Статьи

Годы войны стали проверкой на прочность для первенца большой энергетики Удмуртии – Ижевской ТЭЦ-1

Ижевская ТЭЦ-1 – старейшая в Удмуртии и одна из первых крупных электростанций России – была построена в 1934 году по легендарному плану ГОЭЛРО. Своим появлением она дала сильнейший толчок развитию промышленности региона и до сих пор играет важнейшую роль в жизни города и республики. Ни на один день не прекращала свою работу станция и в годы Великой Отечественной войны.

В войну ТЭЦ беспрерывно снабжала энергией целый город-завод: на полную мощь работали все оборонные предприятия Ижевска – местные и эвакуированные из других городов Советского Союза. Ижевск ежедневно поставлял фронту стрелкового оружия на целую дивизию! А плюс к тому ещё начинался массовый выпуск пулемётов «максим», противотанковых ружей, авиационных пулемётов и пушек… Десятки новых серьёзнейших производств требовали электроэнергии для своих станков. А во всех школах разместились госпитали – их тоже не оставишь без света во время операций.

Сорвать производство боеприпасов и энергоснабжение города нельзя было ни при каких обстоятельствах. От коллектива ТЭЦ требовался настоящий героизм. Высокая мера ответственности продиктовала и введение строжайшей дисциплины – свободное передвижение из цеха в цех без спецпропусков было запрещено, у каждой двери были расставлены часовые.

Вот как вспоминал те непростые годы один из первых строителей ТЭЦ, ремонтник котельного цеха Иван РАЗУМОВ: «22 июня – война. Всё изменилось в нашем молодом коллективе. Многие ушли на фронт. Оставшиеся перешли на 12-часовой рабочий день. Для нас здесь тоже был фронт – трудовой фронт. Призыв «Всё для фронта, всё для Победы» был не пустым звуком, а воплощался в труд изнуряющий и не щадящий. Как говорилось, в горячий котёл лезли, в леденящую воду спускались, только бы станция жила, ток давала».

С первых месяцев войны необходимо было резко увеличить выработку электрической и тепловой энергии. Но объёмы угля, которые поступали из оккупированных немецкими войсками районов России, резко сократились. Не успевали готовить дрова и лесозаготовители. ТЭЦ сжигала ежесуточно свыше двухсот вагонов дров, на разгрузке было занято более 40 рабочих в смену. Порой на подмогу приходилось выходить всем работникам ТЭЦ без различия в чинах – инженерам, начальникам производств. Дежурные инженеры часами выколачивали топливо, в любую минуту зная, где и сколько находится на подходе вагонов с углём, дровами.

Уголь, поступавший из Сибири, имел пониженную калорийность, зато большое содержание серы. После сгорания сибирского топлива бункеры постоянно заваливало шлаком. Золу не успевали вагонетками вывозить на берег пруда, зачастую она спекалась в топках, шуровщики порой не могли произвести очистку котлов от шлаков. Именно тогда, не останавливая котла, котлочисты, облив ватники водой, обвязав голову платками, забирались в раскалённые котлы, разбивая там спёкшуюся массу. Там при температуре до 160 градусов ватники мгновенно становились сухими, порой не спасая людей от ожогов.

Любая критическая ситуация в работе оборудования не позволяла даже на сутки останавливать его. Была дорога каждая минута, и поэтому в пышущий жаром котёл проникали уже через полтора часа после остановки – так же, закутываясь в мокрый ватник, в меховой шапке, с привязанными к ногам веревками, чтобы в опасный момент можно было вытащить смельчака. За считанные минуты человек должен был определить, какая из труб повреждена, и начать ремонтные работы. Это помогало сокращать сроки восстановления оборудования почти впятеро.

Подлинное мастерство демонстрировали машинисты турбин Александр Курочкин и Иван Поляков. Их изречение «плохих машин нет, есть плохие машинисты» стало крылатым.

На износ ради приближения Победы работали все. И люди. И техника. Обновлять её не было возможности. А наращивать темпы производства энергии было вопросом жизни. И он оказался значительно сложнее ремонтных и топливных проблем.

В первое время удавалось поддерживать необходимую мощность производства на том оборудовании, которое находилось в цехах, за счёт его модернизации. Но это требовало колоссальных, неимоверных усилий. И тем не менее при всех трудностях коллективу ТЭЦ удавалось не только сохранять мощность станции, но и даже серьёзно её увеличивать.

Вот только основные победы энергетиков:

– летом 1943 года запущен в эксплуатацию мощный турбогенератор, эвакуированный из Брянска. Это была титаническая работа молодых инженеров станции, которые ночами восстанавливали чертежи, делали расчёты на отсутствующие узлы, а монтажники и строители в сжатые сроки смонтировали и запустили в работу, увеличив электрическую мощность станции на четверть!

– 30 января 1944 года, через год, в строй вошёл ещё один, смонтированный скоростным методом, пятый котёл ТЭЦ мощностью 60 тонн в час. Для энергетиков это был поистине исторический день.

Благодаря таким стахановским вахтам за военный период выработка электроэнергии Ижевской ТЭЦ возросла на 51 процент, пара – на 75. К концу войны энергетики достигли рекордной выработки – 230 млн киловатт-часов.

Памятник был открыт в сквере ТЭЦ в день 30-летия Победы, 9 мая 1975 года. Каждый год в День Победы здесь чествуют ветеранов предприятия – оставшихся в живых участников боевого и трудового фронта.

Михаил ХАМЗИН, ветеран трудового фронта, на Ижевскую ТЭЦ-1 пришёл мальчишкой во время войны: «Условия работы были очень тяжёлыми. Работали мы по 12 часов. Столовой не было, еду нам привозила на лошади, как сейчас помню, тётя Маруся. Мы все котлы с супом, кашей забирали в мастерскую и там обедали или ужинали. А на работе самое страшное начиналось, когда уголь дробили. В помещении скапливалось столько пыли, что лампочку за 5 метров не разглядеть было…»

Но на протяжении всех военных лет станция ни разу не останавливалась. Спады были, но на «0» стрелки приборов ни секунды не стояли.

За трудовой подвиг в тылу многие работники станции были удостоены правительственных наград:

– орденом Красного Знамени был награждён начальник ТЭЦ Григорий Алексеевич Рязанов;

– орденом «Знак Почёта» – дежурный по машинному залу Пётр Андреевич Митрюков;

– медалью «За трудовое отличие» – начальник смены котельного цеха Василий Дмитриевич Кузнецов.

В 1944 году Ижстальзавод, в состав которого тогда входила Ижевская ТЭЦ, был награждён орденом Ленина – в этом большая заслуга коллектива станции, своим самоотверженным трудом приближавшего Победу.


«Живут заводы полной жизнью,

И гул машин – как бой сердец,

Служа народу и отчизне,

Цеха обслуживают ТЭЦ.

Всё для Победы! Всё для фронта!

Тыл обеспечивает фронт!

Любого шире горизонта

Труда и знаний горизонт.

Всего дороже нам на свете

Отчизна-мать! И для неё

В минувшее десятилетие

Вы дело делали своё».

Яков Годин, ленинградский поэт, оказавшийся в Ижевске в эвакуации. Стихи были написаны в 1944 году к 10-летию Ижевской ТЭЦ-1.


На правах рекламы

01.05.2020

Автор материала:

Надежда Бондаренко

Надежда Бондаренко


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта