Статьи

Пока все дома

В Удмуртии, как и в других регионах страны, в апреле были законодательно введены меры поддержки граждан – потребителей услуг ЖКХ на период пандемии. Что нужно знать?

В период самоизоляции расходы российских семей на оплату ЖКУ вырастут примерно на треть. Такой прогноз дают эксперты. Речь идёт о тратах на горячую и холодную воду, а также электричество – их потребление рассчитывается по приборам учёта. Находясь дома круглые сутки, люди неизбежно увеличивают их расход. В качестве помощи населению на время пандемии правительство отменило штрафы и пени за неуплату услуг ЖКХ, запрещено отключать коммунальные блага за долги, признавать вышедшими из строя счётчики даже при истечении межповерочного периода, а все льготы и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг продлило автоматически.

Подробнее о введённых мерах поддержки населения рассказал председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР» Александр ЕВСЕЕВ. Также он дал несколько актуальных советов об особенностях управления домом и способах защиты своих прав в условиях самоизоляции.

Мораторий на пени и штрафы

До 1 января 2021 года введён мораторий на пени и штрафы за просрочки (по квартплате, коммунальным услугам, взносам за капремонт), а также запрещено отключать коммунальные услуги должникам.

– Постановлением № 424 от 02.04.2020 г. Правительство РФ приостановило до 1 января 2021 года действие положений постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). В частности, подпункта «а» пункта 32 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). То есть исполнители коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК) не вправе требовать уплаты неустоек. При этом обязанность граждан своевременно оплачивать оказанные жилищно-коммунальные услуги сохраняется, – подчеркнул Александр Евсеев.

Обычно, если жилец не оплачивает коммунальные услуги, то в первый месяц просрочки пени не начисляются, за второй и третий месяцы пени составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ, а начиная с четвёртого месяца – 1/130.

Если пени в платёжке всё-таки появились, нужно, прежде всего, обратиться с жалобой к исполнителю услуг с требованием о её списании, советует Александр Евсеев. При отказе в этом – жалуйтесь в Госжилинспекцию. Также в положительном разрешении вопроса могут помочь в Роспотребнадзоре и прокуратуре. У потребителя услуг также есть право отстаивать свои нарушенные права в суде.

Что касается отключения коммунальных услуг, то постановление № 424 до конца 2020 года приостановило действие подпункта «а» пункта 117, пункта 119 постановления № 354. То есть исполнители услуг не смогут до конца года ограничивать потребителям за неуплату предоставление таких коммунальных услуг, как газ, электроэнергия, тепло, вода, канализация, вывоз бытовых отходов.

Не для всех и не навсегда

Однако нужно понимать, что мораторий на начисление и взыскание касается именно штрафов и пени по задолженностям, подчёркивает Александр Евсеев. Это не значит, что за услуги ЖКХ до января 2021 года можно не платить. Долг будет расти, и образовавшуюся задолженность надо будет оплачивать. Тем более что мораторий введён лишь на штрафные санкции и ограничения, требовать и взыскивать в судебном порядке сам долг коммунальщикам не запрещено.

Как правило, при задолженности менее двух месяцев управляющие организации и РСО используют досудебные способы решения проблемы: присылают уведомления, требования о погашении долга. Когда собственник жилья не заплатит хотя бы за одну услугу за третий месяц, у коммунальщиков возникает право эту задолженность взыскивать принудительно через суд, а также вводить ограничения на предоставление услуги.

– Как только действие постановления закончится, такие меры в отношении должников, как отключение коммунальных услуг, начисление пени, начнут снова применяться, – добавил он. – Даже двухмесячная задолженность потребителя по оплате электроснабжения и водоотведения может стать основанием для приостановки или ограничения этих услуг. Поэтому в интересах граждан оплачивать все ЖКХ-услуги своевременно, не копить задолженность.

Продлят автоматически

При наличии долга и невозможности единовременного погашения задолженности можно обратиться в управляющую организацию или РСО с заявлением о предоставлении рассрочки. В таких случаях заключается двустороннее соглашение с графиком погашения задолженности.

Если неплатежи связаны со снижением доходов, оформите субсидию на оплату коммунальных услуг. Сейчас это можно сделать удалённо – например, через портал госуслуг. Документы в оригиналах предоставлять не нужно. В электронную форму заявления вносятся сведения о полученных доходах за предшествующие шесть месяцев, составе семьи (проживающих в жилом помещении), о правоустанавливающих документах на жильё, данные о льготах (например, о ветеранстве, инвалидности, многодетности). Тем, кто уже является получателем субсидии, продлят её в беззаявительном порядке (это положение будет действовать до 1 октября), переоформлять её не нужно.

Согласно постановлению № 424, гражданам, начиная с 6 апреля и до конца 2020 года, не обязательно делать поверку приборов учёта в квартирах, – хотя истечение межповерочного периода является основанием признать счётчик не работающим.

– Если говорить юридическим языком: если в период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года межповерочный интервал прибора истёк, то для потребителя не будет последствий в виде обязанности заказать его поверку, а исполнитель коммунальных услуг не будет считать счётчик вышедшим из строя и производить начисления по среднему, а также применить в дальнейшем норматив потребления, – подчеркнул Александр Евсеев.

Однако если счётчик сломался или перестал показывать правильные данные, его нужно заменить. При этом первое, что следует сделать, – это уведомить РСО и УК, чтобы они не посчитали потом отсутствие пломбы несанкционированным вмешательством в работу прибора.  В таких случаях применяется 10-кратный норматив, и сумма, которую нужно будет заплатить потребителю за подотчётный ресурс, увеличится в десять раз.

Нужно иметь в виду, что на юридические лица мораторий по начислению пени не распространяется. Бизнесменов, не оплативших счета вовремя, ждут санкции в соответствии с законодательством. Введённый мораторий на пени не означает, что к бизнесу, задолжавшему по коммунальным счетам, в 2020 году не могут наведаться судебные приставы, чтобы арестовать имущество по решению суда.

ГИС ЖКХ в помощь

Постановлением Правительства РФ № 438 от 3 апреля 2020 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приостановлены внеплановые проверки, кроме тех, что связаны с причинением вреда жизни и здоровью граждан, по согласованию с прокуратурой. То есть специалисты Госжилинспекции УР не смогут проводить проверки в отношении исполнителя коммунальных услуг, РСО, УК или ТСЖ до конца 2020 года.

– До конца года будет действовать судебный порядок защиты прав граждан. Поэтому на это время всё общение с УК, ТСЖ и РСО лучше вести через Личный кабинет в системе ГИС ЖКХ (https://dom.gosuslugi.ru). Эта система позволяет видеть всю информацию, заявления и обращения, в том числе и надзорным органам. Все вопросы, которые там задокументированы, имеют правовые последствия, – подчеркнул Александр Евсеев.

В тему

О собраниях и дезинфекции

Проводить общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме или подождать лучших времен? С таким вопросом часто обращаются потребители услуг ЖКХ на «Горячую линию» Объединения советов домов УР.

Минстрой РФ и Госжилинспекция УР советуют воздержаться от проведения общих собраний собственников в очной форме, так как они являются массовыми мероприятиями. А в соответствии с распоряжением Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории УР» проведение спортивных, культурных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий запрещено. Проведение общих собраний по неотложным вопросам возможно в форме очно-заочного голосования. При этом собственники принимают участие в заочном голосовании и исключают совместное присутствие на его очной части. Также Госжилинспекция УР рекомендует отказаться от проведения заочного голосования путём поквартирного обхода до снятия соответствующих ограничений.

– В протоколе будет указано, что в очном этапе участвовал только инициатор общего собрания, – разъяснил Александр Евсеев. – На заочном этапе ходить по квартирам не нужно – бюллетени можно разложить в почтовые ящики собственников, которые до определённого числа будут обязаны их заполнить и сдать в почтовый ящик инициатора собрания.

Таким образом, будет максимально минимизирован личный контакт между соседями, а требования законодательства не будут нарушены. Он напомнил, что удобным способом бесконтактного общения являются соцсети, мессенджеры, например, Viber. Создание чата позволяет доносить информацию до жителей быстрее, чем объявление в подъезде.

Жителей Удмуртии также интересует, вправе ли управляющие компании требовать с них денежные средства за обработку и дезинфекцию подъездов. Глава УР Александр Бречалов ответил на этот вопрос во время прямого эфира #БречаловLive 23 апреля. «Финансовая нагрузка не ляжет на плечи жителей, – пообещал он. – Мы зарезервировали средства для управляющих компаний, чтобы компенсировать эти расходы».

14.05.2020

Автор материала:

Надежда Бондаренко

Надежда Бондаренко


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта