Город, Интервью

«В Ижевске наиболее активна молодёжь»

Политологи – это люди, которые не только занимаются организацией предвыборных кампаний и созданием текстов для публичных политиков, это ещё и исследователи. О политологических исследованиях, участии в них студентов, региональных экспедициях, локальном активизме в Ижевске и о том, зачем идти учиться на политолога, мы поговорили с Анной Сорокиной – заместителем директора Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ.

Анна, вы – заместитель директора Института прикладных политических исследований Высшей школы экономики. Не могли бы вы рассказать немного о самом институте и исследованиях, которыми вы занимаетесь?

– Институт возник на базе лаборатории, которая появилась в 2008 году. Изначально лаборатория объединяла несколько инициативных студентов, которым было интересно заниматься своими собственными прикладными исследованиями. Тогда мы объединились, позвали в наш коллектив нескольких преподавателей и создали первую лабораторию. Наши первые исследования были достаточно «экстремальными». Мы исследовали те целевые аудитории, которые обычно социологи не изучают: детей улиц, бездомных, заключённых, нелегальных мигрантов и так далее.

Вторым большим направлением в рамках исследований стало исследование молодёжи. И сейчас мы можем сказать, что специализируемся в основном на изучении поколения, которые все называют «поколением Путина», вся политическая социализация которого прошла в период его президентства. Нам очень интересно посмотреть, как это поколение воспринимает будущее страны, политику и себя в России. Мы ездим из региона в регион, проводим исследования с молодёжью от Калининграда до Владивостока.

Именно об этом следующий вопрос. Насколько нам известно, за 2019 год ИППИ провёл экспедиции в Магадан, Удмуртию, Бурятию, Калининград, Севастополь и Якутию. Расскажите, чем исследователи и студенты занимаются в подобных экспедициях?

– Программа экспедиций – это очень интересный проект, который возник в Высшей школе экономики. Обычно собирается группа студентов из 10-15 человек под руководством преподавателя, которая едет в регион и проводит там прикладное исследование. Основная идея заключается в том, что нельзя понять страну, если ты изучаешь её по учебникам, поэтому мы назвали проект «Открываем Россию заново».

В рамках экспедиций студенты тренируют те навыки, которые им будут необходимы в профессии: как найти и систематизировать информацию, договориться и взять интервью, как провести фокус-группу, как презентовать и «продать» результат своего исследования и так далее.

У нас был очень интересный опыт в Бурятии, когда мы провели исследование, посвящённое молодёжи, и сразу же представили результаты в правительстве республики. То есть это проект, который полезен не только для студентов, но и для руководителей регионов, так как мы сразу озвучиваем полученные нами результаты и даём рекомендации. Плюс чем интересно исследование, которое проводят сами студенты – им проще вступить в диалог со своими сверстниками, поэтому мы получаем очень интересный и насыщенный результат. Старшие коллеги не всегда могут так разговорить собеседника и раскрыть проблемную тему, которая беспокоит молодёжь.

Могли бы вы подробнее рассказать про вашу экспедицию в Удмуртию и про исследование в Ижевске?

– В Удмуртии, а конкретно в Ижевске, мы исследовали практики участия и локальный активизм – как молодёжь включена в местную повестку: благоустройство территорий и социальную деятельность. Мы собирали фокус-группы из обычных жителей города и пришли к выводу, что даже если человек не задействован в локальном активизме, то он о нём слышал в силу того, что очень развиты неформальные связи.

Все локальные активности Ижевска реализуются в основном молодыми людьми до 35 лет. Старшее поколение тоже задействовано – они всё изначально затевали. Но по большей части – молодёжь. Есть такая вещь как соучаствующее проектирование. Ижевск – это пример того, как в России застройщик и городские активисты смогли совместными усилиями трансформировать городское пространство.

Поговорим немного о вашей команде. Какую часть из всей исследовательской команды ИППИ составляют студенты, и как они туда попадают?

– У нас очень молодая команда, у старших коллег средний возраст около 30 лет, и, конечно, у нас много студентов. Если в институте в целом 70-80 человек, то 40 человек – это постоянные стажёры, которые с нами отработали уже не один проект. Плюс у Института ежегодно около 10-20 проектов на «Ярмарке проектов»*, благодаря которым с нами сотрудничают минимум 500 студентов «Вышки» ежегодно.

А какой непосредственный алгоритм попадания в команду исследователей института?

– Сначала они приходят на «Ярмарку проектов». Мы смотрим, понравятся ли они нам, а мы – им. Затем те, с кем у нас произошла, так сказать, взаимная любовь, становятся уже оплачиваемыми стажёрами, а после получения диплома они могут работать или аналитиками, или экспертами, или научными сотрудниками института. То есть это такая политика взращивания кадров.

Насколько я понимаю, большинство студентов, участвующих в исследованиях ИППИ, это студенты образовательной программы «Политология». Как бы вы охарактеризовали студентов-политологов «Вышки»?

– Если посмотреть на основной состав сотрудников, особенно старшего поколения, здесь очень много выпускников «Политологии», а вот в наших прикладных проектах участвуют междисциплинарные команды, потому что только когда у вас междисциплинарная команда, можно изучить что-то качественно. Когда мы выезжаем в регион, у нас есть и дизайнеры, и студенты-социологи, и студенты ГМУ, и студенты культурологи.

В современном мире необходимо уметь взаимодействовать с разными людьми, представителями разных профессий, понимать разные подходы. И очень здорово, что в «Вышке», когда ты учишься на политолога, на втором курсе ты можешь выбрать смежную специальность благодаря майнорам*. Таким образом, помимо политологии, можно специализироваться на культурологии или экономике.

Анна, так как вы много работаете со студентами-политологами, и сами являетесь выпускницей «Политологии» «Вышки», не могли бы вы немного рассказать о том, кто такие политологи?

– Во время обучения по этой программе политологам предстоит очень много читать, очень много писать и очень много анализировать. Поэтому я бы назвала политолога человеком, у которого нет невозможных задач. Политолог может в максимально короткий срок мобилизовать все навыки, собраться и проанализировать большой объём информации на специфическую тему, с которой он раньше не сталкивался, чтобы подготовить аналитическую записку или обзор. То есть это хороший аналитик, который затем будет востребован как в бизнесе, так и в консалтинге, и в органах власти.

Плюс ко всему, политолог имеет не только письменные навыки. Это человек, которому в будущем предстоит много общаться. Один из наиболее востребованных навыков современных профессий это эмоциональный интеллект, когда человек способен понимать своего собеседника, реагировать на него, и это тот навык, которым политолог безусловно обладает.

Кому бы вы порекомендовали идти учиться на образовательную программу «Политология» в «Вышку»?

– Я бы порекомендовала пойти на «Политологию» тем людям, которые ещё не до конца понимают, кем они «хотят стать, когда вырастут». Потому что «Политология» даёт то самое качественное базовое гуманитарное образование, на которое в дальнейшем очень хорошо накладываются другие магистерские программы. Если тебе нравятся математические и гуманитарные дисциплины, но ты не до конца понимаешь, кем хочешь стать, то в данном случае программа «Политология» помогает созреть, что поможет в будущем определиться с дальнейшей специализацией.

*Ярмарка проектов – проектная деятельность, ориентированная на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач, которые могут носить как академический, так и прикладной характер. В проекте могут участвовать студенты разных курсов и разных образовательных программ в зависимости от требований к участникам проекта. Включена в образовательные стандарты НИУ ВШЭ для всех бакалавров (справочник НИУ ВШЭ).

* Майнор (дополнительный профиль) – это учебный цикл в рамках образовательных программ бакалавриата НИУ ВШЭ, представляющий дополнительную образовательную траекторию для обучающихся сверх подготовки по основному образовательному направлению. Каждый студент обязан выбрать для изучения один майнор. Изучается майнор на втором и третьем курсе бакалавриата (справочник НИУ ВШЭ).

18.02.2020

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта