Карлутка

Анфим Ханыков, Максим Верёвкин: «Каждый творческий человек мечтает о собственном рупоре»

Максим Верёвкин и Анфим Ханыков – известные удмуртские художники, организаторы ледовых фестивалей «Удмуртский лёд» и «Ангелы и Архангелы». Они же – создатели и владельцы единственного независимого радио в республике.

Энвиль КАСИМОВ:Как появилась идея создания радио такого формата? Что оно из себя представляет?

Наталья МОРОЗОВА: И почему оно понадобилось художникам?

Максим ВЕРЁВКИН: Каждый творческий человек мечтает о своём рупоре, посредством которого он сможет делиться своими мыслями, идеями, создавать некое творческое пространство. Так, около десяти лет назад, у нас появилась идея создания локальной радиостанции «Творческая дача».

Почему радио локальное? Оно существует только тогда, когда мы этого захотим. Символом нашего радио стал «колокольчик» – динамик громкоговорителя, который я однажды увидел на одной картине в детстве. На ней были изображены люди – тыловики, они стояли у столба с динамиком – колоколом и слушали вести с фронта. Я помню, что тогда очень впечатлился этой картиной, написанной в суровом реалистическом стиле: на напряжённых лицах слушателей читалась тревога. Даже пытался повторить её, будучи учеником художественной школы.

Анфим Ханыков, Максим Верёвкин: «Каждый творческий человек мечтает о собственном рупоре»
Максим Верёвкин

Энвиль КАСИМОВ: О чём вещает ваше радио?

Максим ВЕРЁВКИН:  Мы пробовали разные жанры, искали свой формат. В данный момент «Творческая дача» – транслятор творческой жизни Ижевска и Удмуртии: музыки и текстов.

Энвиль КАСИМОВ: Где можно познакомиться с программой вещания?

Максим ВЕРЁВКИН: Могу сказать точно, что радио работает во время проведения фестиваля «Удмуртский лёд». Все дни, пока он проходит.

Наталья МОРОЗОВА: Где находится радиорубка, чем оснащена?

Максим ВЕРЁВКИН: В доме одного из нас. Мы смогли продвинуться материально: недавно приобрели восемь хороших импортных колонок. Это позволило расширить территорию вещания.

Энвиль КАСИМОВ: Максим, Анфим, почему вы не осваиваете интернет-пространство? Можно сделать он-лайн вещание, например?

Наталья МОРОЗОВА: У них просто тёплое радио, лампово-колоночное.

Максим ВЕРЁВКИН: Конечно, мы бы хотели попасть в Интернет. Недавно приглашали по этому поводу нашего коллегу из Новосибирска – художника Антона Карманова. Он делал попытки запустить нашу трансляцию в сеть, но не получилось. Я думаю, это был знак: пока не время. Мы и десять лет назад тоже хотели в Интернет попасть, но всё как-то не складывалось. Надеемся, что это всё-таки произойдёт в ближайшем будущем.

Наталья МОРОЗОВА: У вас есть диктор – ведущий радиопрограмм?

Максим ВЕРЁВКИН: У нас бывают творческие встречи, на которые приглашаем творческих людей Ижевска. Беседуем с ними, они отвечают на наши вопросы, делятся своим творчеством со слушателями.  Проводим трансляцию в прямом эфире.

Энвиль КАСИМОВ: Этой зимой прошло два знаковых мероприятия: выставка современного искусства «100 лет! Молодость Удмуртии» и большой фестиваль «Удмуртский лёд», в который вошел ещё один – «Ангелы и Архангелы». Анфим, ты видел выставку? Поделись впечатлениями.

Анфим ХАНЫКОВ: Да, видел. Но не участвовал в ней, был занят другими проектами. Это молодёжная выставка, которая прошла в очень современном духе, с экспериментами в художественных стилях. Отрадно, что у нас в республике проводятся такие мероприятия, где молодые художники могут попробовать свои силы.

Наталья МОРОЗОВА: Вы в молодости где-то выставлялись?

Анфим ХАНЫКОВ: Честно признаться, у нас такой возможности не было. Я помню, что мы это делали в местах, не предназначенных для выставок, совершенно не подходящих для них.  В конце девяностых не было хороших выставочных залов у нас в республике.

Энвиль КАСИМОВ: Если бы у вас уже тогда было такое пространство, как ЖК «Колизей», вы, наверное, стали бы другими художниками?

Анфим ХАНЫКОВ: Я считаю, что пространство не определяет содержание художника. Могу предположить, конечно, что при наличии в Ижевске галереи, мы бы не занимались уличными фестивалями. Но у нас нет такого пространства, поэтому мы выходим и работаем в городе.

Энвиль КАСИМОВ: На выставке было три куратора и три группировки художников. Я осознанно употребляю это слово – именно группировки. Одним из кураторов был Никита Сморкалов, другим – Сергей Орлов и Максим Верёвкин – третьим. Мы попытались их всех объединить, познакомить и подружить. Хочу поделиться личным впечатлением от этой выставки. Поначалу насторожился: юноши и девушки с зелёными, синими волосами, с татуировками на теле, пирсингом. Только при общении я понял, насколько это беззащитные, наивные, открытие миру люди!

Максим ВЕРЁВКИН: Действительно, наивные, некоторые – крайне молодые. Много было художников – старшеклассников. Такие у нас есть: молодые, скороспелые, с уже заметными амбициями быть художниками.

Наталья МОРОЗОВА: Когда вы смотрите на молодых людей, можете определить, кто из них действительно сможет себя реализоваться как художник?

Энвиль КАСИМОВ: Нет, это невозможно. Сейчас нереально предсказать, кто из этих цыплят станет орлом в будущем. Мне кажется, что эта выставка явилась таким своеобразным инкубатором, где людям разрешили делать всё, что они хотят. Единственное, у организаторов был страх в том, что они могут разместить что-то крамольное, неприличное. Удивительно, но ничего такого не было! Эти юные художники открыты миру и глубоко его воспринимают. Там были и выпускники УдГУ, не только школьники. Они показали уже профессиональное мастерство.

Наталья МОРОЗОВА: Разве можно сравнивать их между собой?

Максим ВЕРЕВКИН: Мы этого и не делали. Для нас было важно выстроить диалог с общественностью, чтобы она реагировала. Гости были ежедневно, да и сами художники приходили, приводили друзей. Для них выставка стала важной локацией, они чувствовали это пространство, жили в нём. Никита Сморкалов регулярно устраивал концерты. Однажды мы с ижевскими танцорами сделали коллаборацию: двадцать человек импровизировало под игру трёх музыкантов. Собралось много зрителей – человек триста. У нас и на открытии выставки было примерно столько же. Народ пришёл посмотреть на художников сначала, а потом на танцоров. Это был полезный опыт, оказывается, народу интересно разное творчество.

Энвиль КАСИМОВ: Поговорим про лёд. Начать, пожалуй, нужно с того, что фестивали ледовых скульптур у нас уже стали традицией. «Удмуртский лёд» проходит третий год подряд, а «Ангелы и Архангелы» – уже в девятый раз. Анфим, кто придумал фестиваль ангелов?

Анфим ХАНЫКОВ: Это совместный проект с Удмуртской епархией. Раньше я ездил на север и строил ледовые городки. В Ижевске хотелось тоже придумать и провести какое-то подобное событие. И мы на роднике имени Дмитрия Пригова начали проводить ледовый фестиваль. Название появилось не сразу, только на второй год. Назвали его фестивалем Ангелов.

Максим ВЕРЁВКИН: Первый был просто фестивалем ледовых ангелов, а когда мы с этим проектом пришли в Свято-Михайловский собор, то владыка Викторин предложил назвать его фестивалем ледовых Ангелов и Архангелов. По названию собора – Архангела Михаила.

Энвиль КАСИМОВ: Удивительно и радует, что в Удмуртии церковь и художники не конфликтуют. Кстати, этот фестиваль имеет три площадки, Анфим подтвердит.

Анфим ХАНЫКОВ: Всё верно, это Свято-Михайловский собор, родник имени Пригова – родина фестиваля и водонапорная башня города Ижевска на улице Бородина. Её помещение не отапливается, и внутри башни тоже создаются ледовые инсталляции.

Энвиль КАСИМОВ: Чем отличаются эти площадки?

Анфим ХАНЫКОВ: Если на первой – тема ангелов поддерживается в полной мере, то на двух последних проекты – концептуальные, метафизические. Они не изображают напрямую ангелов, авторы рассуждают на эту тему.

Энвиль КАСИМОВ: Фестивали проходят ежегодно по одному сценарию или отличаются друг от друга?

Анфим ХАНЫКОВ: Есть различия в количестве участников, в погоде, естественно. Однако мы стараемся сохранить какой-то своеобразный дух фестиваля, чтобы его целостность  и гармония не исчезали.

Максим ВЕРЁВКИН:  Хотелось бы добавить, что все участники фестиваля «Ангелов и Архангелов» становятся одной семьей. Появляется что-то тёплое между людьми. Они ждут его и приезжают, как на семейное торжество. Отношения между участниками завязываются очень тёплые, душевные, дружеские, порой даже родственные.

Наталья МОРОЗОВА: Кто является спонсором фестиваля? Откуда берёте финансирование?

Анфим ХАНЫКОВ: Основной организатор – радио «Творческая дача», мы привлекаем ежегодно различных партнёров и общими усилиями проводим. С миру по нитке, так сказать.

Энвиль КАСИМОВ: Они скромничают сейчас. По сути, они проводят его за свой счет: оплачивают проезд и проживание участников, занимаются доставкой льда для скульптур.

Наталья МОРОЗОВА: Молодцы! Откуда, кстати, лёд возите?

Анфим ХАНЫКОВ: В этом году брали с Ижевского пруда. После очистки на нём образуется хороший красивый лёд.

Энвиль КАСИМОВ: Сколько участников было в этом году?

Анфим ХАНЫКОВ: Заявилось 29 человек – это 15 команд. Два года площадка была на набережной пруда, а в этом году разместились у Монумента дружбы народов «Навеки с Россией». По этому поводу у художников мнения разделились. Площадку у монумента посчитали более компактной: работы можно было посмотреть издалека, вблизи и все сразу. На набережной же воздвигался целый ледовый променад: можно было не торопясь обойти работы, детально рассмотреть каждую и прогуляться. По сути, каждая из этих площадок была хороша по-своему.

В этом году все работы объединили одной темой: 100-летие Удмуртии. Художники из других городов, что удивительно, не знакомые с нашей культурой, изучили её по Интернету, углубились в мифы, легенды и создали свои скульптуры. Говорят, что в этом году работы были изящнее, находки интереснее. Да вся выставка в целом выглядела очень гармоничной.

Олеся Плетнёва

12.03.2020

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта