Театр на экстремальных курсах повышения квалификации
Статьи

Театр на экстремальных курсах повышения квалификации

Как карантин стал проверкой контакта со “своим” зрителем и открытием новых художественных возможностей

С 28 марта в Удмуртии закрыты все театральные и концертные залы. Большинство театров ограничились онлайн-трансляцией давно записанных спектаклей и выходом актёров в короткие эфиры в соцсети из домашней самоизоляции. И только самая отчаянная, нонконформистская театральная площадка Ижевска, Центр современной драматургии и режиссуры, продолжает работать практически в полную силу – разумеется, в режиме «карантина».

27 марта в ЦСДР был сыгран последний спектакль перед объявлением режима самоизоляции. Несколько следующих пришлось отменить и закрыть помещение «Конюшня» в Летнем саду для публики. Однако уже в начале апреля живой творческий процесс пошёл: состоялись актёрские читки современных пьес на камеру, а 25 апреля впервые в истории ЦСДР и театра Les Partisans состоялся онлайн-спектакль. «Партизане» сыграли на камеры при пустом зале хит этого сезона, спектакль «Хлебзавод» (16+) по поэтической пьесе Алексея Олейникова.

Трансляция проходила на закрытом сетевом канале, доступ куда получили только купившие билеты: на фоне десятков спектаклей (в том числе хитовых, модных, увенчанных многочисленными наградами), которые выложили в открытый доступ в интернет крупные российские и европейские театры, решение играть за деньги казалось вызовом и почти наглостью. Ну кто купит билет на показ независимого ижевского театра, где играют непрофессионалы, когда на YouTube в эти дни можно бесплатно смотреть спектакли театра им. Вахтангова, театра-мастерской Фоменко, «Сатирикона», Национального театра Лондона (с русскими субтитрами!), берлинского театра «Шаубюне», парижской «Комеди Франсез» и ещё десятков знаменитых трупп. Тем более следящие за развитием ЦСДР и «Партизан» знают, что это – банда энтузиастов, большинство актёров-любителей учится в вузах или работает, и зарплату в театре не получает. Но… люди купили билеты!

ЦСДР продал на закрытый показ более 80 билетов – в камерной «Конюшне» с её небольшим амфитеатром, сколоченным руками «партизан», был бы аншлаг.

Драйв живого театра

Художественный руководитель ЦСДР, сооснователь независимого театра Les Partisans Павел ЗОРИН объясняет выбор стратегии выживания и развития своей творческой команды:

– Полностью уйти в отпуск, завершив сезон на два месяца раньше, чем было запланировано, мы не могли: в месяц в любом случае нам нужно зарабатывать фиксированную минимальную сумму, которая включает в себя оплату счетов, зарплату администратора, бухгалтера и дизайнера. В апреле мы лишились единственного источника дохода – продажи билетов на спектакли текущего репертуара. Просто просить денег у зрителей или у чиновников, не предлагая ничего взамен, мы не приучены. Поэтому мы автоматически придумали выход – в свободном доступе транслировать онлайн-читки, предлагая нашим зрителям приобретать на них символические билеты, тем самым помогая ЦСДР собрать сумму, позволяющую держаться на плаву.

Первая же читка прошла с большим успехом – больше 20 000 просмотров в сети и сбор почти половины нужной суммы.

Кроме этого, мы почувствовали, как перед нами открываются новые горизонты – онлайн-трансляции из театра с пустым зрительным залом, несмотря на кажущуюся ограниченность, скрывают в себе новые художественные возможности: например, внутрикадровый монтаж, использование хромакея (технологии, позволяющей подкладывать в игровую сцену с живыми актёрами любой фон или совмещать проекции. – Прим. ред.) и других цифровых эффектов. Это будто какой-то новый жанр.

Мы с актёрами получили не меньше драйва и энергии, проводя репетиции и прямой эфир в пустом зале, но перед многотысячной интернет-аудиторией. Следующим логическим шагом, конечно же, стала идея транслировать спектакли. Причём, именно трансляция в прямом эфире показалась нам важным решением, сохраняющим драйв живого театра, где ни у кого (оператора, актёра, звуко- или светотехника) нет права на ошибку или безопасной зоны ещё одного дубля. К тому же если мы выбираем вариант предварительной видеозаписи, мы будто входим на территорию совсем другого искусства – кино, и тут уже должны работать какие-то другие законы.

Ну, и мы всегда очень верили в своего зрителя. Даже когда поняли, что поставив трансляцию «Хлебзавода» на субботний вечер в 19.00 по Москве, мы подвергаем себя огромному риску (в это же время показы своих спектаклей ведут лучшие театры страны – от Большого театра до МХТ, а общее количество театральных трансляций в одно и то же самое время исчисляется десятками). Но наша аудитория осталась нам верна, у нас снова был полный виртуальный зал, больше 80 зрителей, да ещё и несколько театральных критиков с большим интересом подключились к эфиру. В целом интересно было проанализировать аудиторию и узнать, например, что больше 60% зрительного зала – иногородние, большинство из них наконец-то получило возможность из Казани, Питера или даже Дюнкерка (Франция) увидеть наши спектакли, которые до этого были для них просто физически недоступны.

Сыграв онлайн-версию спектакля «Хлебзавод» и получив волну адреналина и воодушевления, в том числе и от ответной реакции наших зрителей, мы почувствовали, что этот способ существования театра в предлагаемых обстоятельствах нужно продолжать.

Получили больше, чем упустили

Что вы потеряли из-за введения режима самоизоляции?

– Весной не состоялись как минимум две запланированные премьеры, третья масштабная Лаборатория ШУД, на которую в Ижевск обычно съезжаются театры, режиссёры и драматурги со всей России. Незавершённым остался образовательный проект «4.33», в рамках которого должны были пройти ещё несколько лекций и концерт Московского ансамбля современной музыки Дмитрия Курляндского.

Если говорить о материальной части вопроса, то выручка ЦСДР упала почти в пять раз. Теперь мы зарабатываем самый минимум, чтобы остаться на плаву. Но учитывая, что мы некоммерческий театр, и львиную долю зарабатываемых средств тратили на новые проекты, улучшение материально-технической базы и постоянно продолжающийся ремонт в ЦСДР, наверное, мы не так много потеряли. Особенно, если принять в расчёт творческий тонус и настроение наших актёров и драматургов, которые сейчас явно выше, чем в среднем за сезон.

А что вы приобрели? Куда вы двигаетесь теперь?

– Пока мы были заняты подготовкой к онлайн-трансляции «Хлебзавода», ребята из мастерской ЦСДР маялись без дела, мучились и, наконец, придумали идею радиоспектакля. Сделали пилотный выпуск, а потом мне попалась отличная новая пьеса питерского драматурга Оли Потаповой, которая так и просилась в подкаст – с большим количеством острохарактерных персонажей и множеством атмосферных локаций. Так пришла идея ещё одного способа продолжать деятельность онлайн – мы запустили многосерийный радиоспектакль «Спички детям» (0+), такое звуковое роуд-муви.

Ну и, конечно же, Школа удмуртской драматургии – это очередная зона нашей ответственности. Всё время хочется, чтобы обучающиеся там ребята находили новые способы самовыражения, мотивации, причины писать. Фактически мы не закрыли ШУД, а перевели, как и большинство учебных заведений страны, «на удалёнку», в Zoom. И вот во время одной из сессий в «зуме» мне пришла идея предложить ребятам драматургический сериал – каждое воскресенье выпускать в виде онлайн-читки очередную серию. Первую пишет мастер Школы Валерий Шергин, а остальные – по очереди все желающие драматурги ШУД. Посмотрим, что из этого получится, уже запланировано минимум семь серий драматургического сериала «Слушай сюда!» (16+). Во всяком случае, опыт блиц-батлов показал, что наши авторы очень хорошо себя чувствуют в таких околоэкстремальных условиях.

Благодаря пандемии

То есть в итоге вы благодарны новым правилам игры?

– Наша репертуарная политика полностью изменилась. Нам пришлось перестраиваться буквально на ходу. Спектакли ушли в онлайн, у нас вряд ли будет возможность играть их несколько раз в неделю или повторять показы одного и того же спектакля (до карантина мы играли 2-3 спектакля в неделю, повторы спектаклей шли каждый месяц, а особенно популярных и несколько раз в месяц). Теперь мы планируем один онлайн-спектакль в неделю. Плюс один выпуск радиоспектакля и одна серия драматургического сериала. Всё это стало возможным благодаря пандемии, без неё на свет не появились бы ни радиоспектакль, ни сериал.

Вообще вся эта история с карантином похожа на какие-то экстремальные курсы повышения квалификации, которые нас обязали пройти. Сначала кажется – всё, конец, лучший способ действия – уйти во внутреннюю иммиграцию, наконец прочитать все скопившиеся книжки, посмотреть все сериалы и записи мировых спектаклей. Но потом вдруг оказывается, что за новыми вызовами скрывается огромный потенциал новых возможностей, стимулирующих воображение и поднимающих тонус.

Мы часто привыкаем к тому, что у нас есть, перестаём по-настоящему ценить это, и только когда это хотят отобрать или запретить, вдруг начинаем чувствовать, как это нам по-настоящему нужно и важно. Наши актёры, пожалуй, давно так не радовались возможности сыграть спектакль, как после недели-другой проведённой в самоизоляции, в четырёх стенах у себя дома. И каждый выход на сцену, даже если зрители сидят по ту сторону экрана монитора, снова становится настоящим праздником/

P.S. Второй онлайн-спектакль в ЦСДР сыграют уже 8 мая. Это будет высоко оценённый экспертами национальной премии «Золотая маска», основанный на документальном материале спектакль «Деликатес. Удмуртская история преступлений» (18+).

08.05.2020

Автор материала:

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта