Интервью, Карлутка

Григорий Казаков: «С современными детьми общаюсь по-взрослому»

Григорий Казаков – практикующий врач-психотерапевт, преподавал в Ижевской государственной медицинской академии, проводит семинары с городскими старшеклассниками.

Наталья МОРОЗОВА: Григорий Валерьевич, не могу не задать вопрос, связанный с коронавирусом. У меня есть знакомые люди, которые жалуются: у них паника и истерика, они боятся заразиться. Что им нужно сделать, чтобы успокоиться?

Григорий КАЗАКОВ: Такая проблема, наверное, сейчас беспокоит многих. Она сложная, называется – потеря идентичности или самоидентичности. Человек начинает думать алогично, как толпа, поддаётся всеобщей панике. К сожалению, в данном случае нет каких-то тренингов по самовнушению. Я могу только процитировать Мао Цзэдуна, нашего большого друга, который писал в своём цитатнике: «Чем больше читаешь, тем больше тупеешь».

Энвиль КАСИМОВ: Я знаю, что вы специализировались на сексопатологии. Григорий, существует ли любовь?

Григорий КАЗАКОВ: Наверное, она есть, но это вопрос не к психологам или сексологам, это к поэтам скорее. Любовь – это не научная категория. Секс – существует.

Энвиль КАСИМОВ: Я недавно познакомился с Ювалем Харари – израильским историком. Так вот, мы сошлись на теории о том, что человек стал определяться, как homo sapiens – человек разумный, когда у него появилось прямохождение, и овуляция у особей женского пола стала периодичной и регулярной. А вы что думаете по этому поводу?

Григорий КАЗАКОВ: Видимо, Энвиль, вы – «фрейдист». Находитесь под влиянием ранних воззрений пансексуализма доктора Зигмунда Фрейда, от которых он потом отказался, кстати. В пользу агрессии.  Он, действительно, несколько преувеличивал влияние некоторых сексуальных факторов на психическое развитие, но потом  в 1922 году написал принцессе Марии Бонапарт: «Как я долго игнорировал агрессию». И мне кажется, что значение сексуальности в жизни сильно преувеличено.

Энвиль КАСИМОВ: Бывают ли у психотерапевтов патологии, и какие?

Григорий КАЗАКОВ:  Думаю, что бывают, например – профессиональная деформация. Я встречался в начале 90-х со шведским психоаналитиком Фру Кирстен. Очень приятная дама. Она считала, и я полностью с ней согласен, что психотерапевты – это дети депрессивных матерей.

Если у мамы была какая-то проблема подобная: послеродовая депрессия, например, ребёнок с детства наблюдает унылое, кислое выражение лица у матери. Он думает, что виноват в том, что мама постоянно недовольна. Ребёнок старается развлечь её.

У меня есть правило: я никогда не консультирую детей младше 10 лет, потому что считаю: они в сложной семейной обстановке выполняют роль психотерапевтов. Их странное, не совсем адекватное поведение – это желание развлечь родителей, отвлечь их от ссор, конфликтов между собой.

Наталья МОРОЗОВА: Давайте поговорим о детях, которые родились в период с 2000 по 2010 гг., так называемое поколение Z. Что особенного в них?  

Григорий КАЗАКОВ: По-моему мнению, нет в них ничего особенного. Конечно, я читал об этом много в Интернете, в литературе. Представителей этого поколения как-то выделяют: особенность восприятия, клиповость мышления и т.д.

Но давайте вернёмся к Фрейду. Он говорил о том, что роль сексуального просвещения имеет большое значение (и это несмотря на то, что в викторианскую эпоху тема секса была закрытой). Он говорил и о том, что воспитание имеет огромное значение в жизни ребёнка. То, что заложено в нём в детстве, останется с ним на всю жизнь.

Наталья МОРОЗОВА: Получается, что это уже не переделать, не исправить?

Григорий КАЗАКОВ:  Возможно, если за дело возьмётся хороший психотерапевт. Если это будет хорошая пролонгированная, качественная терапия, то, наверное, что-то исправить получится. Но если ребёнок живет в семье, где отношения между мамой и папой какие-то неправильные или отсутствуют, в нём это откладывается. Они всё с нас, взрослых, перенимают. Видят, как мы общаемся друг с другом, обнимаемся ли, целуемся, проявляем какие-то формы нежности или всё это отсутствует. Когда мужчина, например, считает, что для него чужды «телячьи» нежности, то и сын вырастет с этим пониманием.

Наталья МОРОЗОВА: Или он бьёт жену, например.

Григорий КАЗАКОВ:  Это вообще отдельная тема. Мне кажется, что в этом смысле Фрейд уже давно нам обо всем рассказал. Можно декларативно исповедовать какие-то современные формы сексуальности: иную ориентацию, лояльно и толерантно относиться ко многим инновациям, но всё равно в глухой ночи молиться своим «языческим» сексуальным комплексам.

Было время, когда я преподавал в ИГМА классический психоанализ Фрейда и психосоматику. Как-то во время одного семинара спросил у студентов 80-х годов рождения, им по 20 лет тогда было, объясняются ли они в любви девушкам? Они замялись.

Я спрашиваю у одного парня, студента: «Я видел, что ты шёл вчера с девушкой, держал за талию. Ты говорил ей, что любишь её?» Он отвечает: «Не совсем. Я сказал, что от неё идёт очень позитивная энергия».

Наталья МОРОЗОВА:  Он хотя бы вживую ей это сказал, обнимая. Сейчас современные дети, поколение Z, о котором мы говорим, общаются в основном виртуально! Признаются в чувствах, шлют смайлики, сердечки, общаются долго, а вживую могут даже и не увидеться!

Энвиль КАСИМОВ: Мне кажется, что возникла девальвация символов, знаков. Раньше не нужно было столько слов, чтобы донести свои чувства. Мужчина мог всего один раз сказать женщине о том, что любит, и этого было достаточно.

Григорий КАЗАКОВ:  Да, думаю, что это влияние своеобразного техногенного прагматизма. Сейчас так устроена жизнь, что люди просто не хотят тратить время на всякого рода сантименты.

Работая в Москве, я однажды консультировал даму полусвета. Молода и хороша собою. У неё было много поклонников, которые снабжали её всем необходимым. Я совершенно не понимал, что она хочет от меня. И она мне пояснила: да, всё хорошо, они подарили мне квартиру, машину, шубу, бриллианты, но никто со мной не разговаривает! Вот в чём загвоздка оказалась: кроме всего прочего, женщине нужен разговор, слова, проявление эмоций.

Энвиль КАСИМОВ: Может ли человек, общаясь в социальных сетях, испытывать сексуальные ощущения? Могут ли люди виртуально также волновать друг друга в объяснениях, беседах? Насколько это нормально?

Григорий КАЗАКОВ:  Конечно, и подобные определённые аналоги существуют. Особенно с развитием технического процесса, когда возможность такого общения увеличилась в разы.

Я бы хотел акцентировать внимание ещё на таком психологическом защитном механизме, как аскетизм. Его понятие развила в 1929 году дочь основателя психоанализа Анна Фрейд. Он срабатывает в определённый период, когда подростки начинают отрицать в себе нарастающую сексуальность. Они начинают покрываться волосами, иначе пахнуть, во всём этом виноват тестостерон. Гормон не только сексуальности, но и агрессии. И когда в организме относительно невинного дитя начинает он вырабатываться, то включается этот защитный механизм. Чаще всего у мальчиков это происходит. Я не знаю, как сейчас, но в моей юности парни надевали тёмные очки, ходили с поднятым воротником: девчонки нас совсем не волнуют! И мне кажется, что сейчас это встречается даже чаще (я это наблюдаю по своему подшефному классу). Совершенно удивительная вещь!

Наталья МОРОЗОВА:  Я видела ваши видеоконференции. Вы смело разговариваете с подростками, как со взрослыми людьми, называете вещи своими именами!

Григорий КАЗАКОВ:  Да, это так, но я ни разу не произносил каких-то крамольных слов или определений. Просто спросил, что я могу, старый пень, вам дать? Вы же всё уже и так знаете, видели, слышали. И они, эти старшеклассники, начали мне задавать весьма серьёзные вопросы. Девочки спрашивают: как не стать жертвой сексуальности? Задавали вопрос о кризисе современной семьи. Я не стал, конечно, им говорить: почитайте-ка Энгельса «Происхождение семьи и частной собственности государства», потому что это написано было 300 лет назад, и текст очень длинный и нудный. Но если кратко, Энгельс писал о том, что семьи никогда не было и никогда не будет, люди сосуществуют рядом по личной договорённости.

Детей интересует: та семья, в которой живут их мама и папа, – это образчик?

 Наталья МОРОЗОВА:  Я размышляла по этому поводу: возможно, в будущем не будет семьи в нашем привычном понимании. Может так случиться, что люди выберут жизнь порознь и будут иметь гостевой брак, например?

 Григорий КАЗАКОВ:  Начну немного издалека. В своё время я очень хотел посетить Скандинавию, сделал это впервые в 2005 году. Денег у меня было не очень много, поэтому я искал удобные варианты. Как-то в Швеции я зашел в студенческий кампус городка Лулео пообедать в местном ресторанчике, только в нём принимали к оплате евро.  Меня удивило, что студенты, которые пришли после занятий поужинать, стали свободно со мной общаться, интересоваться, откуда я. Разговорился с несколькими студентками, спрашивал об их планах на жизнь. Одна рассказала, что учится на 4 курсе, замуж планирует в 32-33 года. Почему так? Ответила, что карьеру надо делать. При этом сформулировала это так: я сначала должна сделать карьеру, стать финансово независимой, потом мне нужно встретить такого же финансово независимого парня. Нам друг в друге не должно быть интересно ничего, кроме наших личностей.

Энвиль КАСИМОВ: Эмансипация победила традиционные семейные устои.

Григорий КАЗАКОВ:  Традиционная семья – это как у Высоцкого: «Придёшь домой, там ты сидишь». Шутка, конечно. Общество сейчас находится в каком-то предапокалиптическом состоянии, мы не знаем, как разовьётся ситуация с нашумевшим вирусом. Начинают появляться странные вещи, тенденции. Что же касается семьи: часто супруги говорят «мы», обозначая мнение своего партнёра, ребёнка. Я всегда говорю, что это ситуация нездоровая. Нужно понимать, что у каждого в семье существует своё «я».

Вообще, если говорить о традиционных семейных отношениях, то, на мой взгляд, они видоизменятся примерно через 100 лет. Люди трансформируют их таким образом, что им будет удобно жить по одному.

Олеся Плетнёва

16.04.2020

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта