пофантазировать. Можно представить, что картина – это оживший старинный гобелен. Застывшие на нём фигуры вдруг начали двигаться. И мир, окружающий их, наполнился жизнью. Из тишины небытия пробудились звуки природы. Послышался шелест травы и стрекотание цикад. Где-то вдалеке звучит клавесин. И тревожная нота повисла в воздухе. Смеркается, ощущается прохлада позднего вечера. Небольшие фонари освещают путь славной компании. В такой обстановке обостряется чувствительность к красоте.

Эта картина мне близка по эмоциям, которые она излучает. Мне нравится идея о том, что мышление и эмоции – это одно и то же. У нас в подсознании столько богатств! Начиная где-то с XX века, художники стремились обнажить своё подсознание настолько, чтоб логический ум совсем не мешал. То есть освободиться от него на время творчества. Когда художник способен выразить в картине эмоцию, которую нельзя объяснить на языке слов, это высший пилотаж.

По пути жизни

Наталья Вострокнутова говорит, что иногда персонажи её картин имеют прототипов, но чаще она придумывает их сама.

Мне никогда не нравилось изображать красивых людей. Я считаю, что живопись должна идти по пути жизни, по пути особой выразительности. Персонаж должен быть привлекательным, несмотря на свои внешние несовершенства. Мне важно, чтоб герой был живой, чтоб он обладал выразительностью и каким-то особым индивидуальным шармом. Даже если он не наделён природной правильностью черт.

Костюмы для своих персонажей я придумываю сама. Их платья и головные уборы словно вне моды, вне времени. Так одеваются женщины, относящиеся к типу «женщина-библиотекарь». Они словно не пропускают сквозь себя моду. Мне очень симпатичен такой типаж. У них какой-то особый взгляд на всё. Такая женщина живёт своими идеями. Порой она одинока. Возможно, ей просто не встретился достойный человек, и она не стала размениваться, искать себе богатого жениха. Ведь для неё это был бы компромисс с самой собой.

Тайная музыка

Любимый художник Натальи Вострокнутовой – итальянский мастер XX века Джорджо Моранди. Он изображал простые обыденные вещи, но при этом в его натюрмортах звучит тайная музыка мироздания.

Я обожаю Моранди. Он очень разнообразный и музыкальный. Когда произведение живое, зритель подсознательно угадывает в нём особое звучание. Как-то раз я была на его персональной выставке в Москве. Представляете, как мне повезло! Я была ошеломлена его гением.

Интерес к Моранди у меня возник ещё в студенческие годы. Впервые я увидела его работы в журнале «Творчество». Мы, студенты худграфа, очень любили этот журнал и жадно впитывали всё, что публиковалось в нём. Я была подготовлена к восприятию Моранди прибалтийской живописью. Будучи студенткой, несколько раз ездила в Латвию и Литву, чтоб побродить там по музеям. Помню, однажды задвинула экзамен по политэкономии и полетела в Ригу.

Прибалтика в советское время была для меня другим миром. Мне было интересно побывать в таком месте, где всё не так, как у нас. Как-то раз я была в Друскининкае в доме-музее знаменитого литовского художника и композитора Чюрлёниса. Там меня посадили в саду на скамейку, открыли окно и играли музыку Чюрлёниса. Мы и картины под его музыку смотрели. Это было очень необычно. К счастью, в советские годы такие поездки были по карману даже студентам. На свою стипендию я могла купить билет на самолёт до Риги или Вильнюса.

Наталья Вострокнутова уверена, что творчество позволяет человеку совершать большие и маленькие открытия.

Я занимаюсь живописью не ради карьеры. Я делаю то, что мне нравится. В моем восприятии творчество – это путешествие. Такое же полноценное и захватывающее как выезд за границу – в Италию, Тунис или ещё куда-то. Сначала ты определяешь для себя задачи и что-то придумываешь, а потом тебя может повести в совершенно неожиданном направлении. И ты понимаешь, что так будет интересней. Порой характер персонажа, которого ты выбрал, сам начинает тебе что-то диктовать. Интересно сделать что-то живое. Это зажигает и вдохновляет. Ты вдыхаешь жизнь в свою работу, и она тебя тоже делает живой.

Ирина Брекоткина

24.07.2020

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта