Как футболисты Удмуртии пережили период самоизоляции
Футбольный клуб «Зенит-Ижевск» возобновил свою работу 1 июня, когда профессиональным спортсменам разрешили тренироваться с соблюдением всех санитарных норм и правил. Футболисты, как и все остальные атлеты, особенно пострадали в период пандемии. Им отлучение от любимого дела далось очень тяжело. Директор команды Дмитрий КАЙГОРОДОВ откровенно рассказал, что пришлось пережить ему и его коллективу, работая на «удалёнке».
– Дмитрий Вениаминович, как клуб пережил время самоизоляции и запрета на групповые тренировки?
– О том, что коронавирусная инфекция распространилась так далеко, мы узнали на сборах в Турции. Уже тогда мы понимали, что нас ждёт досрочное завершение тренировок и что по возвращению домой нам придётся пройти двухнедельный карантин. А потом случилась самоизоляция, настал период неизвестности. Мы не понимали, что нам делать, как долго это всё продлится. Футболисты разъехались по домам, не могли тренироваться. Но мы, как и все спортсмены, быстро приспособились. Наши наставники разработали индивидуальные тренировки, игроки на местах по возможности эти планы выполняли. И все мы ждали информации организаторов, когда сезон продолжится. Напомню, мы сыграли 2 круга Первенства ПФЛ летом и осенью, и нам предстоял третий, решающий, как раз весной. Его старт был намечен на апрель 2020 года. К сожалению для всех, получился самый худший расклад: чемпионат был досрочно прекращён, ни о каких доигровках, ни о каких изменённых форматах речи уже не было. Приняли эту информацию как должное, за нами зафиксировали 9 место, на котором мы находились до приостановки. В целом, я считаю, всё, что ни делается, всё к лучшему. У нас было время разработать план тренировочного процесса, подумать о стратегии развития клуба в ближайшем будущем. Кроме того, мы привели в порядок наши поля, они «затянулись» относительно прошлого года, пока не было нагрузок. Мы спокойно готовились уже к следующему сезону, и здесь надо поблагодарить руководство республики, наше региональное министерство спорта за то, что ситуация с пандемией никак не сказалась на финансировании спорта, мы не стали использовать такие непопулярные меры как сокращение зарплат или ещё что-то в этом роде. Все наши футболисты получали зарплату в том объёме, который прописан в контрактах. Очень ждали возобновления работы, и вот с 1 июня мы приступили к тренировкам. Да, есть определённые ограничения. Но мы стали тренироваться на поле с мячами, а это для нас уже большой плюс. А с 15 июня мы занимаемся в общей группе, наши иногородние ребята прошли обязательный двухнедельный карантин по прибытию в Ижевск. Если подводить итоги: на сегодня футбольный клуб «Зенит-Ижевск» на 95% скомплектован, и мы осуществляем полноценный тренировочный процесс для подготовки к чемпионату. По имеющейся информации он начнётся в начале августа.
– Уже известно, какой формат будет у этого чемпионата?
– Официальной информации по формату проведения соревнований у нас пока нет, но я думаю, что это будет, как и прежде, осень-весна. Это 12-14 команд в зоне Урал-Приволжье, скорее всего, это недельный цикл в два или три круга. Со зрителями или без – пока тоже не знаем, но даже если будут какие-то ограничения, например, 10 процентов от вместимости стадиона, надо понимать, что если это стадион «Зенит», то 1800 человек мы и так не соберём. На «Куполе» это 300-400 человек… Приспособимся. А вообще надеюсь, что к августу все ограничения будут сняты.
– Тяжело игрокам было без тренировок?
– Конечно, спортсмены потеряли спортивную форму, вся наша работа на сборах была сведена к нулю. Сейчас тренерский штаб сформировал план тренировок, потому что всё, что мы наработали за февраль–март, надо начинать заново. Время есть, я думаю, что к началу чемпионата подойдём во всеоружии.
– А психологически насколько было тяжело пережить период ограничений?
– Это было самое тяжёлое. Во-первых, неопределённость. Во-вторых, невозможность полноценно заниматься. Психологически было не сладко. Для всех подобная ситуация была впервые.
– А вы как руководитель чем занимались в момент вынужденного простоя?
– Работа руководства клуба и администрации не заканчивалась. Мы организовывали онлайн-совещания, каждый день сотрудники были со мной на связи, мы решали текущие задачи. Нашли в этом свои плюсы: стали более организованными, самодисциплинированными. И, конечно, очень скучали по футболу.
– Когда сняли ограничения, как стали выстраивать свою работу?
– Прежде всего, мы изучили все нормативные документы, санитарный регламент, закупили необходимые дезинфицирующие средства. Наставники продумали тренировочный план, чтобы соблюдалась социальная дистанция. Мы приняли правила игры и мобилизовались. Самое главное, что мы, наконец, собрались все вместе.
– Вы сказали, что на 95 процентов состав укомплектован. Какие кадровые перестановки были?
– Так получилось, что в период самоизоляции у нас по срокам действия заканчивались трудовые договоры с некоторыми игроками. К сожалению, не все футболисты контракты с нами продлили. В итоге, мы потеряли четырёх футболистов, трое из которых были игроками стартового состава. По разным причинам контракты не были продлены с лучшим бомбардиром команды Антоном Крючковым, забившим 7 мячей, также покинули команду Руслан Махмутов и Александр Марченко, системообразующие игроки. Но тренерский штаб провёл большую работу, и на эти позиции мы очень оперативно нашли замену. Контракты подписаны с Максимом Рудневым из красноярского «Енисея», Никитой Имуллиным из ульяновской «Волги» и Сергеем Дорониным, выступавшим за клуб «Луки-Энергия» (город Великие Луки). На сегодня подписаны 24 футболиста, 16 из них местные и 8 иногородние. У нас получилась молодая, амбициозная команда, сейчас самое главное нормально расставиться по позициям и стать единым целым механизмом. Тренерский штаб остался в том же составе, к ним присоединился Константин Кайгородов, в прошлом главный тренер женского футбольного клуба «Торпедо».
– Есть ли уже какие-нибудь планы, цели и задачи на новый сезон?
– Это всё мы будем обсуждать тогда, когда будем знать состав участников чемпионата, формат проведения и календарь. Потому что есть информация, что зону «Восток» расформируют и две команды оттуда попадут в нашу зону. Быть в ТОП-6 – это задача-минимум на осенний этап. А дальше – по обстоятельствам.
– Как изменилась организация работы футбольного клуба?
– В первую очередь, произошло разделение клуба и республиканской школы футбола. Раньше мы были под одной крышей, и это было автономное учреждение Удмуртской Республики «ФК «Зенит-Ижевск»». Было два структурных подразделения – это футбольный клуб и центр подготовки. С 1 января 2020 года мы – самостоятельное юридическое лицо, и отношения со школой футбола выстраиваем на паритетных началах на основании соглашения о сотрудничестве. Положительные моменты этого разделения в том, что клуб сейчас самостоятельно принимает решения по финансовым вопросам. Но есть и другая сторона. Существует угроза, что клуб будет работать в одном направлении, по одной системе, с одной тактикой и стратегией, а школа футбола – по другой. И когда выпускники центра подготовки после завершения обучения будут приходить в нашу команду, получится, что мы будем говорить на разных языках. Это не очень хорошо в целом для удмуртского футбола. Хотелось бы, чтобы было единое понимание тренировочного процесса и там, и там. Это рабочие моменты, и мы будем обсуждать и договариваться. Что касается маркетинговой стратегии, то мы вынуждены подстраиваться под нынешнюю реальность. Мы очень много работаем над тем, как решить две очень важные задачи: привлечь болельщиков на стадион и внебюджетные источники финансирования. Обо всех наших активностях можно будет оперативно узнавать из официальных страничек наших социальных сетей.
– Дмитрий Вениаминович, вы сами в прошлом игрок. В чём основная проблема современного футбола на ваш взгляд?
– Я могу сказать одно: раньше футболисты были талантливее. Условия, в которых мы тогда «варились», были, мягко сказать, не очень. Но это нас закаляло, подстёгивало. Сейчас у спортсменов более комфортная жизнь, доступная инфраструктура, и это, как ни парадоксально, расхолаживает людей. Сложно найти перспективных спортсменов. Тем не менее, футбол стал сильнее, быстрее, поэтому и требования к игрокам возросли. Не все могут из нашей второй лиги подняться вверх по карьерной лестнице, в ФНЛ или РПЛ. У нас есть такие примеры, но их единицы. Чтобы таких футбольных «самородков» было больше, в республике нужна чётко выраженная вертикаль с улучшенной инфраструктурой и кадрами. Тогда и дети не будут уезжать в другие, более перспективные регионы, и команда мастеров могла бы получать профессиональные кадры. Тогда и мечта всех футбольных болельщиков – переход в Футбольную национальную лигу (ФНЛ) – будет реальной.
Последний вопрос – это размышления на перспективу. А пока «Зенит-Ижевск» готовится к новому сезону, но что это будет за сезон – для всех остается пока загадкой.
Татьяна МАЛЬЦЕВА
Добавить комментарий