Статьи

В Удмуртии могут создать службу примирения

11 марта 2020 года в рамках ежегодной коллегии Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики заместители глав администраций городов и районов республики по социальным вопросам, специалисты муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав обсуждали вопрос создания в муниципалитетах служб примирения, которые способствовали бы урегулированию конфликтных ситуаций, в том числе связанных с причинением вреда одной из сторон.

Задача службы примирения – создать такие условия, в которых у людей, являющихся сторонами конфликта, вновь появится способностьвести друг с другом диалог, понимать друг друга и искать приемлемые для них способы преодоления противоречий. Ключевую роль в процессе организации диалога между конфликтующими сторонами играет медиатор, а сам процесс носит название восстановительной медиации.

Школьная медиация и восстановительный подход

По словам начальника сектора сопровождения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики Эльвиры Латыповой, работа по созданию службы примирения в пилотном режиме начнётся в одном из муниципалитетов республики уже в 2020 году. А пока в 13 муниципальных образованиях точечно функционируют школьные службы примирения.

Школьные конфликты зачастую решаются директивным методом. Но это не снимает накопившиеся противоречия, потому что стороны конфликта лишены возможности влиять на исход спора, решение за них принимает третья сторона. Школьная медиация как раз призвана разрешать споры и предотвращать назревающие конфликты между участниками образовательного процесса путём конструктивного общения и согласованного принятия решений. Школьная медиация – это альтернативный способ разрешения споров.

Когда же ситуация заходит слишком далеко, в том числе одной из сторон причинён вред, например, происходит драка или кража, срабатывает восстановительный подход. Он помогает остановить эскалацию конфликта и нормализовать отношения между обидчиком и жертвой.

Важно, что какая бы модель не применялась, медиатор не только не имеет права принимать решение по существу спора, но даже оказывать влияние на стороны, пока они не найдут взаимоприемлемого выхода из сложившейся ситуации. Медиатор – это независимое лицо, которое в качестве посредника между конфликтующими сторонами помогает им договориться. Но восстановительный медиатор умеет работать с отказами (возражениями), неготовностью людей брать на себя ответственность, отсутствием потребности в его работе.

Инновационная площадка

Как было отмечено, образование – это та сфера, которая одной из первых откликнулась на возможность подходить к конфликтам с точки зрения восстановительного принципа. Гимназия № 83 в Ижевске стала республиканской инновационной площадкой внедрения медиации в систему образования. Созданная в ней школьная служба примирения работает как в рамках восстановительного подхода, так и при помощи модели альтернативного способа разрешения споров.

Школьную службу примирения в Гимназии № 83, впрочем, как и в любом другом общеобразовательном учреждении, возглавляет её куратор – взрослый обученный специалист, медиатор. Под его руководством действует детский состав, или волонтёры, школьной службы примирения. Ученики занимаются, главным образом, профилактикой конфликтов. Основной формой их работы является проведение классных часов, на которых они рассказывают о том, что единственно верный способ преодоления разногласий – это диалог, а не силовое воздействие. Старшеклассники также могут принимать непосредственное участие в процедуре медиации, но только под контролем куратора службы. Чтобы справляться с взятой на себя ролью медиатора-ровесника, ребята должны владеть коммуникативными технологиями, в частности, уметь слушать собеседника, аргументировать свою точку зрения, выстраивать пространство диалога так, чтобы быть услышанным. Детский состав школьной службы примирения Гимназии № 83 обучался по программе, разработанной кафедрой конфликтологии Удмуртского государственного университета. В Удмуртии на сегодня состоялись 4 лагерные смены, в рамках которых прошла подготовка детского актива из городов и районов республики к работе в школьных службах примирения. Проблема заключается в том, что ребята обучились, а службы были созданы не везде.

– Если ребёнок знает, что конфликт можно решить ненасильственным путём, без агрессии, и если он обращается в службу медиации и проходит этот путь, то есть садится с другой стороной конфликта за стол переговоров, а медиатор организует диалог между ними, то в определённом смысле у ребёнка меняется мировоззрение. У него меняется отношение к другим людям, меняется представление о том, как можно выходить из проблемных ситуаций. Ребёнок получает ещё одну очень важную вещь – он переживает опыт уважения к себе, – поясняет куратор школьной службы примирения, педагог-психолог Гимназии № 83 Наталья Казарина.

В 2019 году школьная служба примирения Гимназии № 83 работала с 14 случаями школьных конфликтов, в четырёх случаях стороной конфликта становились подростки, стоявшие на учёте: трижды это были ребята, стоявшие на внутришкольном учёте, и один – раз подросток, находившийся на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних.

Наталья Казарина рассказала, что эти четверо мальчишек, пройдя однажды через школьную службу примирения, вновь обращались за помощью, когда оказывались в ситуации очередного конфликта. Она объясняет это тем, что ребята на себе ощутили ту пользу, которую приносит участие в процедуре восстановительной медиации.

– Если мы будем проводить такую работу в масштабах республики, если мы будем применять эти технологии в разных сферах деятельности, то, безусловно, общая атмосфера в нашем обществе будет меняться, – уверена Наталья Казарина.

Начинать нужно с головы

Если восстановительный подход к разрешению конфликтов, в том числе с причинением вреда, находит себе применение в школьных службах примирения, то подобные службы на уровне муниципалитетов тем более могут и должны руководствоваться им в своей практике. Проводником этих идей на муниципальном уровне должны стать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные координировать деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С такой идеей выступила эксперт Центра социальных и образовательных инициатив, медиатор Лариса Киршина.

Она обращается к опыту межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа», специалисты которого работали с несовершеннолетними, впервые совершившими правонарушение, на основе восстановительного подхода к разрешению конфликтов, в том числе с причинением вреда.

– Восстановительная медиация опирается на научную базу и концепцию восстановительного правосудия, которая противостоит традиционной концепции карательного правосудия, потому что задача последнего – найти виноватого и осудить его. В этом случае ни жертва, ни преступник не рассматриваются как субъект деятельности. Отношение к ним сугубо объектное, – говорит Лариса Киршина. – И если жертва ещё каким-то образом интересует наше правосудие, то ни прошлое, ни будущее того, кто совершил правонарушение, наше правосудие не интересует.

Восстановительный принцип работы с правонарушителем не отменяет правосудие, он нацелен в первую очередь на перевоспитание несовершеннолетнего, тогда как правосудие в его привычных формах воздействует при помощи устрашения. Считается, что, получив свою порцию страха и отбыв однажды наказание, оступившийся подросток подумает, прежде чем решиться на новое правонарушение. Однакоместа заключения, какие бы условия в них не были созданы, не только не способствуют исправлению несовершеннолетнего, но, напротив, делают его терпимым по отношению к преступлениям.

Восстановительная процедурадаёт ребятам шанс в полной мере осознать свои действия и ту степень ответственности, которую они несут за них. Подросток, встречающийся лицом к лицу с жертвой своего преступления, понимает, что он не только нарушил закон, но и причинил вполне ощутимую боль совершенно реальному человеку. Восстановительный подход предполагает возможность загладить вину перед потерпевшим, откликнуться на его переживания, насколько это возможно собственными силами обидчика, попытаться самому найти способ, как это можно сделать. В процессе восстановительной процедуры медиатор обращается к подростку как к человеку, способному самостоятельно принимать решения, в том числе относительно своего будущего, хочет ли он повторения подобной ситуации в дальнейшем. Подросток учится предвидеть, какие последствия могут иметь его поступки, в том числе для него же самого.

Медиатор Лариса Киршина уверена: для того чтобы восстановительная медиация стала неотъемлемой частью деятельности наших социальных служб, надо многое менять в головах тех людей, которые сегодня работают с несовершеннолетними, совершившими правонарушение.

Принципы медиации:

¨ добровольность,

¨ конфиденциальность,

¨ нейтральность медиатора,

¨ ответственность сторон за принятие решения,

¨ сотрудничество, а не состязательность,

¨ равноправие сторон.

Цифры

По данным МВД по Удмуртской Республике, за неделю, с 25 февраля по 1 марта, в результате профилактической операции «Подросток-группа»

¨ 27 групп несовершеннолетних поставлены на профилактический учёт,

¨ 46 подростков доставлены в органы внутренних дел за различные противоправные и антиобщественные действия,

¨ 53 протокола об административном правонарушении составлены в отношении несовершеннолетних, 150 – в отношении родителей и лиц, их заменяющих, ¨ 615 преступлений, совершённых несовершеннолетними, расследовали правоохранительные органы Удмуртской Республики в 2019 году. Это на 4,2% больше, чем в 2018 году.

02.04.2020

Автор материала:

Татьяна Иванцова

Татьяна Иванцова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта