Интервью, Люди, Новости

Анжелика Ившина: «Случайных людей в социальной сфере нет»

Заведующая филиалом Республиканского комплексного центра социального обслуживания в Первомайском районе Ижевска рассказала о том, какие люди становятся социальными работниками, как организована их работа и в чём пожилые люди нуждаются больше всего.

8 июня в России отмечают День социального работника. Прямо скажем, что сегодня эта профессия не на слуху, но именно соцработники приходят на помощь самым незащищённым в социальном плане людям – инвалидам и пожилым. Один из самых сложных видов соцпомощи – оказание услуг на дому. В отделении социального обслуживания на дому филиала Республиканского комплексного центра социального обслуживания населения в Первомайском районе Ижевска работают 35 человек. Несмотря на то, что уход – это их работа, причём нередко тяжёлая физически, без человеческого тепла в их деле не обойтись.

– Анжелика Тахировна, как люди узнают о центре и о том, какую помощь они могут получить благодаря социальным работникам?

– С просьбой помочь пожилому человеку обращаются его соседи. Звонки поступают от старших по дому и от управляющих компаний, когда с кем-то из жильцов пожилого возраста возникают проблемы, например, человек постоянно затапливает соседей снизу. В этом случае заведующая отделением социального обслуживания на дому идёт по указанному адресу, рассказывает о нашей работе и выясняет, нуждается ли пожилой человек в социальном работнике.

Часто обращаются сами родственники, которые в силу занятости на работе не могут ухаживать за пожилыми. Когда человек проживает в семье, он в основном получает услуги по кормлению либо присмотру в дневное время. Одиноко проживающим бабушкам и дедушкам соцработники оказывают более широкий спектр услуг: это помощь в покупке продуктов и лекарств, приготовление пищи, вынос мусора, уборка жилого помещения.

– Каким еще образом происходит информирование населения об услугах комплексного центра социального обслуживания?

– Мы работаем с первичными ветеранскими организациями, выходим на предприятия и рассказываем о том, чем мы занимаемся. Мы издаём буклеты и распространяем их на почте, в поликлиниках Первомайского района. Кстати, иногда врачи сообщают нам о том, что кому-то из пожилых пациентов необходима помощь.

– Какое количество пожилых людей может одновременно обслуживать один социальный работник?

– У одного социального работника на обслуживании могут находиться от 9 до 15 человек. Количество подопечных зависит от нагрузки, которую может взять на себя один социальный работник. С каждым пожилым человеком, нуждающимся в постоянной помощи, мы заключаем договор на социальное обслуживание, в котором прописывается, какие услуги и как часто оказываются. Исходя из перечня услуг складывается время, которое понадобится на их оказание. Допустим, на обслуживание одного человека потребуется 40 часов в месяц, а на обслуживание другого – 120 часов.

Если соцработник обслуживает пожилых, проживающих в частном секторе, у него меньше подопечных, потому что ему приходится выполнять более трудоёмкую работу: приносить воду, растапливать печь и т.д. Кроме того, в частном секторе магазины, как правило, располагаются более удалённо, чем в благоустроенном секторе. В Первомайском районе к таким местам относится микрорайон Люлли, совхозы «Медведево» и «Металлург». Конечно, для каждого социального работника мы подбираем адреса так, чтобы это был один район.

– На какую помощь люди старшего поколения могут рассчитывать, а на какую нет?

– У нас есть перечень услуг, установленный Федеральным законом № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Мы знакомим пожилого человека с этим перечнем, и он решает, в какой помощи нуждается. Затем мы составляем индивидуальную программу получателя социальных услуг, пожилой человек пишет заявление, в котором указывает те услуги, которые он хочет получать, при этом они должны соответствовать индивидуальной программе получателя социальных услуг. Мы не можем оказывать те услуги, которых в ней нет.

– Это бесплатная помощь или пожилые получают её за собственные средства? Как рассчитывается стоимость услуг?

– Размер оплаты зависит от размера пенсии и состава семьи пожилого человека. Расчёт производится исходя из того, кто вместе с ним прописан. Если, предположим, бабушка проживает со взрослыми детьми, мы не берём их в расчёт. Если же это дети нетрудоспособного возраста, которые могут находиться на её иждивении, мы учитываем их при расчёте размера оплаты социальных услуг.

В зависимости от того, к какой категории граждан относятся члены семьи, которые прописаны вместе с человеком пожилого возраста, мы находим средний прожиточный минимум для этой семьи. В том случае, если среднедушевой доход на каждого её члена не превышает 150% установленного нами среднего прожиточного минимума, то пожилой человек обслуживается бесплатно.

Если среднедушевой доход семьи больше полутора прожиточных минимума, то стоимость социальных услуг определяется исходя из того, какова разница между их величинами. Размер оплаты социальных услуг для пожилого человека не может превышать эту разницу. Например, если среднедушевой доход семьи выше полутора прожиточных минимума на 200 рублей, а полная стоимость социальных услуг составляет 700 рублей, то пожилой человек заплатит 200 рублей. Если среднедушевой доход семьи выше полутора прожиточных минимума на 1000 рублей, а полная стоимость социальных услуг составляет те же 700 рублей, то пожилой человек заплатит 700 рублей.

– Наверняка, кроме бытовой помощи, люди старшего поколения нуждаются в общении. Как социальные работники совмещают эти вещи, есть ли у них какой-то временной норматив?

– Для каждой услуги существует временной норматив. Социальный работник может поговорить с пожилым человеком только в процессе работы: отдельной такой строчки в перечне услуг, которые мы оказываем, нет. Но я думаю, что в будущем она может появиться, потому что пожилым людям крайне необходимо общение. Мы оказываем психологическую помощь на дому, пожилой человек может за ней обратиться, и наш психолог проконсультирует его в домашней обстановке.

– Насколько такая услуга востребована среди пожилых людей?

– Конечно, она не очень востребована среди пожилых людей. Им не нужны наши советы, для них важно, чтобы кто-то их выслушал, может быть, просто покивал головой в ответ. Пожилому человеку становится хорошо уже только от того, что он выговорился, потому что не всегда есть возможность пообщаться с близкими, более того, не всегда найдётся с кем пообщаться.

К сожалению, зачастую пока человек нуждается в уходе, никого из близких рядом с ним нет, а как только он умирает, появляется масса родственников, претендующих на его квартиру. Нас неоднократно привлекали к участию в судебных разбирательствах по поводу квартир, оставленных благодарными бабушками своим соседкам, которые ухаживали за ними. Родственники приглашали нас в качестве третьей стороны, чтобы мы подтвердили, что пожилой человек получал помощь от соцработника, поэтому соседка не может иметь никакого отношения к его квартире. Но дело в том, что мы обслуживаем пожилых людей с понедельника по пятницу, а соседи могут помогать и в выходные.

Я могу точно сказать, что абсолютно одиноких людей практически нет, что у каждого пожилого человека есть какой-нибудь родственник, который потом обязательно объявится. Таких, у кого совсем нет родных, единицы. Много лет назад, будучи заместителем директора комплексного центра в Ленинском районе, я стала свидетелем случая, когда вдруг выяснилось, что у одиноко проживавшей бабушки, которая обслуживалась у нас на протяжении нескольких лет, трое родных детей. Причём эта бабушка сама говорила о себе, что она одинокая, что у неё никого нет.

Пожилые часто чувствуют себя одиноко, даже имея родственников. Сегодня часто слышишь: «Соцработники обязаны», «Соцработники должны», но Семейный кодекс ещё никто не отменял, и согласно этому документу дети обязаны ухаживать за своими престарелыми родителями. Да, государство помогает повзрослевшим детям в уходе за их родителями, но оно не снимает с них ответственность.

– У вас были такие случаи, когда пожилые люди оставляли свои квартиры соцработникам?

– Нет, по крайней мере, у нас не было. Такое мнение бытовало в 90-е – в начале 2000-х, Родственники боялись, что соцработники постараются сделать так, чтобы квартира, в которой проживает пожилой человек, досталась им. Мы столько времени объясняли, что приходим не за квартирами, а приходим выполнять свою работу. Ухаживая за пожилыми людьми, социальные работники просто выполняют свои должностные обязанности.

– Работа, которую выполняют ваши сотрудники, достаточно тяжёлая. Почему они выбирают это занятие?

– Конечно, имеет значение и то, что комплексный центр социального обслуживания – это государственное учреждение, которое стабильно работает, а его сотрудники регулярно получают заработную плату. Тем не менее, случайных людей в нашей сфере нет, потому что они здесь не задерживаются. У нас могут работать только люди с широкой душой и большим сердцем, потому что работать с пожилыми очень непросто. Если на ребёнка можно воздействовать с помощью своего авторитета, объяснить ему, что хорошо, а что плохо, то под каждого пожилого человека, наоборот, приходится подстраиваться, сглаживать острые углы, чтобы не возникало конфликтов. У пожилых людей огромный опыт за плечами, свой уклад жизни, свои принципы, а может быть, бабушка просто в плохом настроении, потому что всё болит. Представьте, сколько надо терпения, чтобы выслушать всё, выполнить свою работу и постараться сделать так, чтобы у пожилого человека поднялось настроение! Это великий труд!

– В вашем учреждении есть старожилы среди соцработников?

– В отделении социального обслуживания на дому есть те, кто работает с 1995 года. Эти люди начинали работать тогда, когда ещё самого центра не было в Первомайском районе. Они работали в отделениях социального обслуживания на дому при администрации района. Центр появился в 1998 году.


Галина Аркадьевна Ефимова, социальный работник отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов

Галина Аркадьевна Ефимова была мастером-преподавателем в училище, более десяти лет работала технологом в пекарнях, больших и маленьких, а 7 лет назад решила изменить свою жизнь и ушла со своего прежнего места работы, что называется, в никуда. Уже стоя на бирже труда, Галина Аркадьевна решила попробовать себя в качестве социального работника. Сегодня у неё 11 подопечных, среди которых есть и такие, которым за 90 – и 95, и 96 лет.

– Родные и близкие не всегда могут старикам уделить внимание: у всех работа, семья, какие-то дела, поэтому пожилые люди, которые обслуживаются в нашем учреждении, относятся к нам как к членам своих семей, как к своим дочерям. Мои бабушки и дедушки так и называют меня – доченькой. Я тоже обращаюсь к ним ласково – «бабулечки мои». Стараюсь приходить к ним с хорошим настроением и с улыбкой. Конечно, бывает, что и кошки на душе скребут, тогда я просто стараюсь ограничить общение.

Мои бабушки и дедушки удивительные люди, и я их обожаю. Говорю об этом совершенно искренне. Они тоже отдают нам свою любовь, дарят внимание и отвечают нам благодарностью. Они очень благодарные люди, наши бабушки. Не каждая работа даст это ощущение.

Людмила Яковлевна Юзефова, 84 года, подопечная Галины Аркадьевны Ефимовой

– Галя скрасила мою старость. Она для меня и дочка, и помощница. Конечно, её время очень ограничено, но она старается выделить несколько минут, чтобы попить со мной чаю и пообщаться. Общение – это то, чего мне очень не хватает, потому что я уже на протяжении 5 лет не выхожу на улицу. Конечно, между мной и Галей бывает всякое: мы обе с характером, тем не менее, мы всегда находим общий язык.

Я с центром уже на протяжении 7 лет. Очень им благодарна, потому что каждая капелька внимания для меня бесценна, а они делают подарки к праздникам, приглашают поучаствовать в выставках, которые они проводят, когда нужно было ехать в Дом Дружбы народов, центр выделил мне машину. Они отлично работают!

КСТАТИ

Для тех, кто не нуждается в постоянном обслуживании, но может испытывать потребность в сиюминутной помощи, существует отделение срочного социального обслуживания, которое оказывает разовые услуги. Может помочь, например с покупкой продуктов и лекарств. Правда, за это придётся заплатить, потому что срочные социальные услуги входят в перечень платных. Бесплатно можно получить срочную юридическую и психологическую помощь, помощь с жильём (это касается лиц без определённого места жительства, которых могут устроить на временное проживание в социальную гостиницу), получить одежду из банка вещей или продуктовый набор (если комплексный центр социального обслуживания населения располагает в данный момент такой возможностью).

Несмотря на то, что приобретение и доставка продуктов и лекарств – это платные услуги, те, кто обратился в отделение срочного социального обслуживания с 1 апреля по 18 мая, получили их бесплатно. Те, кто находится на постоянном социальном обслуживании, с 1 апреля также получают услуги по покупке продуктов питания и лекарств бесплатно.

05.06.2020

Автор материала:

Татьяна Иванцова

Татьяна Иванцова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта