Статьи

Пётр Кривоногов: «Я написал красками гимн Победе»

Родился 21 сентября 1910 года в селе Киясово в многодетной крестьянской семье. Его старший брат Иван воевал в Азинской дивизии, отца убили белогвардейцы-колчаковцы. 12-летним подростком Пётр Кривоногов вынужден был податься в батраки, потом попал в детский дом, от тамошней жизни сбежал «на волю», беспризорничал и, в конце концов, попал в детский дом в Кинешме. Там ему повезло: в школе, куда определили учиться детдомовцев, преподавал выпускник московского Строгановского художественного училища Сергей Коковин. 15-летний Кривоногов признался ему, что мечтал стать художником с четырёхлетнего возраста. Коковин убедился, что юноша одержим изобразительным искусством, готов рисовать часами, что у него цепкий взгляд и верная рука, – и дал ему направление на рабфак искусств Академии художеств в Ленинграде (Кривоногов поступил туда в 1930-м).

С автоматом и мольбертом

После рабфака Кривоногов поступил на живописный факультет Академии художеств и закончил его с отличием. В 1939 году молодой художник был призван в Красную Армию, а в 1940-м – зачислен в Студию военных художников имени Митрофана Грекова при кавалерийской части. Для Кривоногова это была личная победа: работами выдающегося баталиста Грекова он восхищался, ещё учась в Академии, и продолжить его дело для него стало исполнением затаённых желаний.

В 1942-1945 гг. Кривоногов проходит как боец действующих войск со студией от Волоколамска до Берлина, создаёт  сотни живописных картин, графических работ и набросков с натуры, посвящённых боям, героям войны и разрухе, оставшейся в советских деревнях и городах после отступления фашистов. Будучи фронтовым художником, участвовал в войне «с винтовкой на одном плече и мольбертом – на другом». За проявленный героизм награждён орденом Красной Звезды и боевыми медалями, дослужился до звания майора.

После войны жил и работал в Москве, изредка возвращаясь в Удмуртию. В 1948 году создал самую известную свою картину «Победа» о взятии Рейхстага, которая была растиражирована на весь Союз в учебниках истории, открытках, плакатах. В 1949 году Кривоногов получил за «Победу» Сталинскую премию II степени (а Сталинскую премию I степени в том же году получил Михаил Калашников за разработку автомата АК-47). Сегодня «Победа» экспонируется в Музее Вооружённых сил в Москве.

Разрабатывая новые масштабные картины, Кривоногов постоянно выезжал в командировки на места ключевых сражений Великой Отечественной войны, изучал «натуру».

В 1955 году Кривоногову присуждено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1967 году он стал первым живописцем, удостоенным Золотой медали М.Б. Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему.

Умер Пётр Кривоногов 22 августа 1967 года.

В 1997 году на родине художника, в селе Киясово, был открыт Районный музей Петра Александровича Кривоногова, основная часть экспозиции которого посвящена его работам. Также живопись и графика Кривоногова хранятся в УРМИИ, музеях Сарапула, Москвы и Кинешмы.

Героический эпос

«Я поставил себе цель написать красками гимн Победе над фашизмом», говорил Пётр Кривоногов, объясняя замысел картины «Победа» (именно тогда к нему было приковано общественное внимание). Но он мог сказать так о большинстве своих батальных полотен – документально точных, но при этом невероятно эмоциональных. Он никогда не был отстранённым хладнокровным летописцем. В каждой его работе – настоящая буря эмоций, сердечная боль за страдающих, погибающих, за потерявших дом или близких.

Кривоногов позволял себе писать о войне откровенно, без самоцензуры. На картине «Кавалерийский поединок», написанной в 1940-х, сошлись в конной схватке боец Красной Армии и фашистский всадник. Но внимательный взгляд замечает на рукаве вражеского воина нашивку – на ней символика власовской армии. Кривоногов не побоялся напомнить современникам и потомкам, что на стороне фашистов сражались и советские граждане, ставшие изменниками.

«Поединок» (1964 год) одна из ключевых в творчестве Петра Кривоногова работ. Она посвящена битве на Курской дуге 1943 года. Благодаря выбранному колориту картина как будто пылает изнутри, рыже-золотой огонь течёт по ней, оставляя отблески на фигурах воинов. Крупные мазки создают ощущение, что воздух внутри картины и вокруг неё раскалён от жара. Композиция завихрена, скручена, как сжатая пружина – на её напряжённом витке движутся (и это непрерывное движение явственно ощущается) танк и человек.

К «Поединку» создано множество этюдов. Кривоногов искал наиболее выразительную композицию, чтобы передать суть противостояния Советского Воина махине Третьего Рейха, казавшейся непобедимой. В центре полотна – солдат, который идёт в бой «один на один» против бронированного танка «Пантера». Этот немецкий танк появился на фронте в 1943 году и был неуязвим для советской артиллерии – снаряды не брали его броню даже при выстрелах почти в упор. Единственной возможностью остановить «Пантеру» было прямое попадание в неё связки гранат. Но гранаты – тяжёлые. Издали или лёжа в воронке в стороне от танка их добросить невозможно. Шанс остановить «Пантеру» появлялся, только если встать прямо перед ней, размахнуться и метнуть гранаты в стальную тушу. Для героя это означало верную смерть – он погибал или от взрывной волны, или под гусеницами продолжающего двигаться по инерции танка. Выйти один на один с «Пантерой» было актом осознанного самопожертвования.  

Картина, в которой Кривоногов суммировал весь свой боевой опыт на передовой фронта, документально точна – в изображении немецкого танка и советской артиллерийской пушки ЗиС-3, солдатской формы и в выверенной достоверности движения бойцов – и откинувшегося на обломки ЗиС-3 погибшего солдата, и идущего на свой последний подвиг героя. Кривоногов вообще был дотошен в изображении среды, оружия, одежды своих героев, по ним можно смело реконструировать эпоху, как по фотографиям. И всё-таки «Поединок» – не живописная хроника, а высокая поэзия живописи. Поэзия героическая, поднимающаяся до масштабов эпоса, до грандиозного обобщения. В напряжённой фигуре солдата, с заметным усилием оттолкнувшегося от земли, напружинившегося и будто вросшего в неё сапогами, сконцентрировался образ всего народа,  уставшего, но упорного, преодолевающего страх смерти. В бездушной, давящей всё на своём пути махине танка – тупая бесчеловечная злоба фашизма. Враг так силён, что нужно жертвовать собой, чтобы остановить его, но цена этой жертвы – Победа, и вот он, солдат-народ поднимается, чтобы заслонить собой дорогу врагу.   

Достояние республики мирового значения

Кривоногов в равной степени владел всеми техниками. В его арсенале  – рисунок карандашом, углём или сангиной; акварель; масло. Знавшие его говорили: «Это человек, который родился художником». При этом он посвятил всё своё творчество военной тематике и стал одним из немногих серьёзных, профессиональных художников-баталистов в истории отечественного изобразительного искусства.

В Удмуртии сконцентрирована значительная часть творческого наследия Петра Кривоногова. В Киясовском музее хранятся 105 его работ (49 живописных полотен и 56 графических листов), это самая крупная коллекция работ Кривоногова в мире. В коллекции УРМИИ 4 живописных полотна и 52 графических листа 1940-х гг., созданных в единственном экземпляре. Карандашные зарисовки дают возможность оценить, насколько верная рука была у Кривоногова, как точно он схватывал выразительные психологические детали, делающие портретный образ достоверным, убедительным, глубоким. Графические и живописные портреты участников войны – признанных героев и «одних из многих», написанные с натуры, страшны в своей убедительности. Это лица будто обожжённые снаружи и выгоревшие изнутри, в глазах этих людей – боль. Война для Кривоногова – трагедия, а Победа – праздник со слезами на глазах. Он не упивается войной, он мучается ею, может быть, оттого его картины, звенящие, полыхающие, и остались с нами на десятилетия, не потерялись среди бравурных, плакатных работ «про патриотизм и доблесть».

P.S. До 24 мая эскиз картины «Поединок» из коллекции Киясовского районного музея П.А. Кривоногова, а также десятки живописных полотен, графических работ и набросков Петра Кривоногова можно увидеть в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств на персональной выставке художника «Под знаменем Победы» (0+). Выставка занимает весь второй этаж музея. Она приурочена к 110-летию со дня рождения художника, 100-летию государственности Удмуртии и 75-летию Победы.

20.03.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


ONE COMMENT ON THIS POST To “Пётр Кривоногов: «Я написал красками гимн Победе»”

  1. Аватар Сапунов А.С.:

    класс!!!!!!!! здорово очень нужная информация мне пригодилась !!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта