Статьи

Судьба оружейника

Фильм «Калашников» точно передаёт дух 1940-х и рассказывает, насколько сложным был путь конструктора к своему главному изобретению

15 февраля в Ижевске состоялся первый зрительский показ на большом экране фильма «Калашников» (+12) – биографической ленты о создателе легендарного АК-47. В широкий прокат в России фильм выходит 20 февраля, в перспективе – путь к зрителям в разных странах мира.

Местом мировой премьеры «Калашникова» Ижевск стал не случайно: это решение режиссёр Константин Буслов и сценарист Сергей Бодров приняли осенью 2019 года, побывав в столице Удмуртии на Дне оружейника и убедившись, что именно здесь для людей Калашников – и легенда, и живой человек, с которым связано много личных воспоминаний.

На премьеру собрались мастера-оружейники завода «Ижмаш» и других производств, связанных с российским вооружением. Фильм они смотрели внимательно, опасаясь любой фальши. Вердикт вынес знаменитый конструктор стрелкового оружия Иван Егорович Дерюшев, работавший с Калашниковым бок о бок с 1955 года до его последних дней:

– Конечно, в этом фильме есть придуманные подробности, но он честен в главном: он правдиво рассказывает о создании автомата АК-47 и о рождении настоящего конструктора из изобретателя-самоучки.

А вот широкая аудитория небольших несоответствий исторической правде, скорее всего, даже не заметит: сценарий Сергея Бодрова крепко сшит, в фильме удивительно достоверно воссоздан предметный мир 1940-х, а молодой, стремительно набирающий популярность Юрий Борисов благодаря мастерству актёрского перевоплощения добился почти полного портретного сходства с 30-летним Калашниковым: та же мимика, та же обезоруживающая улыбка алтайского парня, тот же вдумчивый взгляд светлых глаз. Оказалось, Борисов успел увидеть Калашникова своими глазами: у актёра в Ижевске живут родственники, и, приезжая к ним, он не раз наблюдал за великим оружейником на публичных мероприятиях, где тот начал появляться в последние годы жизни.

Судьба оружейника
Елена Калашникова

Первоосновой для сценария стала книга «Калашников: траектория судьбы», написанная Михаилом Тимофеевичем Калашниковым в соавторстве с дочерью Еленой, другие книги конструктора и ряд документальных фильмов, снятых Межрегиональным общественным фондом имени М.Т. Калашникова, который возглавляет Елена Михайловна Калашникова. Она стала самым внимательным зрителем первого фильма-байопика её отца:

– Нужно помнить, что «Калашников» – не документальный фильм, а художественный. От него нельзя ждать полного соответствия реальности, в нём есть художественный вымысел, но я рада уже тому, что в отечественном кинематографе поднята тема создания стрелкового оружия и на первый план выведена личность изобретателя-конструктора. Кажется, это первый фильм о такой фигуре со времени выхода на экраны биографической ленты «Королёв» в 2007 году.

Удалось ли создателям фильма передать масштаб личности Калашникова?

– Для непосвящённого человека, который не был знаком с Калашниковым и не изучал подробности его биографии (а таких людей, конечно же, большинство), здесь достаточно материала, который раскрывал бы его характер.

Актёр Юрий Борисов передал азарт и настойчивость Михаила Тимофеевича – целеустремлённого, охваченного своим творчеством. Семья для таких людей, пылающих страстью созидания, не может быть на первом плане, тут фильм честен. Если изобретатель будет возвращаться с работы в шесть вечера, чтобы погулять с ребёнком в парке, посмотреть с женой телевизор, он не выполнит своё главное предназначение. Такой человек по месяцу пропадает на испытаниях, и, возвращаясь, по-прежнему остаётся погружённым в раздумья о том, как усовершенствовать своё изобретение. Он не моет посуду, не забирает ребёнка из детского сада, не ходит на родительские собрания в школе, – но надо понимать, ради чего он отказывается от обычной «бытовой» жизни. Этот пример самоотверженного служения своему делу, готовности всего себя до конца отдать достижению поставленной цели для нас, детей, был лучшим педагогическим приёмом.

Михаил Тимофеевич Калашников жил работой. У него не было времени на игры и досуг с детьми. У него не было отпусков, он не ездил в санатории и дома отдыха. Он абсолютно не умел отдыхать. Его удовольствие было в его деле. Он заканчивал одну работу и уже обдумывал следующую. Не останавливался ни на минуту.

Возможно, для некоторых зрителей фильм сделает открытие, что до разработки АК-47 Калашников создавал другие образцы оружия – пистолет-пулемёт, ручной пулемёт, карабин. И здесь совершенно правдиво показано, что конструктором оружия он стал после ранения на фронте, и что его путь конструктора был сложным до отчаяния – первые его разработки не принимали на вооружение одну за другой, и всё же у него не опустились руки, и он продолжал работу. В фильме немного упрощённо, но всё же очень честно показана его эволюция как конструктора-оружейника.

Это действительно был творческий вызов для создателей фильма: захватывающе и динамично рассказать о том, как молодой изобретатель-самоучка день за днём сидит над чертежами.

– Конечно, это сложная задача: снять живо и увлекательно историю технического изобретения и работы конструктора, дать объёмное представление о том, как стрелковое оружие создаётся и проходит испытания, и при этом не перегрузить фильм техническими деталями.

Всё, что знаю сама, я постаралась передать Сергею Бодрову и Константину Буслову. Прошлой зимой мы с ними ездили на настоящий испытательный Щуровский полигон в Коломне, где в 1940-х все конструкторы стрелкового оружия проводили испытания своих образцов, и где Михаил Тимофеевич действительно жил с женой и детьми. Сейчас там стоит воинская часть, сохранился трёхэтажный штаб, где было конструкторское бюро, – в нём работал Михаил Тимофеевич. Бюро уже давно нет, на этом месте сегодня актовый зал, но всё же, зайдя в это здание, увидев старый коридор, перила тех лет, можно представить атмосферу 1940-х. Я сама туда приезжаю и чувствую дыхание того времени, мне казалось важным, чтобы оно появилось и в фильме.

А хотя бы одна подлинная вещь, принадлежавшая когда-то Калашникову, на экране появилась?

– Личных вещей Калашникова в фильме нет. Михаил Тимофеевич не хранил старые вещи – ему это казалось бессмысленным. Он нередко разводил на даче огонь и сжигал старые вещи, чтобы не захламлять настоящую жизнь. Но бытовая среда 40-х в фильме воссоздана очень хорошо, нужно отдать должное художникам, работавшим на картине.

Фильм завершается событиями 1949 года, когда АК-47 принимается на вооружение Советской армией, а Калашников получает Сталинскую премию. В последнем кадре на руках Калашникова – маленькая девочка, дочь. Это ведь вы?

– Да. Но вот что я скажу: в семье знали, что он лауреат Сталинской премии, а за что он её получил – не знали. И никто не знал. Хотя о чём-то можно было догадываться. В 1949 году журнал «Советский воин» поместил на обложку его портретное фото с подписью «Лауреат Сталинской премии I степени старший сержант М.Т. Калашников». Читатели должны были задуматься: за что же старший сержант получил такую значимую награду?

Дома отец никогда не говорил о своей работе: деятельность конструкторского бюро была засекречена, Михаил Тимофеевич и его коллеги ни словом не упоминали, что именно они создают. Когда он уезжал на полигон на испытания оружия, для нас это было просто «в командировку». Мы ждали его возвращения, потому что иногда он возвращался через Москву и тогда привозил нам в подарок игрушки.

Как вы считаете, этот фильм появился своевременно?

– Сначала мне казалось, что его снимают слишком рано после ухода Михаила Тимофеевича, что правильно было бы выпустить биографический фильм лет через десять. Но сейчас я вижу, насколько он вовремя появился. В прошлом году в рамках празднования 100-летия со дня рождения Михаила Тимофеевича Калашникова в стране появилось несколько памятников, были интересные выставки, проекты. Целый год к его личности было приковано повышенное внимание, говорили не только о разработанном им оружии, но и о нём самом, и фильм стал логическим завершением этого чествования великого конструктора.

Судьба оружейника
Константин Буслов

Киноленту «Калашников» в Ижевске представил режиссёр Константин Буслов. Он рассказал, что от начала разработки идеи до выхода фильма на экран прошло более трёх лет. По его словам, самым важным в этой работе для него было рассказать историю молодого парня, который воевал на фронте и мечтал создать оружие, которое защищало бы его сослуживцев и его родную страну. «Я снимал кино про его поиски, его сомнения, его любовь», – сказал режиссёр.

У фильма может сложиться интересная прокатная судьба. В эти дни проходит Берлинский кинорынок, и «Калашников» там представлен. Скорее всего, он будет продан в Германию, Францию, Польшу, Корею, Японию. Буслов настроен оптимистично: «Уже есть достаточно много предложений о прокате фильма за рубежом. И могу отметить, что российское кино вообще сейчас получает немало предложений выхода на международный рынок».

В числе первых зрителей фильма был Глава Удмуртии Александр Бречалов. Он высоко оценил биографическую ленту о Калашникове и рекомендовал всем жителям Удмуртии посмотреть фильм на большом экране:

– В прошлом году мы отметили столетие со дня рождения великого конструктора Михаила Тимофеевича Калашникова. Перед создателями фильма «Калашников» стояла огромная ответственная задача – нужно было не просто снять фильм, а передать настроение целой эпохи. Сергей Бодров и Константин Буслов вместе с командой справились на отлично! Потрясающий фильм, великолепная история. Не пропустите премьеру.

20.02.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта