Книга "Герои нашего времени"

Алексей Перевозчиков: «Награда зарабатывается за секунды, а классность – годами»

15 февраля 1989 года последний военнослужащий ограниченного контингента советских войск покинул территорию Афганистана. Участником этого процесса стал и Алексей Перевозчиков. Правда, свои основные боевые награды майор Перевозчиков получил в Чечне, но всё же Афганистан ему довелось увидеть.

В декабре 1988 года Алексей Перевозчиков на самолёте Ан-12 прибыл в Ташкент, в штаб Туркестанского военного округа. А уже на следующий день было объявлено об окончательном решении вывода советских войск из Афганистана.

– Можно было ехать обратно в свою часть в Белоруссию, – вспоминает Алексей Иванович, – но кто желал, мог оставаться в Ташкенте, в распоряжении командующего округом. Три экипажа вертолётов изъявили желание остаться в Ташкенте, в том числе и я. После собеседования с офицерами  штаба ВВС округа стало понятно, что нам всё-таки тремя экипажами придётся побывать в Кабуле на выводе авиационной техники из горячих точек Афганистана.

В боевых действиях в этой стране Алексей Перевозчиков участия не принимал, поэтому всегда стеснялся причислять себя к «афганцам». Отказывался даже от полагавшихся ему продуктовых талонов.

– На лётчиков, побывавших в Афганистане, я всегда смотрел как на лётчиков-асов, достигших всего, чему учили в училищах и войсковых частях. Вот они, настоящие герои, по зову Родины оказавшиеся здесь, – говорит Алексей Иванович.

Стать лётчиком Алексей хотел с детства. Однажды на уроке рисования вместо заданного рисунка дерева нарисовал самолёт, за что получил «кол». Хотя, по словам Алексея Ивановича, самолёт получился красивый. После школы поступал в Сызранское лётное училище, но не прошёл медкомиссию. При второй попытке он стал курсантом Учебного центра ДОСААФ в Пирогово.

В декабре 1978 года, вспоминает Алексей Иванович, вертолётчиков, офицеров запаса, стали привлекать из народного хозяйства в действующие авиационные части. Так он оказался в Забайкальском военном округе в Улан-Удэ, где и началась его военная карьера. Здесь он получил первый лётный класс, стал мастером спорта СССР по вертолётному спорту, увлекался прыжками с парашютом.

Потом была служба в Группе советских войск в Германии, затем – Белоруссия, Афганистан.

– Распад Советского Союза застал меня в Алма-Ате, – вспоминает Алексей Иванович. – Это почувствовали и мы, военные. В армейских частях упала дисциплина, ввиду отсутствия денег на топливо перестали летать, прекратились регламентные работы на вертолётах,  стал проявляться национализм. Русскоязычные семьи выезжали на постоянное жительство в Россию. Не стал исключением и я…

Так Алексей Перевозчиков оказался в Ростове-на-Дону, в Отдельной эскадрилье специального назначения внутренних войск МВД.

– Там, где захват заложников,  побег из тюрем, операция «Путина» на Каспийском море, всегда привлекают эту войсковую часть, – поясняет Алексей Иванович, а когда начались известные события в Чеченской республике, эскадрилью почти в полном составе перебазировали в Северную Осетию, в Моздок. Так начался боевой опыт майора Перевозчикова. Всю первую чеченскую кампанию Алексей Перевозчиков провёл на Кавказе. Два года летал на МИ-8.

– Самый трудяга, – Алексей Иванович делится своей симпатией к этой машине. – Самая боевая машина. 24 человека входит, но когда надо – 30 и больше. В боевой обстановке за этим не смотришь.

Как-то пришлось сесть на каменную площадку на высоте около трёх тысяч метров. Нужно было забрать группу спецназа после выполнения операции. Края площадки обрывались отвесно. Группа уже ждала и торопилась вылетать обратно, поскольку после короткого боя бандиты могли выследить группу и идти по пятам.

– Пытаюсь взлететь, – рассказывает Перевозчиков, – вертолёт не поднимается, обороты несущего винта падают, перегрузили вертолёт, да и высота площадки большая. Что делать? Не оставлять же группу! Рассчитали запас топлива, необходимый до аэродрома в Ханкале, лишнее слили прямо на площадке и решились на единственную отчаянную попытку выбраться из ловушки. Вертолёт разбежался и с края площадки сорвался в бездну. Падая, он набрал необходимую высоту и вновь стал повиноваться рычагам управления. И такая свобода, такой вброс адреналина!

Гордится Перевозчиков своим изобретением – маршрут от Беслана до Грозного, который он назвал «через Шаркан». Дело в том, что по инструкции лететь нужно по маршруту местных воздушных линий. Но они проходят над населёнными пунктами. А точно не известно, какой аул дружественный, а где засели боевики. Поэтому Перевозчиков проложил маршрут над песками, где не было ни одного аула.

– Сколько потом ни летали, – вспоминает Алексей Иванович, – ни одного выстрела в сторону вертолёта с земли, ни одного инцидента. Маршрут чуть длиннее местных воздушных линий, но очень простой и безопасный. Лет через шесть или семь после выхода на пенсию интересовался проложенным маршрутом, когда встречался с однополчанами в Ростове-на-Дону. Жив, оказывается, только называют его теперь «через Шанхай».

В запас Перевозчиков вышел в Ростове-на Дону. Ему тогда было 37 лет, выслуги – 38 лет. Боевой стаж считается год за три. Приехал в Ижевск в 1997 году. Устроился работать в дошкольный отдел в Ижевске. В это время как раз ведомственные детские сады передавали городу. За три года дослужился от ведущего специалиста до заместителя начальника. Потом пригласили руководить базой участка производственно-технологической комплектации Управления капитального строительства Правительства Удмуртии. И здесь приходилось всё начинать с нуля. На базе не было ни воды, ни центрального отопления. Всё приходилось строить, подводить, устанавливать.

Алексей Иванович поддерживает тесные связи с однополчанами и ветеранами боевых действий. Вступил в общественную организацию «Боевое братство», которое в Удмуртии насчитывает около 800 человек. На вопрос: какая из наград для него особенно важна, сначала ответил – орден Мужества. Потом, подумав, сказал, что значок «Лётчик первого класса».

– Любая награда зарабатывается за секунды, – поясняет он, – а классность зарабатывается годами.

***

Алексей Иванович Перевозчиков  родился в  Лётчик первого класса. Участник боевых действий на территории Чеченской Республики. Награждён орденом Мужества.

15.04.2020

Автор материала:

Игорь Егоров

Игорь Егоров


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта