Статьи

Вдохновение «Удмуртского льда»

В прозрачных скульптурах материализовались удмуртские боги и герои

На площади вокруг монумента «Навеки с Россией» в Ижевске открылась галерея ледовых скульптур под открытым небом. Прозрачные резные скульптуры стали результатом Третьего международного фестиваля «Удмуртский лёд». В этом году фестиваль был посвящён приближающемуся столетию удмуртской государственности: тема художественного переосмысления образа Удмуртии стала центральной для скульпторов.

Фестиваль, прошедший при поддержке Правительства Удмуртской Республики, получился впечатляющим. «7 дней вдохновения и творчества, 29 художников со всей России и даже гости из Казахстана, около 300 кубометров льда и как итог – 15 ледяных скульптур. Вот такой он, Третий фестиваль ледовой скульптуры «Удмуртский лёд». В этом году мероприятие приурочено к 100-летию государственности республики. Художники посвятили свои работы природе Удмуртии, историческим фактам, легендам, сказкам и мифам удмуртского народа, а также великим землякам. Если зима позволит, парк ледяных скульптур простоит ещё долго», – эмоционально представил фестиваль жителям и гостям Удмуртии Председатель  Правительства республики Ярослав Семёнов.

Удмуртия проявляется

Художники подошли к теме фестиваля творчески. Они представили юбилей Удмуртии как серию образов, которые помогают понять её дух.

Самой неожиданной и концептуальной из полутора десятков скульптур оказалась работа мастеров Юрия Мистрюкова (г. Рязань) и Кирилла Баталова (г. Невьянск) «Проявление». На первый взгляд скульптура кажется нагромождением огромных ледяных пластин, многометровым прозрачным кристаллом, который топорщится углами и гранями. Но стоит взглянуть на ледовую композицию с определённого ракурса, как явственно проявляется женский профиль. Да и сами ледяные пластины оказываются не абстрактной формы, а точно повторяют силуэт карты Удмуртии. Таким образом художники «зашифровали» в карте территории её «лицо».

Ещё один женский образ выражает характер и лицо Удмуртии в работе Николая Гетьмана (г. Лосино-Петровский) и Юрия Заикина (Невьянск). Мать с ребёнком на руках, вокруг которой взлетают прекрасные птицы, символизирует рождение современной Удмуртии, вечное обновление этой земли и её красоту. «Образ матери – один из центральных для удмуртской культуры, он связан с темой любви и продолжения рода, поэтому мы, желая Удмуртии постоянного обновления, использовали эту символику», – говорят художники.

Вумурт, Вукузё, Инмар

Ледовые скульпторы Сергей Назаров и Сергей Арманшин (Ижевск) связали в своей работе мифологию и историю города. Их многофигурная композиция называется «Вукузё Ижевского пруда»: водяной из удмуртских мифов (на его руках – перепонки, в развевающейся бороде – нити водорослей с резными листочками) стоит в окружении исторических и фольклорных символов Ижевска: крокодила, с которым связан ряд городских легенд, двуглавого имперского орла, сброшенного большевиками с башни главного корпуса оружейного завода в пруд, и самой заводской башни. Завод-дворец в скульптуре Назарова и Арманшина возвышается на ледовой стеле, в глубине которой будто плавают рыбы – из их ртов в глубине льда поднимаются пузырьки кислорода. Секрет этого художественного эффекта прост: с обратной стороны стеллы скульпторы выбили силуэты рыб, а затем затёрли пустоты снегом.

Ещё один мифологический дух воды стал персонажем скульптуры Юрия Конюхова (с. Алнаши) и Виктора Яковлева (с. Малая Пурга) – на этот раз не «рядовой» водяной-вукузё, а верховный бог всех рек и родников Вумурт. Босой, бородатый-волосатый бог плывёт в компании огромной щуки (эта рыба – традиционный спутник, а иногда и воплощение Вумурта) среди колышащихся донных растений, крохотные рыбки вьются вокруг них. Эстетика работы отсылает к графике Менсадыка Гарипова – художника, разработавшего образы удмуртских мифологических персонажей, уже ставших каноническими.

Филигранная проработка фактур на этих скульптурах заслуживает отдельного упоминания. Стамесками, горелкой, обычной тёркой художники добились поразительных эффектов: огромная щука посверкивает чешуйчатой кожей, крокодил – узорчатой шкурой, водоросли – тончайшими прожилками, бороды Вукузё и Вумурта – вьющимися прядями.

Очередного Вумурта представили Рустам Исмагилов (г. Пермь) и Владислав Глушенко (г. Кунгур). Их бог воды стоит на носу гигантской острозубой щуки с пилой в руке – это не только бог воды, но и резчик льда. Художники посвятили свою скульптуру

всем художникам, работающим со льдом: «Резчик льда — профессия, которая в какой-то момент ушла в прошлое, но возродилась благодаря активному строительству ледовых городков. В нашей композиции резчик льда — это ещё и творец, созидатель. Он не боится водяного, который уважает смельчаков и помогает им. Он смело и решительно работает со льдом – этим холодным, но благодарным материалом».

Художники-творцы

К наследию Менсадыка Гарипова обратились и ледовые мастера Лев Брюханов (с. Богородское) и Мария Соловатова (г. Ижевск). Скульптура «Менсадык» стала своеобразным памятником знаменитому иллюстратору, объёмным воплощением одной из его графических работ. Художники воплотили во льде работу «Мироздание» из серии Гарипова «Удмуртские легенды и предания». В ней отражена удмуртская космогония (представление об устройстве мироздания): в бескрайнем подземном море плывёт гигантская рыба, на её спине стоит круторогий бык, на его рогах покоится земля). Соловатова и Брюханов дополнили сюжет: в знакомую с детства картину они вписали человека: он сидит на спине быка и держит звезду.

Фестиваль позволяет увидеть, как один и тот же сюжет воплощают разные художники. Николай Вылка (г. Нарьян-Мар) и Сергей Митрофанов (с. Италмас, Удмуртия) создали скульптуру «Легенда Удмуртии» на тот же космогонический сюжет. У их огромной рыбы  из головы растёт длинный гранёный рог, она не плывёт в мировом океане тихо и спокойно, как рыба Гарипова, Брюханова и Соловатовой, а играет всем телом, бьёт хвостом, растопыривает резные плавники. Из-за пластического решения этой рыбы вся скульптура кажется закрученной, находящейся в постоянном движении. Человек в этой скульптуре тоже есть – маленькая женская фигурка в айшоне, стоящая на земле, покоящейся на рогах быка, стоящего на спине чудо-рыбы. Над женщиной сияет лучами-сполохами солнечный диск.

Если Менсадык Гарипов создал графическое выражение удмуртской мифологии в ХХ веке, то Сергей Орлов создаёт новую мифологию территории уже много лет и прямо сейчас. Его этнофутуристическим персонажам посвящена работа «Фантастический зверь» ижевских мастеров Татьяны Зыковой и Александра Плеханова. Образ фантастического зверя собирательный, философский. Это представление Орлова об идеальной взаимосвязи человека и природы, когда люди, птицы, звери и растения общаются «на равных» (такое взаимодействие с природой вообще характерно для удмуртов). Поэтому в пластическом решении фантастического существа с человеческими глазами есть и птичьи элементы, и звериные. Ледовые скульпторы добавляют: «Эта работа – наше пожелание горожанам быть добрее, мягче, терпимее».

На небе и на земле

Удмуртская мифология нашла отражение и в работе «Купание розового коня» Ивана и Елены Смирновых (г. Пермь) – она изображает верховное божество удмуртской мифологии Инмара на облаках. Инмар черпает воду золотым ковшом и поливает облака, чтобы они не высохли от солнечных лучей.

А вот у Марата Гамбрахманова (Казахстан) и Валерия Баталова (г. Невьянск) Инмар не антропоморфен – это не человек, а воплощённая во льде стихия, застывшие изысканным узором клубы ветра.

Всем предкам удмуртов, уграм, посвящена работа Айрата Маглеева: его персонажи – люди-глыбы, люди-великаны, незыблемые и могучие. Сидящий над их монолитными фигурами сокол зорко видит, как и сегодня на удмуртской земле продолжается их род.

Кирилл Баир (г. Королёв) и Алексей Вербицкий (г. Магадан) создали скульптуру «Игра с огнём». Их работа особенно понравится участникам ижевского байк-клуба: над волнами несётся ледяной кентавр-мотоциклист – получеловек-полумашина. Так скульпторы выразили уважение Удмуртии как родине советских мотоциклов ИЖ.

Музыкальному наследию Удмуртии посвящена работа Александра Михайлова (г. Сургут) и Александра Савинова (г. Екатеринбург) «Утихающая музыка». Дирижёр (этот образ отсылает к Чайковскому) взмахивает палочкой, и звуки музыки долетают до самой луны – рога месяца покрываются нотными знаками.

P.S. Из-за причуд погоды ледовые скульптуры меняют облик. От тепла резные элементы немного оплывают, от ветра с пруда сглаживаются острые грани. Снежные наносы добавляют скульптурам новые объёмы. И всё же они остаются прекрасными – как и вдохновившая их Удмуртия.

07.02.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта