Статьи

В Ижевске открылась первая выставка, связанная с православием

Уникальная экспозиция объединяет религиозное и светское искусство

В Ижевске, в выставочном центре «Галерея» открылся уникальный художественно-просветительский проект – первая масштабная выставка искусства, связанного с православием – «О тебе радуется».

По словам председателя Союза художников Удмуртии Константина Резницкого, об этой выставке художники и музейщики мечтали уже шесть лет. Она стала общим делом для светских художников и Ижевской и Удмуртской епархии, учеников иконописной школы «Ставрос» и сотрудников Сарапульского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, и также министра культуры Удмуртии Владимира Соловьёва. Составленная из живописи и графики, мозаик, иконописи, церковных одеяний и храмовой утвари, старинных церковных книг, она позволяет оценить колоссальное влияние христианской символики, архитектуры и библейских сюжетов на нашу культуру.

В Ижевске открылась первая выставка, связанная с православием

Почти треть экспонатов привезена из Сарапула, и в Ижевске они выставляются впервые. Часть экспонатов настолько ценна и подвержена влиянию окружающей среды, что даже в Сарапуле не экспонируется постоянно, а большую часть времени проводит в хранилище (им необходимы периоды «отдыха» от светлых музейных залов).

Шедевр уровня «Джоконды»

Для ижевской выставки сотрудники сарапульского музея отобрали экспонаты из разных отделов хранения – из коллекции редких изданий, коллекции тканей, живописи и графики. Но (не умаляя значения остальных предметов искусства) самым важным, редким и уникальным объектом, прибывшим из Сарапула, стала плащаница. В сарапульском музее она большую часть времени хранится в запасниках, где поддерживается необходимый режим температуры и влажности, а в большом зале «Галереи» она представлена на специально построенном подиуме под стеклом. Уникальная плащаница была создана в 1910-1911 гг. в золотошвейной мастерской Благовещенского монастыря в Сарапуле и до революции хранилась в алтаре храма (её выносили на службу в Великую пятницу, верующие чтили её как святыню). Сарапульские золотошвейки славились своим изумительным искусством. Известно о созданных ими покрывалах, пеленах, воздухах, о вышивках на одеяниях священнослужителей, но большинство этих предметов были утрачены в советские годы. Плащаница – сохранённое чудо, подлинная вершина их искусства, свидетельствующая о том, что в Сарапуле создавались работы, равные признанным мировым шедеврам. Мастерицы вышили на бархате золотыми и серебряными нитями пышные, ниспадающие крупными складками одеяния Богоматери, жён-мироносиц, Иоанна Богослова и учеников Христа, собравшихся у Его мёртвого тела. Вышивка на плащанице из тяжёлого сливово-сиреневого бархата объёмная, как горельеф. Тусклым золотом светятся одежды четырёх евангелистов, поясные фигуры которых расположены в углах полотна. С безупречной тщательностью выложены по периметру плащаницы тончайшими золотыми нитями прихотливые, сложные узоры. Ремесло здесь поднялось до высоты настоящего искусства. Покой, глубокая сила духа и строгая красота,так можно описать впечатление, которое она производит.

В Ижевске открылась первая выставка, связанная с православием
Плащаница, созданная в золотошвейной мастерской Благовещенского монастыря в Сарапуле. Бархат, канитель, роспись, 1910-1911 гг.

«Эта плащаница – шедевр уровня «Джоконды!»восклицает учёный-историк, искусствовед, первый директор Республиканского музея изобразительных искусств Евгений Шумилов. И подчёркивает, что эта невероятная по степени эстетического воздействия плащаница могла не сохраниться, как другие работы золотошвеек, как сотни предметов религиозного искусства: «Музею повезло, что в 1920-е годы Сарапул ещё не входил в состав Удмуртии, иначе нарком Наговицын изъял бы её из музейных фондов. В молодой Удмуртской Республике под его председательством действовала комиссия по изъятию церковных ценностей, в результате работы которой были навсегда утрачены многие объекты религиозного искусства».

Как музеи спасали религиозное искусство

Директор сарапульского музея Сабина Креклина поддерживает:

– Чтобы собрать коллекцию, наши предшественникидиректор музея и другие сотрудники, даже вступали в Общество безбожников. Благодаря этому их привлекали к работе Комиссии по изъятию церковных ценностей, они получали возможность выбирать из конфискованных у церкви и у частных лиц предметов экспонаты, имеющие наибольшую художественную ценность. Привозя объекты искусства в музей, они их прятали своеобразным способом – специально записывали под придуманными названиями, зашифровывали их истинную суть. Например, представленную на выставке картину Павла Сведомского «Голова Божьей Матери» (кон. XIX в.) они внесли в музейные списки как «Портрет женщины». Так она и числилась все советские годы. И до сих пор, проводя инвентаризацию, мы открываем для себя скрытые в фондах музея шедевры и понимаем, какой человеческий и профессиональный подвиг совершили наши мужественные коллеги, собрав в 1920-1930-е гг. основной объём музейных фондов и сохранив для потомков эти произведения искусства. Я не преувеличиваю: были времена, когда предметы искусства нужно было спасать от уничтожения. Это был период чисток музейных фондов – книжный фонд и произведения изобразительного искусства «вычищались» по идеологическим признакам. Считалось, что советским людям нужен научный атеизм, а связанное с христианскими сюжетами искусство – вредно. Сотрудникам музея оставалось только надеяться, что когда-то придёт время, когда эти предметы будут считаться не «опиумом для народа», а шедеврами.

В Ижевске открылась первая выставка, связанная с православием

Евгений Шумилов подхватывает: «И это было не в какие-то мрачные сталинские годы. Чистки музейных фондов проводились в 1960-х. Из краеведческого музея в Ижевске, например, вывезли самосвал старых икон, и все их сожгли,старожилы Ижевска могут помнить это событие».

Возвращение художника

Основная часть сарапульской коллекции – живопись и графика, в том числе работы, созданные одним из несправедливо забытых художников Прикамья XIX века Африканом Беркутовым в лучших традициях академического искусства. «В 1870-х гг. сарапульское земство на свои деньги отправило его учиться в Петербург, в Императорскую Академию художеств. Талантливых молодых художников общество того времени поддерживало, давало им возможность вырасти в мастеров, состояться»,рассказывает Сабина Креклина. Большое влияние на Беркутова, по-видимому, оказал Карл Брюллов, и всё же его работы не подражательны, а развивают пластические и цветовые решения Брюллова.

В Ижевске открылась первая выставка, связанная с православием
Павел Сведомский. «Голова Божьей матери». Холст, масло, конец XIХ в. Сотрудники музея скрывали картину от репрессий на христианское искусство, назвав её «Портрет женщины»

«Считаю, что Беркутов заслуживает отдельного зала в сарапульском музее – у него великолепные живопись и графика, которые должны быть доступны посетителям музея. А Ижевску повезло: Беркутова не выставляли очень давно. Недавно его работы были отреставрированы, им возвращён экспозиционный вид, и посетители выставки увидят его живопись и графику во всей их красоте»,замечает Сабина Креклина.

Кроме того, из Сарапула прибыли в Ижевск редкий оклад иконы Богоматери первой половины XIX века из ткани, расшитой бисером, и старые фолианты в кожаных переплётах.

Поиск гармонии

Искусство XX-XXI вв. представлено на выставке графикой и живописью удмуртских художников. Среди работ Валентина Белых, Расифа Батыршина, Алексея Плотникова, Татьяны Михайловой, Александра Ложкина преобладают городские и сельские пейзажи, композиционной доминантой которых являются храмы. Вячеслав Михайлов в своих живописных полотнах осмысляет православную символику: бытовые натюрморты с веточками вербы и крашеными яйцами, написанные неяркими красками, звучат как нехитрая, от сердца, молитва простого человека. Художница Ольга Чунаева создаёт мозаики с иконографическими сюжетами, связывая современное искусство с византийской традицией тысячелетней давности.

Более полусотни икон учеников иконописной школы «Ставрос» (она продолжает традицию знаменитой палехской школы) дают представление о том, как сегодня развивается не тиражная, «штучная» иконопись.

Редкие старинные церковные книги и предметы современного облачения священников предоставила Ижевская и Удмуртская епархия: среди экспонатовдва полных архиерейских облачения и коллекция панагий (небольших икон с изображением Богородицы, Троицы, Распятия и другими сюжетами, которые епископы носят на груди).

Выставка убеждает: без образа храма, без обращения к библейским сюжетам и философским темам немыслимо даже светское искусство. В конце концов, и вера, и искусство стремятся к одному – к поиску гармонии.

26.03.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта