Статьи

Как большой семье не поссориться в самоизоляции

Самоизоляция, безусловно, эффективная мера для предотвращения распространения эпидемии коронавируса. Но с момента введения самоизоляции в небольших квартирах оказались добровольно заперты несколько поколений семьи, и для некоторых это стало проблемой.

Если до «эпохи коронавируса» младшие дети, подростки, их родители и старшие члены семьи (бабушки и дедушки) общались не более получаса утром, до того как разойтись и разъехаться по детским садам, школам, вузам, офисам, предприятиям, прогулкам, гостям, и часа полтора вечером, то теперь они остаются наедине друг с другом 24 часа в сутки. Дошкольники устраивают натуральные истерики, требуя – гулять, в кино, в гости, наконец, непрерывно играть, раз уж взрослые дома, и не хотят слышать, что мама с папой сидят по углам за компьютерами потому, что они по-прежнему работают, только дистанционно. Бабушки и дедушки, наконец, получили возможность контролировать жизнь семейства в круглосуточном режиме и пользуются этим на всю катушку: с наслаждением поучают, инструктируют и драматично обижаются, если от их поминутного вмешательства в жизнь других членов семьи отказываются. Взрослые, наконец, находят время, чтобы «выяснить отношения»: в рабочие будни это благополучно удавалось откладывать, а сейчас на фоне общего раздражения и избытка свободного времени прошлые обиды проговариваются с особым удовольствием. Всеобщей нервозности добавляет отказ от многих социальных привычек, которые делали жизнь легче, и поток негативных новостей. Люди, находящиеся в самоизоляции вместе с большой семьёй, говорят, что ежедневная жизнь стала похожа на закипающий котёл: вот-вот забурлит и выплеснется через край. А между тем впереди ещё как минимум две недели (а возможно и больше) самоизоляции.

Как большой семье не поссориться в самоизоляции

Режим самоизоляции для семей – это проверка на прочность, соглашается медицинский психолог РКПБ, заведующая отделением медицинской психологии, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава УР Светлана Алексеевна Пуговкина. Что же делать?

– Прежде всего, нам нужно осознать, для чего мы жертвуем привычной жизнью.

Люди – социальные существа. Общение, социальное взаимодействие – неотъемлемая часть нашей жизни. Это такая же базовая потребность, как сон и еда. В условиях самоизоляции процесс социального взаимодействия нарушается. И тут важно понять, это самоизоляция – это не чья-то прихоть, от которой не очень много пользы. Эта вынужденная мера принимается для того, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь близких. Угроза распространения эпидемии реальна, и каждый свой шаг мы теперь должны оценивать через эту призму. Не иметь возможности сходить с друзьями в любимое кафе – это очень неприятно. Мы лишаем себя отличного десерта и нежной пенки на капучино, прикосновений близких людей, живого обсуждения интересных тем, – всё это приносило нам радость, и это действительно не так уж и мало. Но в сравнении с целью – сохранением здоровья и жизни – это не большая плата!

– Для некоторых знакомых мне детей-дошкольников самоизоляция стала источником стресса: близкие собрались дома, значит – выходные, но в кино и зоопарк их не ведут, друзей в гости звать не разрешают… Они растеряны и думают, что их наказывают за что-то.

– Малышам объяснить степень опасности очень трудно. Они не видят этот вирус, на них никто не нападает, они не чувствуют боль, – и при этом почему-то вынуждены сидеть дома. Малышам нужно раз за разом спокойно повторять, что опасность невидимая, но она настоящая. Что там, за пределами квартиры, очень многие тяжело болеют, и чтобы нам самим не заболеть, придётся какое-то время побыть дома.

Главное, не ставить им ультиматумы в духе «я главный и я тебе говорю, что делать»: прямые запреты всегда вызывают желание их нарушить. Необходимо объяснять, терпеливо убеждать. Можно взять ребёнка с собой на короткую «вылазку» в магазин за хлебом или в аптеку, чтобы он убедился, как опустели улицы, и поверил, что взрослые на его стороне.

При этом прогулкам нужно найти замену – что-то, чем ребёнок с удовольствием займётся дома. Детям нужно объяснить, что родители не идут на работу, но теперь какое-то время они должны работать дома, чтобы получить зарплату. Придётся организовать своё расписание таким образом, чтобы после 40-45 минут работы (если мы говорим о том, что взрослые в самоизоляции заняты удалённой работой) минут 15 обязательно проводить с ребёнком – играть, петь песенки, вместе посмотреть мультфильм, собрать паззл, почитать книгу. И так каждый час. Это непросто, но только так можно создать для ребёнка ощущение нормальной жизни и избежать истерик, обид, ощущения ненужности.

Школьники уже способны рационально осмысливать информацию, делать выводы из новостей, которые видят по телевизору и в сети. Если дополнительно поговорить с ними о последствиях заражения, большинство из них сделает правильные выводы и добровольно будет соблюдать меры защиты.

Для самих взрослых очень полезным будет спланировать свой день. Чётко выделить часы для дистанционной работы и на это время найти для детей какое-то занятие. Нужно помнить, что для ребёнка важна смена деятельности: если в первый час вашей работы он рисовал, то на второй можно предложить ему собирать конструктор или разыграть сказочный сюжет с куклами.

Наверное, легче всего самоизоляцию переносят подростки, у которых и в обычное время большая часть общения происходит дистанционно, онлайн?

– Это не так. Подростки как раз – самая уязвимая группа. Их жизнь устроена парадоксальным образом. Каждый из них сидит в нескольких чатах, но при этом чатиться они должны, собравшись в группу! Когда у них нет возможности собраться в кучку, им действительно тяжело, и родители должны понимать, что их дети-тинейджеры сейчас очень выбиты из колеи.

Ультимативный запрет «сиди дома, потому что мы тебе так сказали» в отношении подростков не сработает. Он только спровоцирует подростковую жажду противоречить всему, что исходит от взрослых.

В случае с подростками можно достаточно откровенно, даже детально рассказать и показать (материалов онлайн достаточно), насколько тяжело может протекать заболевание, какие страдания испытывает заболевший в тяжёлой форме, напомнить, что среди таких заболевших достаточно много молодых людей и, значит, они сами тоже в группе риска, кроме того, став переносчиками, они могут навредить другим людям – в том числе очень близким.

При этом нужно помнить, что ситуация деликатная: если напугать слишком сильно, у подростка могут возникнуть неврозы.

И, конечно, в эти дни нельзя ограничивать общение подростка со сверстниками хотя бы в режиме онлайн: привычный мир не должен исчезнуть полностью. Напротив, нужно поддержать его в том, что он любит: например, послушать с ним вместе его любимую музыку и одобрить его вкус (даже если на самом деле вы от этой музыки не в восторге).

Самоизоляция может стать отличной возможностью для родителей найти со своими детьми-подростками точки соприкосновения, интересные обоим темы для обсуждения. Это даже может стать основой будущей дружбы, создать доверительную атмосферу между родителями и детьми.

Как взаимодействовать с пожилыми родственниками, для которых самоизоляция всей семьи становится возможностью вмешиваться в жизнь детей и внуков больше, чем обычно?

– Во-первых, нужно с пониманием отнестись к их возрасту, к особенностям возрастной психики. Вспомнить о том, что в обычные дни пожилым людям не хватает общения с близкими, которые с утра до вечера работают или учатся. А если они навязчиво нарушают личные границы, объяснять им терпеливо, почему сейчас вы не можете уйти от компьютера (вы на работе, только сейчас ваш офис – в квартире), чтобы обсудить с ними ток-шоу. Если они дают советы по ведению хозяйства, не отказываться от их опыта в категоричной форме, а договориться, что сейчас вы что-то сделаете так, как нравится им, а в чём-то другом поступите, как вы привыкли.

То есть с возможной деликатностью отстаивать свои личные границы, свои права.

– Да. Более того, очень важно выделить себе личное время и пространство. В распорядке дня, кроме времени на удалённую работу и времени на родных, каждому члену семьи обязательно нужно оставить хотя бы один раз в день время на самого себя. Нужно договориться с домочадцами, что хотя бы 15-20 минут в день ты можешь побыть в полном одиночестве на кухне, в ванной, в своей комнате, если она есть. В эти минуты тебя не должны отвлекать ни на что. Они справятся без вас 15-20 минут, честное слово. А вы за это время успеете перезагрузить нервную систему, выдохнуть. Что вы будете делать в это время – только ваше дело. Выпить кофе из любимой чашки. Послушать несколько любимых песен. Прочитать главу интересной книги. Постоять под струями душа. Помедитировать. Просто полежать с закрытыми глазами. Что угодно, лишь бы это наполнило вас радостью. Поверьте, 15-20 минут такого релакса могут перезапустить вас, снизить негативные эмоции, дать силы на оставшийся день.

Подросткам нужно несколько больше личного пространства в день.

Важно позаботиться о себе и в сфере общения. Находясь дома всей семьёй, общайтесь, обсуждайте фильмы, книги, придумывайте рассказы. Используйте Интернет для общения с друзьями и близкими: организуйте общий чат, созванивайтесь с использованием видеосвязи, общайтесь в социальных сетях, пишите письма по электронной почте. Всё это снижает интенсивность переживаний и даёт возможность морально поддерживать друг друга, что сейчас особенно ценно.

Скажите себе, что вы не просто сидите в четырёх стенах – вы делаете важное для всего человечества дело: боретесь с пандемией, замедляя её распространение и помогая выжить многим людям, включая ваших родных и близких.

Позвольте себе просто переждать этот период

В эти дни не ставьте себе высоких целей: скорее всего, ваша продуктивность будет ниже, чем обычно. И это нормально, так как большая часть ваших ресурсов уходит на то, чтобы успокаивать себя. Даже если вы этого не замечаете, настороженность, контроль за соблюдением более жёстких правил гигиены, постоянное внимание к здоровью (своему, окружающих, близких) очень утомляют.

Поэтому сейчас чрезвычайно важно ни в коем случае не обвинять себя, если вы обнаруживаете, что что-то привычное стало трудно делать, а, наоборот, посочувствовать себе и позволить просто переждать, пережить этот период.

16.04.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта