Статьи

В Ижевске открылась первая выставка, связанная с православием

Уникальная экспозиция объединяет религиозное и светское искусство

В Ижевске, в выставочном центре «Галерея» открылся уникальный художественно-просветительский проект – первая масштабная выставка искусства, связанного с православием – «О тебе радуется».

По словам председателя Союза художников Удмуртии Константина Резницкого, об этой выставке художники и музейщики мечтали уже шесть лет. Она стала общим делом для светских художников и Ижевской и Удмуртской епархии, учеников иконописной школы «Ставрос» и сотрудников Сарапульского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, и также министра культуры Удмуртии Владимира Соловьёва. Составленная из живописи и графики, мозаик, иконописи, церковных одеяний и храмовой утвари, старинных церковных книг, она позволяет оценить колоссальное влияние христианской символики, архитектуры и библейских сюжетов на нашу культуру.

Почти треть экспонатов привезена из Сарапула, и в Ижевске они выставляются впервые. Часть экспонатов настолько ценна и подвержена влиянию окружающей среды, что даже в Сарапуле не экспонируется постоянно, а большую часть времени проводит в хранилище (им необходимы периоды «отдыха» от светлых музейных залов).

Шедевр уровня «Джоконды»

Для ижевской выставки сотрудники сарапульского музея отобрали экспонаты из разных отделов хранения – из коллекции редких изданий, коллекции тканей, живописи и графики. Но (не умаляя значения остальных предметов искусства) самым важным, редким и уникальным объектом, прибывшим из Сарапула, стала плащаница. В сарапульском музее она большую часть времени хранится в запасниках, где поддерживается необходимый режим температуры и влажности, а в большом зале «Галереи» она представлена на специально построенном подиуме под стеклом. Уникальная плащаница была создана в 1910-1911 гг. в золотошвейной мастерской Благовещенского монастыря в Сарапуле и до революции хранилась в алтаре храма (её выносили на службу в Великую пятницу, верующие чтили её как святыню). Сарапульские золотошвейки славились своим изумительным искусством. Известно о созданных ими покрывалах, пеленах, воздухах, о вышивках на одеяниях священнослужителей, но большинство этих предметов были утрачены в советские годы. Плащаница – сохранённое чудо, подлинная вершина их искусства, свидетельствующая о том, что в Сарапуле создавались работы, равные признанным мировым шедеврам. Мастерицы вышили на бархате золотыми и серебряными нитями пышные, ниспадающие крупными складками одеяния Богоматери, жён-мироносиц, Иоанна Богослова и учеников Христа, собравшихся у Его мёртвого тела. Вышивка на плащанице из тяжёлого сливово-сиреневого бархата объёмная, как горельеф. Тусклым золотом светятся одежды четырёх евангелистов, поясные фигуры которых расположены в углах полотна. С безупречной тщательностью выложены по периметру плащаницы тончайшими золотыми нитями прихотливые, сложные узоры. Ремесло здесь поднялось до высоты настоящего искусства. Покой, глубокая сила духа и строгая красота,так можно описать впечатление, которое она производит.

Плащаница, созданная в золотошвейной мастерской Благовещенского монастыря в Сарапуле. Бархат, канитель, роспись, 1910-1911 гг.

«Эта плащаница – шедевр уровня «Джоконды!»восклицает учёный-историк, искусствовед, первый директор Республиканского музея изобразительных искусств Евгений Шумилов. И подчёркивает, что эта невероятная по степени эстетического воздействия плащаница могла не сохраниться, как другие работы золотошвеек, как сотни предметов религиозного искусства: «Музею повезло, что в 1920-е годы Сарапул ещё не входил в состав Удмуртии, иначе нарком Наговицын изъял бы её из музейных фондов. В молодой Удмуртской Республике под его председательством действовала комиссия по изъятию церковных ценностей, в результате работы которой были навсегда утрачены многие объекты религиозного искусства».

Как музеи спасали религиозное искусство

Директор сарапульского музея Сабина Креклина поддерживает:

– Чтобы собрать коллекцию, наши предшественникидиректор музея и другие сотрудники, даже вступали в Общество безбожников. Благодаря этому их привлекали к работе Комиссии по изъятию церковных ценностей, они получали возможность выбирать из конфискованных у церкви и у частных лиц предметов экспонаты, имеющие наибольшую художественную ценность. Привозя объекты искусства в музей, они их прятали своеобразным способом – специально записывали под придуманными названиями, зашифровывали их истинную суть. Например, представленную на выставке картину Павла Сведомского «Голова Божьей Матери» (кон. XIX в.) они внесли в музейные списки как «Портрет женщины». Так она и числилась все советские годы. И до сих пор, проводя инвентаризацию, мы открываем для себя скрытые в фондах музея шедевры и понимаем, какой человеческий и профессиональный подвиг совершили наши мужественные коллеги, собрав в 1920-1930-е гг. основной объём музейных фондов и сохранив для потомков эти произведения искусства. Я не преувеличиваю: были времена, когда предметы искусства нужно было спасать от уничтожения. Это был период чисток музейных фондов – книжный фонд и произведения изобразительного искусства «вычищались» по идеологическим признакам. Считалось, что советским людям нужен научный атеизм, а связанное с христианскими сюжетами искусство – вредно. Сотрудникам музея оставалось только надеяться, что когда-то придёт время, когда эти предметы будут считаться не «опиумом для народа», а шедеврами.

Евгений Шумилов подхватывает: «И это было не в какие-то мрачные сталинские годы. Чистки музейных фондов проводились в 1960-х. Из краеведческого музея в Ижевске, например, вывезли самосвал старых икон, и все их сожгли,старожилы Ижевска могут помнить это событие».

Возвращение художника

Основная часть сарапульской коллекции – живопись и графика, в том числе работы, созданные одним из несправедливо забытых художников Прикамья XIX века Африканом Беркутовым в лучших традициях академического искусства. «В 1870-х гг. сарапульское земство на свои деньги отправило его учиться в Петербург, в Императорскую Академию художеств. Талантливых молодых художников общество того времени поддерживало, давало им возможность вырасти в мастеров, состояться»,рассказывает Сабина Креклина. Большое влияние на Беркутова, по-видимому, оказал Карл Брюллов, и всё же его работы не подражательны, а развивают пластические и цветовые решения Брюллова.

Павел Сведомский. «Голова Божьей матери». Холст, масло, конец XIХ в. Сотрудники музея скрывали картину от репрессий на христианское искусство, назвав её «Портрет женщины»

«Считаю, что Беркутов заслуживает отдельного зала в сарапульском музее – у него великолепные живопись и графика, которые должны быть доступны посетителям музея. А Ижевску повезло: Беркутова не выставляли очень давно. Недавно его работы были отреставрированы, им возвращён экспозиционный вид, и посетители выставки увидят его живопись и графику во всей их красоте»,замечает Сабина Креклина.

Кроме того, из Сарапула прибыли в Ижевск редкий оклад иконы Богоматери первой половины XIX века из ткани, расшитой бисером, и старые фолианты в кожаных переплётах.

Поиск гармонии

Искусство XX-XXI вв. представлено на выставке графикой и живописью удмуртских художников. Среди работ Валентина Белых, Расифа Батыршина, Алексея Плотникова, Татьяны Михайловой, Александра Ложкина преобладают городские и сельские пейзажи, композиционной доминантой которых являются храмы. Вячеслав Михайлов в своих живописных полотнах осмысляет православную символику: бытовые натюрморты с веточками вербы и крашеными яйцами, написанные неяркими красками, звучат как нехитрая, от сердца, молитва простого человека. Художница Ольга Чунаева создаёт мозаики с иконографическими сюжетами, связывая современное искусство с византийской традицией тысячелетней давности.

Более полусотни икон учеников иконописной школы «Ставрос» (она продолжает традицию знаменитой палехской школы) дают представление о том, как сегодня развивается не тиражная, «штучная» иконопись.

Редкие старинные церковные книги и предметы современного облачения священников предоставила Ижевская и Удмуртская епархия: среди экспонатовдва полных архиерейских облачения и коллекция панагий (небольших икон с изображением Богородицы, Троицы, Распятия и другими сюжетами, которые епископы носят на груди).

Выставка убеждает: без образа храма, без обращения к библейским сюжетам и философским темам немыслимо даже светское искусство. В конце концов, и вера, и искусство стремятся к одному – к поиску гармонии.

26.03.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта