Статьи

Сергей Протозанов: «Мы были в начале пути…»

Четверть века назад состоялись выборы депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики первого созыва. Перед этим событием последний созыв Верховного Совета Удмуртии принял Конституцию и законы Удмуртской Республики, определившие её новое политическое устройство. Государственный Совет Удмуртии стал представительным и законодательным органом государственной власти, которому предстояло работать в новых политических и правовых реалиях.

Это был период, полный драматизма. В сложных социально-экономических условиях депутатам нового парламента республики приходилось принимать решения, направленные на снижение социального напряжения, развитие экономики, совершенствование системы управления регионом. Об этих временах мы попросили вспомнить депутата Государственного Совета Удмуртии первого созыва Сергея Протозанова.

– Сергей Владимирович, чем запомнилась вам работа в первом созыве Государственного Совета?

– Мне довелось быть депутатом последнего созыва Верховного Совета Удмуртии. И можно сказать, костяк государственности закладывался ещё в этой структуре, ведь вопросы госстроительства поднимались там очень часто. Первый созыв Госсовета был, пожалуй, самым драматичным и напряжённым в истории республиканского законодательного собрания. Принятая 7 декабря 1994 года Конституция Удмуртской Республики, на основе которой и был избран Госсовет, только положила начало строительсту политической системы Удмуртии постсоветского периода и вовсе не сняла большинство споров в обществе по поводу ключевых социально-политических и экономических проблем. Депутатам предстояла колоссальная работа. Определённый отпечаток на работу Государственного Совета Удмуртии накладывало то обстоятельство, что наша республика вместе с Карелией и Дагестаном стали меньшинством в составе субъектов Российской Федерации, избравших парламентскую систему власти. Поэтому главным должностным лицом в Удмуртии по Конституции был председатель Государственного Совета, а не президент, глава или губернатор. Напомню, председателем Государственного Совета первого созыва был избран Александр Волков, который до этого возглавлял Совет Министров, то есть исполнительную власть. И это, наверное, можно считать знаковым моментом.  19 апреля 1995 года на первой организационной сессии Госсовета республиканский парламент сформировал новое правительство, которое возглавил Павел Вершинин.

– Какое, на ваш взгляд, наиболее важное событие произошло в период работы первого созыва республиканского парламента?

– Думаю, подписание Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и Удмуртии и пакета межправительственных соглашений на его основе. Договор был подписан 17 октября 1995 года в Московском Кремле. Надо отметить, что он стал седьмым договором подобного типа в стране. Кстати, этот Договор стал первым документом, подписанным в Кремле на двух языках – русском и удмуртском. Помимо договора, в Москве были подписаны также 9 межправительственных соглашений.

Экономическая и политическая ситуация в Удмуртии, как и во всей России, в середине 90-х годов отличалась крайней нестабильностью. Пикетирование Госсовета в дни сессий стало своеобразным индикатором взаимоотношений между обществом и новым удмуртским парламентом. В мае 1995 года на своей первой пресс-конференции в качестве руководителя республики Александр Волков отметил, что каникул у Госсовета не будет.

Чтобы начать выход из экономического кризиса, необходимо было преодолеть характерный для всей страны кризис власти. Выражался он, прежде всего, в отсутствии чёткой системы разграничения полномочий и подчинённости между разными уровнями власти. Кроме того, недоставало единой и полной законодательной базы.

В такой ситуации главными задачами Госсовета первого созыва большинство депутатов считало законодательное разграничение полномочий между Россией и Удмуртией.

– Государственный Совет в этот период активизировал и реализацию своих контрольных функций…

Контрольная функция парламента республики, как высшего органа власти, была одной из основных. Поэтому для её исполнения Государственный Совет создал Контрольную палату, которую возглавил депутат от города Воткинска Александр Кузнецов. А в октябре 1996 года в развитие этого решения Госсовет принимает закон «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики». Контрольный орган в своём новом качестве и статусе был создан в 1997 году и его вновь возглавил Александр Кузнецов, уже имевший опыт работы в Контрольной палате.

– Один из наиболее драматичных сюжетов того период – реформа местного самоуправления в Удмуртии и рассмотрение так называемого «удмуртского дела» в Конституционном суде России. Что для вас эти события?

– В этом вопросе, можно сказать, я был в оппозиции к Александру Александровичу Волкову и сторонникам этой реформы. Я и теперь считаю, что местное самоуправление попросту было уничтожено. Правда, тогда мы были впереди всей России, поскольку в апреле 1994 года приняли свой Закон о местном самоуправлении ещё до принятия его на уровне федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступил в силу в августе 1995 года. Рабочая группа, созданная Государственным Советом Удмуртской Республики, приняла активное участие в разработке предложений в этот законодательный акт.

В республиканском парламенте в тот период сформировалась позиция о необходимости восстановления системы государственной власти в административно-территориальных единицах Удмуртской Республики, поскольку республиканская власть теряла там рычаги влияния и контроля. Её решения носили для местного самоуправления рекомендательный характер. Между тем 21 сельский район из 25 были дотационными и получали средства из республиканского бюджета. Именно последнее стало главным агрументом для снижения уровня самоуправления до уровня поселений.

В апреле 1996 года сессия Госсовета рассматривает и принимает целый пакет законопроектов, в том числе Закон «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике». В соответствии с ним в систему органов государственной власти включаются исполнительные и представительные органы городов и районов Удмуртии, а главы городов и районов назначаются президиумом Госсовета по согласованию с Правительством Удмуртии и Советом депутатов соответствующего города или района. При этом согласно новому республиканскому закону органы местного самоуправления формировались на уровне микрорайонов, сельских поселений… Однако Конституционный суд России приостановил действие Закона «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике».

Тем не менее, участие в этом процессе стало хорошей правовой и политической школой для руководства республики. Опыт Удмуртии и материалы «удмуртского дела» в Конституционном суде стали настоящим бестселлером среди юристов и государственных и муниципальных чиновников. В 1997 году Госсоветом создана комиссия по подготовке предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию Удмуртской Республики. Она подготовила проект изменений и дополнений к Конституции Удмуртской Республики.

Как видите, законотворчество шло в полный рост.

– Государственному Совету Удмуртии приходилось решать законодательные проблемы в экономической и социальной сфере?

– Конечно. Практически каждый второй рассматриваемый в первом созыве законодательный акт был посвящен подъёму промышленности, сельского хозяйства, вопросам бюджета и налогов, собственности и инвестиций. Госсовет создавал временные депутатские комиссии, призванные решить наиболее острые социальные и экономические вопросы: защита сбережений граждан на рынке ценных бумаг и финансовом рынке, развитие нефтяной промышленности в Удмуртии, анализ итогов первого этапа приватизации государственной и муниципальной собственности…

Парламент ввёл в практику перечень критериев деятельности правительства, который ежегодно принимался на бюджетной сессии. Именно в соответствии с ними оценивался ежегодный отчёт председателя правительства перед сессией Госсовета.

После дефолта августа 1998 года, когда только за сентябрь инфляция в России составила 38,4 процента, Государственному Совету пришлось принимать экстренные меры по защите жителей Удмуртии от взлёта цен, не подкреплённого ростом доходов. К концу срока работы депутатов первого созыва Госсовета УР наша республика в рейтинге экономического развития субъектов федерации переместилась с 32-го на 26-е место. Главный шаг в становлении государственности Удмуртии, обретении ею своего лица в составе Российской Федерации был сделан.

27.03.2020

Автор материала:

Игорь Егоров

Игорь Егоров


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта