Статьи

Время конституционных перемен

Что означают инициативы Президента России?

В послании Президента страны Федеральному Собранию предложения по изменению Конституции стали самым важным и обсуждаемым предметом наряду с социальными инициативами.

Изменение Конституции – ожидаемое событие

Своё видение конституционных инициатив Президента представил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Андрей Исаев на региональной парламентской неделе в Удмуртии.

– Сегодня звучат самые разные оценки. Представители радикальной оппозиции используют даже такие слова как конституционный переворот, концентрация власти, сверхпрезидентская республика, – отметил Андрей Константинович, – но если внимательно читать эти поправки, то все эти разговоры не имеют под собой никакой почвы. Изменение Конституции России было вполне ожидаемым событием. Дискуссии об этом ведутся в стране уже не первый год. По этому поводу высказывались и председатель Конституционного Суда, и председатель Государственной Думы, и большое число экспертов. Они говорили о том, что Конституция была принята в 1993 году в особой ситуации противостояния президента и парламента, когда в Москве фактически вспыхнула небольшая гражданская война. Сейчас реалии нашей жизни иные. И они могут быть зафиксированы в Основном Законе. Да и сама Конституция предусматривает возможность внесения в неё изменений. Это прописано в её девятой главе. Кроме того, 90 процентов из того, что предложил Президент, на сегодняшний день и так зафиксировано в российском законодательстве, либо является сложившейся практикой.

Андрей Исаев привёл в пример Государственный Совет Российской Федерации, положения о котором предлагается включить в Конституцию. Однако этот институт существует уже не один десяток лет и занимается ровно тем, что написано в поправках Президента.

Госсовет РФ разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и социально-экономического развития страны, координирует деятельность различных  ветвей власти. Причём, свыше 90 процентов членов Государственного Совета – это выборные люди.

Андрей Исаев отметил, что Государственный Совет не становится органом государственной власти, так как не принимает нормативных актов, обязательных для исполнения гражданами. А именно это является отличительным признаком органа власти. Внесение в Конституцию положений о Государственном Совете лишь закрепляет статус и положение этого института.

Поправки, предложенные Президентом, не касаются основных глав Конституции РФ – первой, второй и девятой, в которые вносить изменения может только специально созванное Конституционное Совещание. В остальные главы изменения может вносить, по определённой процедуре, Федеральное Собрание. Для этого было бы достаточно одобрения их двумя третями депутатов Госдумы, тремя четвертями членов Совета Федерации и двумя третями депутатов представительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Президент, однако, предложил провести всенародное голосование, после которого эти изменения вступят в силу. Сегодня предстоит принять соответствующие нормативно-правовые акты, внести изменения в федеральное законодательство, для того чтобы определить статус и порядок проведения этого всенародного голосования, до этого не предусмотренного законами России. Работа в этом направлении начата.

Конституционный процесс стартовал

В целом поправки к Конституции, предложенные в Послании Президента, предполагают усиление требований к государственным чиновникам, включая Президента страны, повышают роль Федерального Собрания в формировании правительства и высших органов судебной власти и роль глав регионов в выработке федеральных решений.

Если говорить в целом, то речь идёт скорее не о концентрации власти в руках Президента, а о её перераспределении, в том числе в пользу законодательной власти.

Кроме этого, в Конституцию вносится норма о том, что минимальный размер оплаты труда в стране не должен быть меньше прожиточного минимума, что не позволит изменить уже имеющееся в российском законодательстве положение об этом федеральным законом. Для этого потребуется менять статью Конституции, а это уже другая процедура.

Особое место в поправках Президента занимают положения о приоритете Конституции страны в российском правовом пространстве. То есть международные акты должны действовать только в той части, в которой не противоречат Конституции. Примечательно и то, что Президент предложил, что на посту главы государства человек, занимающий его, может находиться не более двух сроков. Поправки уже поступили в Государственную Думу и приняты в первом чтении единогласно.

06.02.2020

Автор материала:

Игорь Егоров

Игорь Егоров


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта