Статьи

«Ижевские лоси» вернули в город творческую энергию

Акция независимых художников стала подарком ижевчанам ко Дню города

В конце прошлой недели в разных частях Ижевска появились лоси – миниатюрные и громадные, древесные, металлические, соломенные, фанерные. Они как будто вышли на улицы города из долгого карантина вместе с людьми.

Проект «Ижевские лоси» был реализован стремительно. Буквально за неделю художники разработали эскизы и создали арт-объекты, работая с утра до позднего вечера. Впрочем, настолько сжатые сроки для художников – привычное испытание, именно так они работают на крупных фестивалях, так же создаются работы ижевских фестов «Удмуртский лёд» и Фестиваля ледовых Ангелов и Архангелов.

Лось с оперёнными рогами

Самый долговечный из лосей этой акции появился на набережной, почти напротив монумента. Мария Соловатова, единственная в Ижевске (и вообще в Удмуртии) женщина-скульптор по металлу, создала Лося из металлолома. Этот материал для неё – настоящий источник вдохновения. Это она несколько лет назад задумала и курировала фестиваль металлической скульптуры «Феррум-фест», который за три года существования подарил городу настоящую галерею скульптур из металлолома под открытым небом – большинство из них до сих пор стоит на набережной. Сама Мария тогда сделала Корову, Мышиного короля, лого «Иж».

«Ижевские лоси» вернули в город творческую энергию
Фото Сергея Рогозина

О пути, предшествовавшем появлению её ижевского лося, Мария Соловатова говорит:

– Моя «лосиная эпопея» началась с исторической реконструкции знаменитого Лося, стоящего на въезде в город на Як.-Бодьинском тракте. Мы тогда счистили с фигуры Лося несколько слоёв краски, вернули ему первоначальный серебристый цвет и восстановили атрибуты пола, которые в советское время были спилены из каких-то провинциальных ханжеских, цензурных соображений (принимавшие то решение точно не бывали в Петербурге-Ленинграде, где на Аничковом мосту, прямо на Невском проспекте, стоят и никого не смущают знаменитые кони Клодта со всеми природными деталями).

С того момента лоси меня уже не отпускали. Я сделала эскиз скульптуры Лося из веток, которую воплотили на фестивале лэнд-арта в парке «Донды дор» под Глазовом, и эта скульптура выиграла премию за оригинальность. Третий лось в моей биографии был снежным – мы вырезали его с художником Львом Брюхановым на фестивале в Карелии, в Петрозаводске. Наш снежный Лось был признан лучшей работой фестиваля, взял «золото». Но железного Лося у меня ещё не было, – и вот пришло время его сделать, и я рада, что именно Ижевск стал «заказчиком» этой скульптуры. Я сама состоялась как скульптор именно в железе, поэтому в работе с этим материалом чувствую особенные радость и драйв. А металлолом для промышленного Ижевска – своего рода природный материал, естественный. Здесь выплавляется металл, создаются вещи из металла, и мне хотелось, чтобы, отслужив свой век как что-то утилитарное, этот металл не ржавел на свалках, а вернулся в город в новой роли – на этот раз в качестве арт-объекта.

На скульптуру ушли пять разрезанных бензобаков и моторов (сами теперь считайте, сколько в этом лосе лошадиных сил, шутит художница), трубы, дверные крючки, детали механизмов, гвозди (они пошли на бородку лося), а на ноздри пригодились старые коньки. В работе Марии Соловатовой ассистировал профессиональный сварщик Артур Огнёв. Он в первый раз в жизни работал над арт-объектом, и на вопросы о своём следующем творческом проекте теперь отшучивается: «Трубопровод».

Фигура лося получилась фантазийной, но при этом удивительно реалистичной: на тонких ногах – коленные суставчики из труб, шея переходит в мощный загривок, раздвоенные копыта слегка расползаются на брусчатке набережной как будто под весом тела. Как в скульптуре Коровы, Соловатова добилась удивительного наложения реализма и свободной, почти дерзкой игры воображения.

И всё же узнавать этого Лося будут по ажурным рогам, напоминающим раскрытые в полёте крылья большой птицы. Эти стальные «перья» были найдены на металлоприёмке – это металлические ленты, которые остались после вырубки из них штампованных деталей. Соловатова рассказывает:

– Художница Ольга Едомина, узнав о моём участии в акции, предложила сделать фигуру Лося с гнездом лебедей на рогах. Эта идея мне показалась избыточной, но образ крыльев над лосиной головой остался в голове (нравилась и мысль, что Лебедь – ещё один символ Удмуртии) и в итоге превратился в рога-перья.

Из того, что лежит под ногами

Мастера творческой артели «Мугур» под руководством художника Анатолия Степанова создают плетёные анималистические скульптуры с 2012 года, работы Степанова из веток, коряг и сучков стоят в Казани, в пермском архитектурном музее под открытым небом «Хохловка», в саду воткинского музея-усадьбы Чайковского, на ижевской лыжной базе «Снежинка», в Финляндии и в Америке. Веточные скульптуры довольно долговечны: первые плетёные лоси и олени Степанова «живы» до сих пор.

«Ижевские лоси» вернули в город творческую энергию
Фото Сергея Рогозина

Для акции «Ижевские лоси» мастера «Мугура» создали два арт-объекта. Первая фигура лося, трёхметровая, сплетённая из крупных древесных ветвей, оказалась вписана в ландшафт Рябинового сквера. Вторую скульптуру (она установлена в парке «Берёзовая роща») сами авторы в шутку называют «Троянский Лось»: полая скульптура, собранная из досок, так велика, что в неё могли бы поместиться несколько человек. Её высота – около 5,5 метра (на сегодняшний день это самая крупная скульптура Степанова). Художники планируют доработать Лося: затонировать тонким слоем белой краски, сквозь которую будет проступать фактура древесины, чтобы добиться большего декоративного эффекта. Но уже сейчас скульптура покрыта пропиткой, защищающей её от влаги и огня, и может благополучно простоять в городе 10-15 лет.

Анатолий Степанов объясняет принцип своей работы:

– Для меня важно, чтобы жителей городов окружало как можно больше натуральных материалов, чтобы они не теряли связь с природой. Лэнд-арт даёт эту возможность. Есть ещё один момент. Чугунные, бронзовые, гранитные памятники и скульптуры – это работа для профессионалов, трудоёмкая и затратная. А лэнд-арт, который создаётся буквально из того, что можно найти под ногами, очень демократичен. И «Мугур» сознательно создаёт прецедент – на примере наших скульптур мы показываем, что каждый (мы тоже не профессиональные скульпторы) может создать интересный, живой арт-объект, который преобразит его город. Я был бы рад, если бы наши Лоси вдохновили кого-то взять обрезанные ветки, оставшиеся от ремонта доски, саморезы и шуруповёрт, и собрать свою лэнд-арт-скульптуру.

Скульптура с запахом детства

Во внутреннем дворе Национального музея УР им. К. Герда теперь стоит пятиметровая ландшафтно-парковая скульптура Лосёнка. Под брюхом гиганта легко проходит взрослый человек, каждую его ногу едва получается обхватить руками, но авторы скульптуры, участники арт-объединения «Творческая дача» Анфим Ханыков и Роман Постников настаивают, что так выглядит малыш доисторического гигантского лося.

«Ижевские лоси» вернули в город творческую энергию
Фото автора

Процесс создания был трудоёмким (на деревянный каркас нарастили «мускулы» из соломы и сена, затем закрепили силуэт стальной сеткой), но приятным. Анфим Ханыков говорит: «Я рос в деревне, у бабушки была корова, мы каждое лето косили сено, и его запах для меня связан с ощущением радости, с самыми тёплыми воспоминаниями о детстве». Сегодня каждый житель города может подойти к скульптуре, уткнуться носом в его нагретую солнцем ногу и вдохнуть запах сена из чистой люцерны.

Работу над скульптурой Ханыкова и Постникова можно назвать отдельным произведением искусства. Анфим Ханыков объясняет:

– У нас была временная инсталляция «Лось в лесах», поскольку фигуру Лося окружали деревянные строительные леса – только так можно было построить её. Так что, когда они были убраны, можно было констатировать: лось вышел в Ижевск из лесов.

Постников подхватывает:

– Фактически, так и есть. Буквально неделю назад я катался по лесу на СОЛК им. Кулаковой, почти в Ижевске, и на дорожку предо мной выбежал лосёнок. И Анфим не раз видел в Ижевске лосей. Так что они здесь – такие же местные жители, как и люди. Акция «Ижевские лоси» это подчёркивает.

Стоящая на фоне классического ансамбля Арсенала анималистическая скульптура из природных материалов, обращающаяся к древним мифам этой земли (Лось – один из наиболее распространённых образов средневекового пермского звериного стиля, артефакты которого находят на территории Удмуртии, и художники дают стилистические отсылки и к пластике «пермского стиля», и даже к силуэтам наскальных рисунков) даёт толчок для размышлений о том, насколько молода наша цивилизация, как близки в исторических масштабах времена, когда на этой земле среди густых лесов и вправду царили лоси, и эпоха городов и развитых технологий.

Остаётся добавить, что это первая масштабная и долговременная травяная скульптура в Ижевске. Простоит этот Лось весь летний сезон, до глубокой осени.

Художественная стрижка газонов

Совсем недолго (буквально полторы – две недели, пока не вырастет молодая трава) жители Ижевска смогут любоваться картиной художника-дворника Семёна Бухарина. На склоне набережной он выкосил картину площадью в пять соток с сюжетом из жизни дикой природы – лось с лосёнком стоят на сосновой опушке. «Я сам много раз видел в Ижевске лосей, наш родниковый край – их родина, поэтому мне понравилась идея объявить это животное неофициальным символом города», – говорит самобытный художник. Он прославил Ижевск несколько лет благодаря многометровым импровизационным картинам на снегу, которые создавал обычной дворницкой метлой – без эскизов, просто представляя, какой должна получиться картина. Потом освоил в качестве инструмента для создания масштабных полотен и триммер для стрижки газонов. Обычно первыми его творчество видят учащиеся и педагоги лицея на ул. Кунгурцева, где он работает. Акция «Ижевские лоси» стала редкой возможностью показать искусство художника-самоучки Семёна Бухарина всему городу.

На сто голосов

Самая многоликая, разноголосая часть акции – около 100 лосиных силуэтов (половина из которых расписана известными и молодыми художниками Ижевска), выставленных на склоне набережной.

«Ижевские лоси» вернули в город творческую энергию
Фото автора

По первоначальному замыслу организаторов акции, фанерные фигуры должны были расписывать ученики художественного направления «Арт-резиденции», которое курирует Максим Верёвкин. Однако вскоре к проекту подключились лидеры ижевского актуального искусства Сергей Орлов и Энвиль Касимов, участница крупных российских и международных выставок Евгения Мальцева, легенда ижевского (а какое-то время и лондонского) андеграунда Павел Аксёнов, набравшая за последние годы превосходную творческую форму художница Татьяна Зыкова, мастер академической живописи Денис Никонов, Сергей Зуев и другие. Фактически, город получил стихийную выставку ижевского современного искусства, кроме всего прочего отражающую преемственность поколений от арт-объединения «Лодка» (в которое Касимов и Орлов входили ещё в 90-х) до нынешних художников «Арт-резиденции», которые сегодня учатся у Макса Верёвкина, ученика (в прошлом) и единомышленника (в настоящем) Касимова и Орлова. Экспозиция расписанных лосей в этом контексте выглядит как логическое продолжение зимней выставки «Молодость Удмуртии» в ЖК «Колизей».

Большинство работ на набережной анонимны, но эстетика и образ мыслей художников выдают их с головой.

«Ижевские лоси» вернули в город творческую энергию
Фото Сергея Рогозина

Сергей Орлов создал лося, который продолжает тему его полумифических существ, объединённых идеей выхода за пределы реальности, конструирования новых мифов. Звёздчатые глаза его лося – такие же, как у людей, быков и лошадей на его полотнах из известной серии «Вожди Атлантиды».

Работа Максима Верёвкина – посвящение «почётному удмурту» Казимиру Малевичу (звание «Почётный удмурт» было учреждено Касимовым и Орловым больше пятнадцати лет назад, обладателями звания также являются Юрий Гагарин, Джон Леннон, Альберт Эйнштейн, Эмир Кустурица). Лось Касимова – это чёрный лось. Портал в поверхности зелёного склона, чёрная дыра, прорезь в ткани мироздания, за которой может быть всё что угодно – как и шедевр Малевича, он вовлекает в сотворчество зрителя. В этой фигуре то, что вы в ней увидите, угадаете.

Евгения Мальцева создала концептуальную работу, в которой заключена яркая метафора. На фигуру лося она нанесла красной краской дорожную карту своего родного района. Дороги, межквартальные проезды и тротуары разветвились на лосиной фигуре подобно кровеносной системе, широкая улица Ворошилова вытянулась вдоль тела лося как хребет. Жизнь микрорайона непрерывно течёт по его улицам, как кровь – по венам и артериям живого существа, и сам город – живое существо, напоминает зрителю работа Мальцевой.

Если вглядываться в лося Татьяны Зыковой несколько секунд, возникает иллюзия, будто он вибрирует, а воздух перед ним колышется, – такое же ощущение возникает, если смотреть в небо, покрытое мелкими перистыми облаками. Эффект этого живого движения возникает от соединения приёмов импрессионизма и абстракционизма. Крупные мазки разных оттенков голубого заставляют фон «дрожать», изменяться при смене угла зрения, а тонкие чёрные линии, разбегающиеся по фигуре, напоминают и о ветвях деревьев, как ты видишь их, лёжа на земле и до головокружения смотря вверх, и о траекториях полёта птиц (их силуэты на этой «картине» тоже есть).

Денис Никонов расписал своего лося сюжетами о двух играх, которые возникли в Ижевске и стали его достопримечательностью: это хоккей на валенках и «настольник» – живая версия настольного хоккея. Персонажи игр на лосе Никонова – в масках. Эта работа – о том, что, несмотря на обстоятельства, жизнь продолжается, и в Ижевске есть люди, которые знают, как сделать эту жизнь максимально насыщенной и увлекательной.

Сергей Зуев продолжил тему индустриальных городских пейзажей, начатых работой на набережной в 2018 году – тогда в рамках фестиваля «Ижевские смыслы» он нарисовал на одной из плит вид на ТЭЦ-2 и четыре знака пешеходного перехода, отсылающие к культовой обложке битловского альбома Abbey road. Роспись его лося выглядит как фрагмент того мурала.

Вообще, со стрит-артом проекта «Ижевские смыслы» акция «Ижевские лоси» рифмуется стилистически и смыслово, в чём-то продолжая его: независимые художники продолжают наполнять городские пространства цветом, сюжетами, творческой энергией.

Работы Энвиля Касимова и Павла Аксёнова рифмуются: у первого лось замотан «ограждающей» лентой, у второго похож на предупреждающий знак с надписью «Осторожно, лоси». От фантазии зрителей будет зависеть, как они интерпретируют эту фразу – как адресованную людям или всё же самим лосям (и тут снова возникает дилемма, имел ли художник в виду живых лосей, которые каждый год гибнут от столкновения с человеческой цивилизацией, или стоящее вокруг фанерное стадо, которое откровенно говорит со зрителями о современных смыслах Ижевска и нашей жизни).

Работы начинающих художников, как правило, проще по заложенным смыслам, но большинство из них на редкость обаятельны. Среди них есть лось, расписанный италмасами, и лось с рябиновым «принтом». Есть лось с нанесённым на всё его тело гербом Ижевска и лось с логотипом легендарной марки «Иж». Есть лось, посвящённый сохранению удмуртской культуры (надпись на его боку сообщает, что по-удмуртски «лось» – «койык») и лось, напоминающей о роли Ижевска в приближении космической эры (он несёт на себе «портрет» собаки-космонавта Звёздочки в скафандре и шлеме). Есть чудесный лось с «мультяшной» совой и лось с большим натюрмортом, написанным в традициях классической реалистической школы. Честное слово, разглядывание нескольких десятков расписных лосей оказывается не менее воодушевляющим и дающим пищу для эстетических впечатлений и интеллектуальной разминки, чем большая и разнообразная по наполнению музейная выставка, – а после двух с половиной месяцев без привычного посещения музеев само ощущение «я на хорошей выставке!» дорогого стоит.

«Ижевские лоси» вернули в город творческую энергию
Фото автора

Как в «Лосе» Марии Соловатовой, иногда остатки, предназначенные на выброс, придают индивидуальный и законченный вид арт-работе. Изюминкой железного лося стали остатки металлических лент, из которых прессом вырубили необходимые детали. Казалось, они ни на что не годны, пока не попали в руки художника – и в них они преобразились в кружевные рога-перья. То же самое произошло с остатками фанерных листов, из которых были выпилены фигуры лосей. Их можно было просто выкинуть, но авторы акции установили их вокруг расписанных работ, предварительно выкрасив часть из них в красный. Получились арт-объекты, не менее популярные у горожан, чем сами лоси, и несущие собственные смыслы. В них фотографируются, как в тантамаресках, и через них фотографируют город. Сквозь каждую такую лосиную прорезь город – новый, двух одинаковых изображений просто не может быть. Трава, небо, зеркало пруда, брусчатка набережной, фонари, проезжающие по набережной машины и гуляющие люди каждый раз складываются в новый ижевский узор. Лет пять назад благодаря такому взгляду на мир стал всемирно известен ижевчанин Николай Толстых: он вырезал в бумаге силуэты животных, сквозь них фотографировал цветы, листья, мхи, – и выкладывал фото в Инстаграм. Простое и изящное художественное решение тогда обсуждали даже в крупных западных изданиях. Также что-то подобное несколько лет назад делал Сергей Орлов в работе «Будда» – силуэт сидящего Будды был вырезан в большом листе ДСП, но арт-объектом был не сам этот фигурный силуэт, а его «рама». Она позволяла представить, какое место и какую форму занимает Будда в пространстве, а вот как он точно выглядит, чем наполнен, решал для себя каждый зритель. Отражая образ мыслей смотрящего на него человека, он мог быть чем угодно. Вот и ижевские лоси ясно дали нам понять – Ижевск будет таким, каким мы его хотим увидеть.


Акция позволила многим ижевским художникам, востребованным в других регионах, впервые воплотить свои идеи в родном городе, – выиграли от этого ижевчане.

Акция насытила городскую среду арт-объектами, которые привлекли внимание жителей, стали стимулом взглянуть на привычные пространства свежим взглядом, а также привнесли в город ощущение фестиваля, радости после двух с половиной месяцев культурного затишья.


Только факты

Благодаря акции «Ижевские лоси» в Ижевске появились:

– Самый высокий лэнд-арт-объект из дерева: рост лося в Березовой роще – 5,5 метра;

– Самая крупная ландшафтно-парковая скульптура, предназначенная для долговременного экспонирования: высота Лосёнка, установленного во внутреннем дворе Национального музея – больше 5 метров;

– Инсталляция под открытым небом, включающая самое большое количество арт-объектов: на набережной установлено порядка 50 силуэтов лосей.


Художники и скульпторы выражают благодарность за помощь в проведении акции «Ижевские лоси»:

Администрации Главы и Правительства УР,

Администрации города Ижевска,

Министерству культуры Удмуртской Республики,

Редакции газеты «Удмуртская правда»,

ООО «Кировчермет»,

Компании «Про-подиум»,

ИП Вохмяниной С.И.,

ИП Ведерниковой Н.Г.,

Республиканскому дому народного творчества,

Молодёжной АРТ-Резиденции.


18.06.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта