Статьи

«Золотой медведь» для… медведей

Триумфаторами очередного Международного фестиваля цирковых искусств в Ижевске стали россияне

В столице Удмуртии состоялся «счастливый» XIII Международный фестиваль циркового искусства. Несмотря на мощный международный состав участников, главные награды интернациональное жюри присудило номерам из России.

13 – число для цирка счастливое, обещающее удачу. Именно 13 метров – диаметр круга манежей во всём мире. И добрый настрой предстоящего фестиваля, в котором состязаются ведущие мастера цирковых искусств с разных континентов, не смогли сбить никакие неурядицы. Да, из-за вспышки коронавируса и закрытых границ не приехали в Ижевск анонсированные акробатические коллективы из Китая и Северной Кореи. Но легконогие, энергичные, белозубо хохочущие акробаты из Эфиопии оказались ничуть не хуже, а взлетающие на немыслимую высоту с подкидных досок артисты на ходулях под руководством заслуженного артиста Удмуртии Дмитрия Соколова – ещё лучше.

Символика 13-го фестиваля оказалась воплощена сразу двумя очень разными номерами. Партнёрами Анастасии Стыкан в номере редкого жанра «свобода лошадей» были прекрасный вороной фриз и белоснежный андалузец, которые работали как самостоятельные артисты. А в номере джигитов Муратовых из Северной Осетии горячие скакуны, галопом несущиеся по кругу манежа, выступали как живые спортивные снаряды для бесстрашных артистов, ныряющих под конское брюхо, взлетающих на спины скачущих лошадей, стремительными бросками меняющих положение в седле и мчащихся сидя задом наперёд. Осетинцы получили «Серебряного медведя».

Фестивальные номера в очередной раз напоминают, что цирк – это искусство, исследующее пределы человеческих возможностей и раздвигающее границы наших представлений о том, что под силу человеку. В этом году такими «исследователями» оказались канатоходцы «Герлингс» из Колумбии. Их номер – это гимн человеческому бесстрашию и товариществу. На глазах зрителей и жюри семь артистов сделали то, что даже в пересказе выглядит неправдоподобно: две пары «нижних» несли на своих плечах перекладины, на каждой из перекладин балансировало по одному человеку, на их плечах тоже лежала перекладина, на ней третьим «ярусом» стоял ещё один артист. Вся эта трёхъярусная живая пирамида без страховки прошла по канату, натянутому на высоте 16 метров над манежем. После этого трюк, когда два артиста катаются по канату на велосипедах без рулей, кажется «разминкой». А уж сальто через троих сидящих на канате, как птицы на проводе, – и вовсе основой ремесла.

Жанр вентрологии, а по-русски чревовещания – редчайший. В мировом цирке по пальцам можно пересчитать артистов, которые достигли в этом жанре настоящего мастерства. На ижевском фестивале некоторые из них были. В этом году пришла очередь Марка Матрала, чревовещателя из Франции. Специально для выступления в Ижевске он выучил все ключевые фразы из своего номера на русском языке. В итоге его «партнёры» – говорящие собаки, ворона и приглашённые на манеж зрители заговорили на обаятельной смеси английского, французского и русского.

Если бы на фестивале был приз зрительских симпатий, то получил бы его, безусловно, акробатический дуэт Данила и Оскара Страховых (Украина). Отец и сын не просто блестяще отрабатывают все классические трюки парной акробатики: на манеж выходит настоящая семья, где любовь, взаимная поддержка и безусловное доверие между ребёнком и родителем – основа основ. С первой минуты их номера зал поддерживал Страховых неутихающими аплодисментами: такой ответной и всеобщей симпатии, пожалуй, не получил ни один коллектив. Жюри отметило работу дуэта «Серебряным медведем».

Нынешний фестиваль получился исключительно музыкальным. Кроме номера «Моцарт» акробатов с подкидными досками, зрителям наверняка запомнился исключительно стильный номер акробатической четвёрки «Восходящие» (Россия). Артисты обратились к другому великому квартету – группе The Beatles. Под прекрасную музыку песни Yesterday в эмоциональной инструментальной аранжировке молодые люди в стильных узких костюмах исполнили сложнейшую программу с эффектными пирамидами, сложными поддержками и высокими прыжкам и получили заслуженное «золото» фестиваля.

Уже через несколько минут после появления на манеже наследника знаменитой династии дрессировщиков Александра Филатова и его медведей стало понятно, что на фестивале появился лидер. Бурые медведи Филатовых работают так, что впору позавидовать людям: лёжа на спине, лихо крутят антиподы; балансируют на катушках; катаются на роликах, велосипедах (в том числе ретро-велосипеде с огромным передним колесом, на котором не каждый человек усидит без тренировки) и мотоциклах; не хуже рысаков бегут запряжённые в тройку; разыгрывают актёрские сценки (интермедию «Боксёрский ринг» для аттракциона Филатовых озвучил впечатлённый работой косолапых артистов знаменитый комментатор Николай Озеров) и даже поют. При этом руки Александра Филатова свободны, занимает он их только чтобы достать из внушительной сумки очередное лакомство в награду за безупречно выполненный трюк. Таков цирк настоящего и цирк будущего.

«Золотых медведей» XIII Международного фестиваля циркового искусства в Ижевске получили:

* Акробатическая четвёрка Родиона Прилепина «Восходящие» (Россия)

* Акробаты московского Цирка Никулина на Цветном бульваре с мини-трампом под руководством Владимира Ефимова (Россия)

* Аттракцион «Медвежий цирк» под руководством Татьяны Филатовой

13.03.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта