Бизнесмен с 20-летним стажем рассказал, как пережил несколько кризисов и не потерял своё дело
Статьи

Бизнесмен с 20-летним стажем рассказал, как пережил несколько кризисов и не потерял своё дело

Карантин, самоизоляция, оградительные меры, принятые в связи с пандемией коронавируса, – всё это наносит большой удар по бизнесу. И то, что сегодня происходит в мировой экономике, принято называть не иначе, как кризис. Все предприниматели относятся к сложившейся ситуации по-разному: одни впадают в панику, другие ищут новые возможности.

27 апреля Глава Удмуртской Республики Александр Бречалов провёл онлайн бизнес-завтрак с Евгением Дёминым, основателем и генеральным директором компании «SPLAT», которая выпускает средства для ухода за полостью рта, бытовую химию и детскую косметику.

– Сегодня большинство предпринимателей обеспокоены нестабильной ситуацией на рынке. В своих социальных сетях я получаю массу вопросов от представителей различных форм бизнеса на тему путей преодоления кризиса. Хочу показать примеры предпринимателей, которые в самых сложных ситуациях видят, прежде всего, возможности. Евгений Дёмин – именно такой человек,– отметил Александр Бречалов.

В прямом эфире руководитель региона задал предпринимателю вопросы, которые поступили от жителей Удмуртии.

Александр Бречалов: Ситуация сегодня сложная, но это не первый и не последний кризис. И я всегда считал, что кризис – это не только проблемы, но и возможности. Я не случайно провожу этот бизнес-завтрак с Евгением Дёминым, потому что это человек, который за 20-летнюю историю своей компании прошёл не один кризис и точно сможет дать свою оценку и видение нынешней ситуации.

Евгений Дёмин: Да, это не первый на моей памяти кризис. Я помню кризисы и 1998 года, и 2008-го, и 2014-го. В 1998 и 2014 году мы переживали более сильную девальвацию. Соответственно, для многих из нас это был серьёзный удар. Я хочу рассказать, как мы проходили кризис 2014 года, когда одномоментно доллар вырос в 2 раза, а закупки были все в валюте. Мы предприняли 7-8 очень конкретных действий.

Первое. Мы начали с тех затрат, которые шли на содержание офисных площадок. Провели переговоры со всеми арендодателями – долго, сложно, но добились снижения арендной платы. Потому что арендодатель – это такой же предприниматель, и он заинтересован в том, чтобы площадь не простаивала и приносила доход.

Второе. Очень быстро провели ревизию непродуктивных ресурсов. Посмотрели, какое оборудование мы можем продать, что нам не нужно, даже избавились от части офисной мебели. И это оказалось очень правильным, потому что за годы работы «налипает лишний жир». Лучше всего избавиться от лишнего ксерокса или дивана, чем терять сотрудников, потому что потом вам будет нужна команда, чтобы восстанавливать бизнес.

Третье. Мы стали очень активно работать над дебиторской задолженностью, то есть с теми долгами, которые у нас были. И здесь было два способа. Первый – использовать факторинг (обмен будущей выручки на деньги. – Прим. ред.), а второй – попросить клиентов платить быстрее и давать им за это скидку. Почему это важно? Я думаю, вы все поняли, особенно в текущей ситуации, что ликвидность, то есть наличие денег, свободный денежный поток, он даже важнее маржинальности. То есть нам очень важно было контролировать живые деньги. Мы постарались найти альтернативных поставщиков, потому что некоторые из них были парализованы кризисом, некоторые просто не хотели снижать цены. Это, кстати, дало нам несколько очень классных инновационных компаний, которые стали нашими поставщиками.

Мы нашли в себе смелость и приняли решение закрыть неприбыльные проекты. Потому что иногда тяжело отпустить то, во что вы долго инвестировали. Но в какой-то момент нужно это решение принять.

И ключевой фактор, который я бы назвал фактором успеха для выхода из кризиса в 2014 году, – это ежедневный контроль за расходами. Потому что как только начинаешь контролировать расходы, они начинают уменьшаться. Выясняется, что можно меньше тратить на канцтовары, меньше ездить в поездки и т.д. Мы фактически вдвое сократили свои расходы в этот период. Вот этот набор мер позволил нам практически безболезненно пройти 2014 год.

– Не жалеете, что не продали бизнес до кризиса?

– Я вам сейчас скажу, возможно, такую нестандартную мысль: кризис лучше переживать с бизнесом, чем без него. Поэтому точно нет. Почему это хорошая точка? Рано или поздно кризис закончится. Любые другие активы, даже деньги, подвержены инфляции. А работающий бизнес, маленький, средний, большой, пусть он даже на время испытал шок и сжался, позволит вам потихоньку наращивать доход. Сейчас очень важно поддерживать огонёк в костре, подбрасывать дрова и ни в коем случае не давать потухнуть. Поэтому очень хорошо переживать кризис с работающим или частично работающим бизнесом.

– Как ситуация с коронавирусом повлияла на продажи в вашем сегменте в России?

– Как и везде, я думаю, в товарах народного потребления в феврале-марте был всплеск, потом спад, потому что все всё уже купили. Поэтому мы сейчас смотрим, что можно сделать, чтобы этот спад нивелировать. И тут я бы плавно перешел к тому, что мы сделали для поддержания своего бизнеса.

Мы вернулись к своему лозунгу – мы все работаем в продаже. То есть каждый из нас в компании становится менеджером по продажам: контролирует клиента, продукт, канал и смотрит, что можно сделать.

Во-вторых, мы договорились, что для нас важен каждый клиент: нет маленьких, больших – мы смотрим за каждым. Потому что даже если сейчас этот клиент не покупает, не ходит в кафе, в фитнес-клуб, то после кризиса он начнёт это всё делать снова, поэтому важно, чтобы он о нас помнил.

Третье – мы сохраняем долгосрочные цели. Это обязательно, потому что как бы ни было сейчас сложно, важно помнить, куда мы идём. Мы принимаем очень быстрые ситуационные решения – запускаем какие-то продукты, которые сейчас нужны, например, санитайзеры.

Четвёртое – это открытая коммуникация в команде. Я всегда всем говорю: ребята, если что-то случится, вы об этом узнаете тогда же, когда и я. Потому что сильнее всего людей тревожит отсутствие информации и понимания. Предыдущие кризисы меня научили – как бы плохо не было, честно говори об этом.

Сейчас есть такое интересное направление, как совместные промо с компаниями из других категорий. Поэтому даже если у вас бизнес связан с услугами, можно подумать, что можно сделать для человека, который остался дома. Например, владельцу спортивного абонемента можно предложить что-то интересное, скооперировавшись с производителем одежды или обуви, чтобы сформировать интересное предложение.

– Изменилось ли что-то на глобальных рынках?

– На глобальных рынках сейчас происходит поэтапный процесс открытия и закрытия. Китай открылся, Европа закрылась. Потом Европа откроется, закроется Латинская Америка. Я думаю, что мы все понимаем, что это не закончится завтра. И, скорее всего, до осени, до нового года, всё это ступенчато, этапами будет происходить. Но здесь важно следующее: если точек опоры несколько, то ты можешь стоять на одной из них, пока другая шатается. Если Китай был закрыт, Россия помогала. Сейчас Китай открыт, Европа закрылась, значит, Китай и Россия помогают. Это в смысле диверсификации каналов.

– Как сейчас построена работа в компании и как оцениваете эффективность на удалёнке?

– Мы перешли на удалённую работу всем офисом, по-моему, 10 марта, и перешли за один день. У нас была готова вся инфраструктура. Производство и склад у нас работают, чтобы мы могли бесперебойно отгружать продукцию клиентам, и там поддерживаются жёсткие санитарные нормы. Относительно эффективности, мне кажется, что она даже немного подросла, потому что ушла всякая шелуха: ненужные встречи, долгие приветствия. Работы стало больше. Мы все работаем, наверно, минимум по 12 часов в день. Но работа, на мой взгляд, стала более конкретной, и это здорово.

Я думаю, что после отмены ограничений большая часть вернётся в офисы, но мы совершенно точно понимаем, что половина команды может работать удалённо и это очень эффективно.

– Какие новые тренды будут на потребительском рынке после самоизоляции?

– Очевидно, что сохранится тренд на гигиену, чистоту, безопасность и так далее. Что будет меняться? Я думаю, что из хорошего – больше людей будут готовы покупать товары и услуги онлайн. Это круто. И тем, у кого нет онлайн-канала продаж, срочно нужно его делать. Полагаю, что очень сильно изменится индустрия путешествий и туризма. Потому что очень многим стало понятно, что не обязательно ехать куда-то, чтобы договориться о контракте.

Я думаю, что люди пересмотрят всё-таки принципы того, как они проводят время. И это будет перестраиваться чуть больше в сторону семьи. Те, кто провёл это время со своими близкими, поняли, что это очень классно, но при этом нужно успевать работать.

Однозначно мы увидим цепочку изменений в офисной недвижимости, потому что не все вернутся в офисы и магазины.

В целом я думаю, что потребительский спрос сконцентрируется на полезном, нужном и дающем безопасность. Я думаю, что уйдут лишние сервисы, ультрадорогие товары и так далее. На мой взгляд, всё будет зависеть ещё от того, сколько продлится карантин, но эти изменения будут, и надо готовиться к ним сейчас. Поэтому следите за трендами и придумайте хотя бы 3 каких-то действия, которые именно вашему бизнесу, вашей компании помогут потом, когда будут сняты ограничения.

– Когда восстановится спрос на рынке?

– Мы, предприниматели, отличаемся повышенным оптимизмом. Я верю, что спрос в России начнёт восстанавливаться уже к концу второго квартала, то есть в июне, постепенно со снятием ограничений. Мы все засиделись дома и изголодались по тому, чтобы куда-то пойти, что-то посмотреть, что-то купить.

– Внутри каждой упаковки «SPLAT» есть письма от вас. Спрашивают: что бы вы написали в этом письме сейчас?

– Своё последнее письмо я написал про страх. Потому что страх наносит удар, когда ещё ничего не произошло. Я думаю, что в этот кризис все испытали страх в той или иной мере: за родных, друзей, бизнес… У страха есть плохая черта – он фактически парализует способность что-либо делать. И тут нужно его преодолеть и сделать шаг вперёд. Потому что 80% вреда приносит то, что ещё не случилось. У нас есть в компании такая поговорка: раньше выстрела не падать.

– Какие советы сегодня вы бы дали предпринимателям?

– Переформулирую это в памятку действий, которые мы сейчас предпринимаем, чтобы максимально безболезненно пройти эти времена.

Первое – максимальная личная и командная безопасность. Проявите командную дисциплину и ответственность. Если можно лишний раз не рисковать, то не рискуйте. Лучше быть здоровым, чем подвести всех и заболеть.

Второе – опираться на свои ценности и принципы. Какой бы ни был кризис, как бы ни было тяжело, он всё равно пройдёт, а вам со своей совестью жить.

Третье – сделайте оперативный штаб с людьми, которым вы доверяете, которые продуктивны и составляют ядро команды, чтобы принимать экстренные решения на текущие изменения.

Четвёртое – нужны простые человеческие истории, мы их рассказываем внутри команды. Про врачей, курьеров, таксистов и других людей, которые находятся на передовой.

Пятое – убрать лишние, ненужные процессы. Определите 3 вещи, которые вам мешают, и примите 3 быстрых решения, которые сейчас помогут вашему бизнесу заработать и продержаться.

Шестое. Сейчас напряжённое и нервное время, поэтому важно сохранять спокойствие. Потому что один неспокойный человек способен генерировать панику вокруг себя. Поэтому, как бы ни было тяжело, поддерживайте друг друга.

08.05.2020

Автор материала:

Диана Алексеева

Диана Алексеева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта