Статьи

Тимур Меджитов 19 марта провел открытый урок в одной из школ Ижевска

Министр ответил на вопросы школьников в сфере информационных технологий

С развитием технологий некоторым профессиям, как, например, почтальон или библиотекарь, пророчат скорое вымирание. Рынок труда сильно преображается: машины и алгоритмы смещают ручной труд. Сити-фермер, ИТ-медик и консультант по безопасности личного профиля – это специалисты будущего, по версии «Атласа новых профессий». Как развивается отрасль информационных технологий в республике и какие профессии ждут современных школьников, рассказал министр информатизации и связи Удмуртии Тимур Меджитов. На один час он стал преподавателем шестиклассников гуманитарно-юридического лицея № 86 в Ижевске.

Вектор на IT

В традиционных школьных сочинениях на тему «Кем я хочу стать, когда вырасту» сегодня могут встретиться такие специалисты как геймдизайнеры или разработчики мобильных приложений. И это закономерно и соответствует развитию новых технологий. С будущими специалистами, которые устроятся на работу через 10 лет (а сейчас они учатся в 6 классе общеобразовательной школы), пообщался главный человек республики в сфере информационных технологий – Тимур Меджитов. Это стало возможным благодаря проекту «IT-вектор образования».

Курс на повышение качества образования в отрасли информационных технологий взяли 4 года назад – проект запустили в 2016 году. Его уникальность заключается в системной работе и реализации схемы «Школа–СПО–вуз–предприятие». Эту цепочку могут пройти школьники уже с 7 класса – это первая ступень, которая предполагает обучение в классе с программой углублённого изучения математики и информатики, в так называемом ИТ-классе. Сегодня в таких классах учатся почти 3 000 школьников Удмуртии.

– Цель проекта «IT-вектор образования» – профориентация и повышение общего уровня образования ребят. Сделать так, чтобы мы их в будущем выпустили на рынок труда подготовленными, обладающими современными компетенциями, интересными для наших IT-компаний и крупных промышленных предприятий в части цифровизации, – сказал Тимур Меджитов.

Эта профориентация показывает позитивные результаты. В прошлом году впервые проанализировали показатели выпускников 11 классов во время поступления в вузы региона. В ИжГТУ средний бал по IT-направлению поднялся на 14%, а по УдГУ – на 12%. После участия в проекте «IT-вектор образования» ребята выпускаются из школ более подготовленными и владеющими IT-компетенциями.

От школьной парты до IT-компании

Гуманитарно-юридический лицей № 86 – один из участников проекта. Сегодня в образовательном учреждении девять IT-классов. Путь к ним начинается ещё в начальной школе, где есть раннее изучение робототехники. Ученики на уроках собирают базовые модели, а более заинтересованные продолжают обучение в бесплатном кружке. Далее с 7-го класса школьники учатся программировать мобильные приложения – это дополнительные занятия для всех, которые помогают учащимся в будущем определиться в направлении подготовки. Переходя в 8-й класс, им предстоит выбрать предпрофильное направление: продолжить учёбу либо в IT-классах, либо в социально-гуманитарных классах. И уже в 10-м классе ученики могут выбрать информационные технологии как профильное направление.

–Мы выезжаем со старшеклассниками на экскурсии в вузы и IT-компании региона. Они нас принимают, чтобы показать ребятам, что айтишники – это не только программисты, но и тестировщики, аналитики, веб-дизайнеры, веб-разработчики и другие специалисты, – рассказала замдиректора по информатизации и руководитель проекта «IT-вектор образования» в лицее Анна Кологерманская. – В 8-м классе мы больше занимаемся профилизацией, чтобы к 10-му классу ученики уже поняли, в каком именно направлении они хотят специализироваться, и начали подбирать себе вузы.

Я в айтишники пойду, пусть меня научат

В лицее, наряду с занятиями в рамках проекта, также проходят «Уроки цифры», во время которых школьники могут в игровой форме познакомиться с основами программирования и погрузиться в мир цифровых технологий. Некоторые уроки, к примеру, о медиабезопасности в соцсетях, для младших школьников проводят старшеклассники. Другие уроки приглашают провести ведущих специалистов в отрасли информационных технологий.

За учительским столом министр информатизации и связи Удмуртии оказался не впервые. Подобные уроки он уже проводил в других образовательных учреждениях, а в роли учителя пробовал себя ещё во времена своей учёбы в школе – преподавал математику, когда на один день ученики менялись с преподавателями. Теперь же темой урока стали большие данные (Big Data), сети и облачные технологии, персональные помощники, искусственный интеллект. Такие уроки проводят специально для шестиклассников, чтобы они уже заранее могли понять, какой профиль они могут выбрать дальше.

– В режиме открытого диалога мы вместе поразмышляли о развитии информационных технологий. Школьники интересуются, где они могут себя найти в будущем, что даёт цифровизация, как изменится отрасль через 10 лет. Ребята пытаются разобраться и построить свой жизненный путь, находясь ещё в средней школе. Одна из учениц, например, может быть системным аналитиком либо трудиться в финансовом секторе, где работают с большим объёмом информации – это у неё хорошо получится, – подвёл итоги урока Тимур Меджитов.

Одна из главных задач проекта «IT-вектор образования» – построить образование таким образом, чтобы студенты уже с третьего курса начинали проходить практику или стажировку в IT-компании, а после окончания устраивались на работу и оставались в республике.

Удмуртия нуждается в квалифицированных кадрах в IT-отрасли. Ежегодно в республике отмечается нехватка IT-специалистов – на текущий момент имеются около тысячи вакансий, куда готовы «приземлить» специалистов, если они появятся на рынке труда.

От школьника министру пять вопросов об IT

На ваш взгляд, было бы лучше заменить бумажные учебники на электронные? Мне кажется, это значительно облегчает жизнь.

Чтобы облегчить жизнь, уменьшив количество учебников в рюкзаке, – да, это идея для решения. Но мы же в школе нарабатываем навыки, которыми пользуемся дальше в жизни. Например, навык работы с информацией. Кроме того, в начальной школе обучают прописи – это развивает мелкую моторику, которая, в свою очередь, развивает головной мозг, и человек по-другому начинает мыслить и быстрее соображает. С точки зрения образования – я за цифровизацию. Электронные дневники и журналы должны быть. Часть материала, безусловно, удобно усваивать в электронном виде – к примеру, строение коры Земли гораздо интереснее посмотреть в 3D формате. Но некоторые вещи лучше оставлять на бумаге. Это и лучше развивает ребёнка, и учит работать с информацией по-другому.

Какие информационные технологии в ближайшем будущем появятся в школе?

На самом деле сегодня в школах хорошо развиты информационные технологии. Налажена работа дистанционного обучения, ведутся занятия по программированию, где есть все инновации, связанные с технологиями. Также на уроках используются 3D принтеры. Интернет вещей тоже присутствует: в здании стоят счётчики, которые передают данные в ресурсные организации. Осталось ввести только VR-технологии, а остальное у вас есть.

Какие профессии, по вашему мнению, будут востребованы в будущем в сфере IT-технологий?

Сейчас на этапе активного развития машинное обучение; компьютерное зрение (когда беспилотник едет и оценивает обстановку); блок, связанный с усложнением алгоритмов в Big Data; робототехника и сенсорика; внедрение интернета вещей – это те направления, которые в ближайшие 5-7 лет точно будут на подъёме. И всегда будет актуально программирование, потому что код надо писать и для роботов, и для машинного зрения, и для того же интернета вещей. Всё равно нужен человек, который будет создавать алгоритм, а для этого учите математику.

В современном мире нужен ли бесплатный доступ к интернету в общественных местах?

Думаю, да. Это удобно как для местных жителей, так и для туристов, которые смогут посмотреть полезную информацию. Как раз сейчас мы запускаем проект с одним из сотовых операторов, чтобы на Центральной площади и в сквере Победы появился бесплатный Wi-Fi. Запустим сначала в пилотном режиме, посмотрим на активность и потребность, а дальше будем делать и на других  площадках.

Какой вуз нужно окончить, чтобы работать в IT-сфере?

Любое высшее учебное заведение с технической специальностью, связанной либо с информационными технологиями, либо с математикой, либо с прикладной информатикой. У нас такие специальности есть в УдГУ, ИжГТУ и ИжГСХА (с уклоном на агронаправление). Выбирайте любой из них.

01.04.2020

Автор материала:

Анжела Поздеева

Анжела Поздеева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта