Журнал "Родина", Статьи

Двадцать российских умельцев

Представляем изобретателей-самородков, вписавших свои имена и открытия в историю цивилизации

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

Александр Пушкин


Специально для читателей «Удмуртской правды» мы запускаем совместный спецпроект с историческим журналом «Родина», издателем которого является «Российская газета». Еженедельно в свежем номере вы сможете найти для себя интересные научные факты, совершить удивительные открытия, а главное — поближе познакомиться с историей России. 

Читайте самые свежие материалы на сайте и в газете «Удмуртская правда» каждый четверг.


Двадцать русских умельцев – капля в море. Поверьте. Их даже не тысячи. И вокруг каждого – ещё тысячи их помощников. Да у нас же целая Страна изобретателей! Мы умеем гордиться «своими» – и правильно делаем. Но гордимся чаще абстрактно, в общем и целом. А чуть копни историю, чуть оглядись вокруг – тьма гениев разнокалиберных, в лаптях или очочках. Безвестные, затёртые и звонкие – в них и скрыта умственная суть Отечества.

Всякий сразу вспомнит Кулибина. Имя самоучки стало и нарицательным – кого этим именем возносят, над кем иронизируют. Одна печаль: при жизни самого Кулибина ценили как игрушку. Можно двор развлечь забавными «автоматонами», можно заморским показать – и мы не лыком шиты. Но строить его полезные «водоходы» никто и не подумал.

Многие наверняка знают отца и сына Черепановых, Ивана Ползунова: паровоз, железная дорога, двухцилиндровый движок. Но и плоды их технических озарений употребили лишь для музеев и обобщающей гордости.

По сегодняшним меркам великие изобретатели наши, о которых вспоминает «Родина», – «лохи» и «неудачники». Карьеры корявые, лбы расшиблены в кровь. Не дрессированные тестами ЕГЭ – слепленные вовсе из другого теста. Не «креативщики» подручные – чистые поэты инженерной мысли.

Прислушайтесь, как токарь Нартов называл собрание своих машин: «ТеатрумМахинарум». Это ж посильней, чем «Фауст» Гете!

Но «махины» Нартова внедрялись со скрипом. На электрокарету (трамвай) Пироцкого никто и бровью не повёл; потом у Сименсов купили. Придумщик стереофото Александровский доказывал морфлоту преимущества своего боевого «торпедо» – его задвинули, решили брать английские. Одессит Фрейденберг помыкался со своей АТС – и продал шведу Эриксону, у которого дело сразу пошло…

Так повелось, свой умник нашим «прогрессистам» костью в горле – иное дело западный. Пусть появилось позже, пусть не лучше, но чтоб «из-за бугра» – и дело не в одних изящных вкусах; «откаты» не вчера заведены.

Так в школьной пьесе «Гроза», помните, Кулигин мечтал создать «перепету-мобиль». Что мешало? «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие». Такая наша вечная круговерть. Вот только умельцев дустом, а они все лезут отовсюду. Мы их в двери – они в окно.

Бенардоса свои же объегорили с правами на электросварку. Оставили ни с чем. А у него, как кукиши в кармане, – то «пароход на катках», а то «стиралка-выжималка».

Григоровича засунули в «шарашку», так он и там додумался, как после взлёта убирать шасси у истребителей. Ничем умельцев не прошибёшь. И свободно мыслить ну никак не отучишь.

Незаменим был доктор Пирогов под пулями – ровно до тех пор, пока по простоте душевной не рубанул царю, вернувшись с фронта, всю правду о его горе-назначенцах. Конечно, вольнодумца с глаз долой. Но прогнать Пирогова из истории цивилизации и царю слабо. Перековать умельца – кишка тонка. Левша лесковский, подковавший аглицкую блоху, об одном просил перед смертью: передать государю, что у англичан-то ружья кирпичом не чистят. Конечно, не передали. Крымская кампания пошла, а в наших ружьях пули болтаются.

Но Левша, которому свои же разбили голову, перед смертью не злился на обидчиков – думал о верности Отчизне. «И с этою верностью перекрестился и помер».

Может быть, мы когда-нибудь научимся беречь их светлые головы…

Гусеничный трактор

Саратовский крестьянин-самоучка называл своё детище «вагоном с бесконечными рельсами»

Фото: ru.wikipedia.org

Механик-самоучка Федька Блинов – как есть крестьянин крепостной. Родился в 1831 году, в семье кузнеца в селе Никольском Вольского уезда Саратовской губернии. В конце 1840-х годов, когда случился в Поволжье недород и голод, дал ему помещик Сергей Семёнович Уваров (тот, что служил министром просвещения) вольную. Подался на Волгу в бурлаки. А в 1850-м вытащил счастливый билет – кочегаром взяли на «Геркулес».

Пароход он изучил, как пять пальцев, дошёл до машиниста. Однажды, когда лопнул вал, распределявший передачу на оба ведущих пароходных колеса, покумекал да предложил разделить лопнувший вал на две части. Сказано – сделано. Отладил всё так, что пароход стал лучше прежнего: мог повернуться, развернуться, управлять стало легче. Слава про Блинова потекла по Волге промеж знающих людей.

А ему уже много лет не давала покоя мысль о самоходе – «вагоне с бесконечными рельсами». Самоходной повозке с гусеницами.

Повезло ещё раз: встретил купца Канунникова, тот взялся и с деньгами помочь, и с патентом. Но дальше вышло разногласие. Плюнул Блинов и уехал. Арендовал в Балаково чугунолитейный заводик, шесть лет строил вожделенный самоход с паровым двигателем. Звенья гусеничной цепи высверливали вручную из цельного куска металла.

Зато – всё получилось!

Блинов верил, что такую полезную штуку у него с руками оторвут, только свистни. В 1896-м повёз своё чудо в Нижний Новгород на Всероссийскую промышленную и художественную выставку. И получил похвальную грамоту «За трудолюбие».

Немецкая фирма (он и названия не запомнил) предлагала Блинову продать «самоход» за хорошие деньги. Тот крякнул, да и отказал: «Я ж русский мужик, для России делал». А поддержал его лишь Максим Горький, разразившийся «Беглыми заметками» – о том, как вытесняют народных кустарей в пользу иностранцев с кошельками. Слова «откат» тогда не применяли – но суть была всё та же.

После ярмарки Блинов слёг, парализовало от досады ноги. Скончался в 70 лет. А за границей пошли свои трактора – только гораздо позже.


Литература

Гвоздарев обошёл трактор, подумал и залез на гусеничный ход, чтобы осмотреть мотор.

– Видал такую машину иль первый раз только? – спросила его Евдокия Гавриловна.

– Такую-то? – отозвался Гвоздарев. – Да сколько ни есть сейчас женщин в вашей деревне, они за всю свою жизнь столько детей не нарожают, сколько через мои руки моторов прошло – всех систем, серий, наименований и назначений!

А. Платонов. «Житейское дело»


Суть изобретения

Трактор Блинова был таков: на прямоугольной раме из двух продольных 5-метровых балок и поперечных соединительных, посередине стоял котёл высотою в 1,5 м и диаметром в 1,3 м (из жаровой трубы сгоревшего парохода). Котёл работал на нефти, рассчитан на давление в 6 атмосфер. С того же парохода две тихоходные паровые машины (10-12 л.с. при 40 оборотах в минуту), стоявшие на боковых балках рамы. Каждую гусеницу двигала своя машина. Чтобы трактор повернуть, выключалась одна из паровых машин и одна из гусениц.

Тяговое усилие самохода – 1100-1200 кг. Скорость три версты в час.

Конкуренты

Англичанин Джон Хиткот получил в 1832 году патент и через пять лет построил опытный экземпляр машины для вспахивания и осушения болот. Американец Уоррен Миллер представлял свою машину на сельхозвыставке штата Мэрисвилл в 1858 году. Но их машины были неприменимы на практике. Первым гусеничным трактором назвали машину Элвина Ломбарда в 1901 году.

Игорь Вирабов, Исторический журнал «Родина»

Продолжение следует

16.07.2020

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта