Статьи

Константин Райкин: «Национальной идеей должна стать ценность человеческой личности»

В конце февраля в Ижевске впервые состоялись гастроли театра «Сатирикон» – одного из самых известных театров страны, репутация которого связана и с качеством спектаклей, полных высокого лицедейства, стихии игры и осмысления социальных проблем, и с личностями его основателя Аркадия Райкина и нынешнего художественного руководителя Константина Райкина.

На сцене Русского драматического театра «Сатирикон» представил три спектакля за два вечера: поэтический моноспектакль «Константин Райкин. Своими словами», упоительную клоунаду «Лекарь поневоле», разыгранную молодыми артистами театра, и трагикомедию «Дон Жуан», в которой комические гэги сменяются мрачными размышлениями о природе человека.

Искусство настоящего времени

 О человеке в театре и за его пределами и состоялся разговор с художественным руководителем и ведущим актёром «Сатирикона» Константином Райкиным.

– Это моё главное место работы, и если говорить всерьёз – единственное. Моё имя Константин, оно означает «постоянный», и в верности театру это постоянство проявляется. Я и жизнь воспринимаю исключительно через театр. Это хорошо, но и мучительно: я ощущаю, что моя жизнь сложилась так, как прошёл сегодня вечером спектакль.

– Как спектакли проходят для вас чаще – счастливо или неудачно?

– Понимаете, иногда спектакль, на котором зрители получают удовольствие и не видят никаких ошибок, для нас самих – неудача. Мы видим множество шероховатостей, знаем, что можем лучше, высказываемся об этом за кулисами ядрёным кучерским языком, – и мучаемся.

Иногда несправедливо говорят «великий театр такой-то». Я не приемлю такого понятия. Театр таков, как прошёл сегодня вечером его спектакль. Бывает, что я прихожу в «великий театр» и вижу, что спектакль идёт нехорошо – халтурно, актёры не затрачиваются в полную силу. И значит, сегодня это не великий театр, а халтурный, потому что театр – это искусство настоящего времени. У театра, строго говоря, нет ни прошлого, ни будущего. Зрителю всё равно, как ты играл вчера и как будешь играть завтра – он видит тебя сегодня!

Но зато с успехом актёра у театрального зрителя ничего не может сравниться! Ни писатель, ни режиссёр, ни киноартист не могут пережить такого чувства, когда тебе бешено аплодируют за то, что ты сотворил вот только что. Это чувство безумной власти над залом, – и власти не через силу или страх, а через восторг. Такого же успеха добиваются разве что спортсмены, которые на глазах у полного стадиона забивают решающий гол. Это шквальный успех, могучий, как стихия. Эта шквальность – плата судьбы за кратковременность актёрской жизни, потому что как только актёр заболевает или стареет, он становится никому не нужен, и его быстро забывают.

– Кстати о кучерском лексиконе. Его в 2016 году запретили использовать на сценах российских театров. Как вы к этому относитесь?

– Я к закону о запрете мата в театре отношусь плохо. Эта система запретов – неверная, глупая. Использование нецензурной лексики – это тот Рубикон, который человечество в своём культурном развитии в ХХ веке уже перешло. Иногда говорят «раньше же обходились без мата». Это не довод! Раньше обходились и без джаза, и без рока, и без рэпа. А теперь уже не обойдутся. Река в обратную сторону не течёт. Поэзия, проза, театр, кинематограф уже используют нецензурный язык. Запихать обратно этот культурный опыт уже не получится. Тем более что нецензурная лексика – это характернейший вид современной русской речи. Нужно исследовать, почему так произошло, но приходится констатировать: все слои населения от высших интеллигентов до социальных низов используют этот лексикон.

Скорее это плохо, чем хорошо, но делать вид, что этого нет – лицемерно. А одна из главных функций искусства – отражать жизнь. Какая жизнь – такое и искусство. Поэтому не нужно запрещать что-то в театре, нужно сделать так, чтобы в жизни у людей не было поводов постоянно использовать нецензурные слова. Наши школьники даже не ругаются матом, они на нём разговаривают. Они ведь не в театре этому научились. А можно ли представить спектакль про современную армию без этой лексики? В Ватикане тоже были подобные эпидемии глупости, когда папы приказывали отбивать мраморным статуям гениталии, потому что кто-то решил, что вид этих статуй возбуждает низкие чувства у зрителей. Может быть, у кого-то и возбуждает, но почему нужно ориентироваться на публику с самыми грязными, сальными мыслями? Почему не ориентироваться на тех, кто считает это частью естественной красоты?

Я убеждён, что использование нецензурной лексики не связано напрямую со степенью загрязнённости души. Если в это поверить, что нам делать с нашими великими матерщинниками? С Фаиной Георгиевной Раневской, которая была одним из самых порядочных, самых замечательных людей? А с Александром Анатольевичем Ширвиндтом, который без мата не разговаривает, – причём разговаривает так со всеми без исключения?..

Задача искусства – быть на стороне добра

– «Сатирикон» ставит много современных пьес. Как вы выбираете драматургический материал?

– Я читаю сам, слежу за конкурсами драматургии – «Любимовкой», «Евразией», «Ремаркой». Наш завлит Катя Купреева глубоко в современном материале, что-то она мне подсказывает. Моя жена, актриса и педагог Елена Ивановна Бутенко-Райкина, вкусу которой я очень доверяю, тоже много читает, и когда находит что-то интересное, сразу подсовывает мне. Именно она порекомендовала мне пьесу «Все оттенки голубого», вокруг которой было много шума. Понимаю, что сегодня считается большой смелостью ставить этот материал, но я взял её не из-за «голубизны», а потому что это замечательно точная пьеса, христианская с моей точки зрения. Она говорит: к любому человеку надо относиться по-человечески. Это сложная задача для нас нынешних: относиться по-человечески к любому человеку.

Об этом же говорит и наша любимая классическая литература. Достоевский вызывает у нас сочувствие к князю Мышкину, эпилептику и юродивому. В другом романе мы и вовсе сопереживаем внутренней борьбе убийцы, который топором зарубил старуху-процентщицу и её беременную сестру – отнял три жизни. Всё великое искусство говорит, что любой человек достоин сочувствия и понимания, каким бы «другим» он ни был по отношению к общей одинаковости.

Человек, каждый человек – это самая высокая ценность. Вот о чём нужно думать сегодня искусству и театру в частности. В эту тему нужно «биться» каждому современному спектаклю. Это и есть задача искусства – как можно выше, как можно серьёзнее и убедительнее поднимать ценность Человека. Это, мне кажется, должно стать нашей национальной идеей, что человек, его свобода, его личность – самая высокая ценность.

– Почему общество до сих пор не приняло эту ценность, если гуманистическое искусство говорит о ценности Человека век за веком?

– К сожалению, мы, возможно, никогда к этому не придём. Так устроено человечество. Умных, анализирующих, самостоятельно мыслящих и приходящих к пониманию безусловной ценности Человека – всегда меньшинство. Есть другая крайность – циничные, лицемерные негодяи, очень целеустремлённые, тоже умные, но бессовестные, готовые сделать других людей средством для достижения своих целей. И есть большая масса людей, которая не привыкла думать, анализировать. Это очень внушаемые, ведомые люди. И их образ мысли зависит от того, кто является лидером общественного мнения. Если духовные, здравомыслящие, – то и большинство становится лучше. Если циничные, лицемерные люди, – то и большинство позволяет себе проявлять свои худшие качества. Борьба за человечность происходит постоянно в каждом человеке. И задача искусства – никогда в этой борьбе не отступать, быть на стороне добра, благородства, гуманности.

Собственный путь

– В критике человеческой природы вы идёте вслед за своим отцом…

– У меня всё же свой путь. Мой отец создал жанр «Аркадий Райкин» – сатирик, гениальный артист (я жалел, что он обкрадывал себя как артиста, не играя драматические роли), личность со сверхъестественным обаянием.

Он сатирически осмыслял то, что происходит в стране, но к нему очень хорошо относились многие представители власти. К нему хорошо относился Брежнев, потому что они были фронтовыми друзьями (папа несколько раз бывал на фронте на Малой земле – он участвовал во фронтовых бригадах, постоянно лез на передовую, у него несколько боевых орденов). До этого большой любитель театра Сталин тоже отца отмечал.

В семейном архиве даже есть лёгкая переписка между папой и Сталиным. Между фронтами папа на короткое время приехал в Москву, выпустил спектакль и решил пригласить Сталина. До этого папа выступал у него на дне рождения, поскольку был лауреатом всесоюзного конкурса артистов эстрады. И вот папа подошёл к Спасской башне Кремля и отдал часовому конверт с запиской «Дорогой Иосиф Виссарионович, мы выпустили новый спектакль и были бы счастливы, если бы Вы его посетили. Мне кажется, мы бы могли Вас порадовать». Это был наивный ход, но через два часа в гостиничный номер папы постучали четыре офицера и попросили его предъявить документы. Представляете состояние папы? Ему вручили конверт с сургучными печатями и штампом «совершенно секретно». В конверте лежала та самая записка. На ней синим карандашом было написано «Спасибо за приглашение, к сожалению, прийти не смогу, очень занят. Иосиф Сталин». В этот день СССР сдал ещё два города…

Папу власть избрала крышечкой на чайнике, через которую пар выходит. Пар нужно было выпускать иногда, чтобы чайничек не взорвался. Папа заслужил это качеством работы. Надо сказать, он никогда не был диссидентом. Он был абсолютно советским человеком. Он знал больше, чем большинство советских людей, но всё-таки не знал многого, что потом узнали мы все. В прошлом и я абсолютно советский человек, я был закручен на все советские гайки, и все метаморфозы произошли со мной уже позднее. Я иду своим путём, осознанно занимаюсь не сатирой, а драматическим театром, но и сейчас постоянно спрашиваю себя, как бы папа отнёсся к тому или иному происходящему в нашем театре. И я уверен, зная его вкусы и пристрастия, что он бы порадовался, глядя на нас теперешних.

До Ижевска «Сатирикон» добрался благодаря федеральной программе «Большие гастроли».

06.03.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта