Статьи

Арт-путешествие

Этим летом зрители могут увидеть шедевры искусства Западной Европы, не покидая Ижевска

В Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств начала работу выставка «Иностранное», представляющая музейную коллекцию западноевропейского искусства XVII-XIX вв. Появление этой выставки именно сейчас символично: этим летом границы закрыты, в великие музеи Франции, Италии, Германии, Голландии попасть невозможно, но и здесь, в Ижевске, мы можем прикоснуться к первоклассному искусству Западной Европы.

Живописный путеводитель

Экспозиция сформирована по географическому принципу – одну стену занимает искусство Италии, другую – Германии, и так далее. На стены нанесены силуэты стран с отмеченными на ней ключевыми для ценителей искусства точками – великими музеями и галереями.

Представленные на выставке образцы живописи и в самом деле характерны для национальных школ. Аккуратные пейзажи с декоративно выписанными, как будто созданными руками модного куафюра кронами деревьев и жанровые сценки с миловидными, благопристойными персонажами, – Германия. Свет и цвет – Италия. Умение увидеть замысел Бога в повседневной бытовой жизни – Бельгия.

На стене «Голландия» расположено поразительное по силе полотно – «Рыбачьи суда» Хендриха Виллема Месдаха. Написанное по канонам «золотого сечения», оно не просто гармонично по форме, но живо настолько, что, кажется, в зал врывается свежий ветер и пахнет солью, рыбой и смолой, которой пропитаны снасти рыбацких судов.

У стены «Франция» стоит стеклянная витрина с уникальным изданием, которое экспонируется впервые. Это альбом в тиснёном переплёте с изумительной полиграфией, выпущенный в Париже в 1912 году на русском языке и посвящённый 100-летию Отечественной войны 1812 года. Основная часть иллюстраций внушительного тома – графика Верещагина, едва ли не самого известного русского баталиста.

Долгий путь в Ижевск

Ключом к выставке могут быть не только воображаемые путешествия по западноевропейским музеям, но и истории коллекционеров, которым когда-то принадлежали эти картины (чтобы узнать их, стоит заказать экскурсию). Эти рассказы открывают второе дно экспозиции – дореволюционную Россию с её меценатами искусства и коллекционерами.

Тут нужно сделать шаг назад и вспомнить, что собственных крупных коллекционеров западного искусства в Ижевске не было. Все предметы искусства такого рода в нашем музее прошли примерно одинаковый путь. После революции они были реквизированы у частных лиц, национализированы, переданы в государственные музейные структуры, а оттуда распределены по провинциальным музеям молодого СССР. Многие произведения искусства прошли через Государственный музейный фонд, просуществовавший с 1918 по 1927 гг. Приходится признать, что списки картин, скульптур, ювелирных изделий и предметов быта, обладающих художественной ценностью, были составлены сотрудниками фонда на редкость непрофессионально. Например, большинство картин, переданных Фондом удмуртскому музею, не были описаны – не были указаны автор, год создания и название (то есть картины оказались совершенно анонимными). Не всегда зафиксирован источник, откуда картина попала в фонд. В дальнейшем это затруднило атрибуцию картин. А ведь среди этих полотен есть действительно превосходные работы, в том числе принадлежащие кисти мастеров Италии, Голландии, Бельгии.

Аромат эпохи

Вот картина «Вилла Медичи» на стене «Италия». Имя художника утрачено, как и год создания. Но известно, что до 1920 года она принадлежала семье Брокаров (да, тех самых!). Вероятно, в свою коллекцию её приобрёл сам Генрих Брокар – выдающийся парфюмер (в СССР его фабрику национализировали и превратили в «Новую зарю»), коллекционер и меценат. Небольшой пейзаж «Вилла Медичи» становится порталом в жизнь этого удивительного человека. Француз Генрих Брокар мечтал, чтобы жизнь простых россиян была изящнее, эстетичнее. Он первым в России стал выпускать мыло, как сейчас сказали бы, эконом-сегмента: ароматные кусочки «Народного» мыла стоили всего копейку. Маркетинговые идеи ему подсказывала жена, Шарлотта Андреевна – женщина передовых по тем временам взглядов, получившая бухгалтерское образование. Брокары придумали «Детское мыло» с крупными буквами на кусках, которое превращало купание малышей в игру – изучение алфавита. Мыло «Огурец», сделанное точно в виде овоща. Мыло с натуральными маслами – мятное и кокосовое. Генрих Брокар изобрёл новый способ изготовления концентрированных духов – и его парфюм, отмеченный медалями международных выставок, поставляли членам Императорского дома. Брокары нередко попадали на первые полосы газет благодаря резонансным публичным акциям. То они устроят первую в истории российского галантерейного дела распродажу (наборы из 10 фирменных предметов стоили всего 1 рубль – давка у магазина была такая, что во избежание беспорядков вызвали полицию, за первый день было продано 2 тысячи наборов). То запустит в Москве немаленький фонтан, бьющий брендовым брокаровским «Цветочным одеколоном», в котором каждый мог подушиться бесплатно. При этом большую часть своей жизни Брокары собирали картины европейских живописцев, художественные изделия из бронзы, фарфор и керамику, имели отменный вкус и ежегодно выставляли свои коллекции. Шарлотта Андреевна открыла на втором этаже ГУМа галерею в 5 тысяч экспонатов (это была третья по величине российская галерея, уступавшая размерами только Эрмитажу и Третьяковской галерее). Одним из экспонатов этой галереи и была картина «Вилла Медичи».

Живописные драгоценности

Ещё одна картина выставки, превосходный образец стиля «бидермайер», «Семья столяра» бельгийского художника второй половины XIX в. Горгниса, – из великолепной коллекции дворянского рода Олсуфьевых, которая создавалась с екатерининских времён. Значительная часть её после революции была утрачена из-за нерадивого хранения. Картина из фондов УРМИИ – один из её осколков, сияющий до сих пор. Семья столяра написана здесь как Святое семейство. Молодая мать с младенцем на руках поразительно похожа на Мадонн с полотен Возрождения. Честная, умеренная жизнь, в которой центральное место занимают труд и благородная, без экзальтации, любовь, выписаны как добродетели, дающие счастье и ощущение гармонии уже здесь, на земле.

Н. Горгнис, «Семья столяра», вторая половина XIX в., дерево, масло. Фото автора

Картина «Мясная лавка» неизвестного художника фламандской школы XVII века – одна из драгоценностей коллекции УРМИИ. Прекрасный образец фламандского натюрморта, в котором каждая деталь – аллегория (вишня – кровь Христова, виноград – символ Христа, спаржа – миролюбие, артишок – земная любовь и так далее), а над миром природы непременно властвует человек (как воплощение Бога по образу его и подобию). Это мгновенно узнаваемая манера письма: коричневатый колорит, прописанные тончайшими кистями фактуры – от прозрачности почти лопающегося от сока винограда до желтоватого жира говяжьей ноги. Картина принадлежала роду грузинских промышленников Зубалашвили (на русский манер Зубаловых). Знаменитая дача Льва Зубалова в Барвихе, состоящая из нескольких замков в средневековом стиле, после национализации стала резиденцией Ленина, Сталина и других членов партийной элиты.

На стене «Италия» центральное место по праву занимает «Евангелист Иоанн» – копия с работы Доменикино (известного художника первой половины XVII века), выполненная в XIX веке неизвестным живописцем. Оригинал Доменикино входит в коллекцию Эрмитажа – это одна из жемчужин эпохи барокко. «Наша» копия поразительно близка к оригиналу – неизвестному художнику удалось повторить главное – энергию картины, в которой вдохновлённый, вспоминающий, обращённый к небу взгляд Евангелиста кажется «оком тайфуна» – точкой покоя среди бушующей стихии (за неё отвечают вздымающиеся, эффектно драпирующиеся складки алого плаща Иоанна). Сильный приём, позволяющий зрителям почувствовать – этот златокудрый, сосредоточенный на воспоминаниях юноша в самом деле пишет о Страстях Христовых и Апокалипсисе. Картина была доставлена в Удмуртию 1967 году из ВХПО им. Вучетича – ещё одного фонда по распределению произведений искусства. Судя по документам, и в этом фонде работали не большие эксперты: картины здесь нередко теряли свою историю, лишались авторства. Возможно, впрочем, что купирование информации было сознательным, чтобы не продлять славу бывших владельцев произведений искусства, коллекционеров, у которых их художественные сокровища были отняты новой властью.

Парадоксы выставки

Выставка настолько хороша, что, парадоксальным образом, заставляет в очередной раз задуматься о проблемах музея. Очевидно, ему необходимо здание такого размера, где кроме сменяющихся выставочных проектов могли бы быть представлены постоянные экспозиции русского, западноевропейского и удмуртского искусства. В коллекции УРМИИ есть Зинаида Серебрякова и Шишкин. Разве не должны жители Ижевска видеть их всегда, а не на тематических выставках, которые случаются не каждый год? Или выставленный сегодня Месдах. Это один из ведущих голландских маринистов. В Гааге для его монументального полотна «Панорама Схевенингена» размером 14х120 метров построен отдельный музей. Его полотна представлены во многих крупнейших музеях мира. То, что в коллекции УРМИИ есть его картина (и превосходная) – огромная удача. Но после окончания выставки в сентябре она (видимо, надолго) вновь окажется в хранилище. Выставка «Иностранное» создала для ижевчан пространство искусства мирового класса. Было бы здорово, если бы мы в нём и остались.

P.S. Выставка «Иностранное» (0+) продлится в УРМИИ по 6 сентября.

17.07.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта