Статьи

Свободное искусство осаждённого города

Выставка графики из блокадного Ленинграда открылась в Ижевске

27 января – день полного освобождения Ленинграда от блокады. В этот день в Республиканском музее изобразительных искусств открылась выставка графики из музейных фондов «900 дней», посвящённая искусству осаждённого города.

На стенах выставочного зала – почти тотальный монохром: литографии, ксилографии, чёрно-белые рисунки. Лаконичная, суровая графика художников-ленинградцев кажется лучшей формой для передачи состояния блокады: всё многоцветное, полнокровное, сочное, требующее густых пастозных мазков или прихотливой игры золотого света и бархатной тени в те 872 дня осталось где-то далеко, в самом Ленинграде жизнь отсекла всё лишнее, сохранив минимализм формы и сдержанный тон. Штрих чёрной туши на белом листе бумаги сам по себе – образ блокадных дней. Приходится вспоминать и о том, что выбор техники зависел не только от художественного чутья, но и от условий блокадной жизни: масляные краски, акварели и пастель в осаждённый город просто не попадали. Чёрный уголь зачастую был не только эстетически верным, но и единственно доступным художественным материалом. И всё же они продолжали работать.

Один из ведущих графиков Академии художеств Павел Шиллинговский с 1941 года создавал цикл ксилографий «Осаждённый город». Не закончил – умер от голода. Был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.

Художнице Анне Остроумовой-Лебедевой в годы блокады было уже за 70. Выборгскую сторону, где она жила, постоянно бомбили. Она закрывалась в ванной и продолжала заниматься графикой.

Константин Рудаков в годы блокады работал над театральными декорациями, создал цикл портретов бойцов противовоздушной обороны, при этом продолжал заниматься делом своей жизни – книжной иллюстрацией. За это время создал цикл иллюстраций к роману «Анна Каренина». Автопортрет в дни блокады написал чудом добытой акварелью. Из тёмного фона проступает осунувшееся лицо, круги под глазами, и всё же читается вызов в чуть выпяченной губе, приподнятой брови и пристальном тёмном взгляде «врёшь – не возьмёшь».

На литографиях Ивана Астапова – искалеченная красота прекрасного города. Величественные дворцы, лёгкие мосты и арки – и груды каменных обломков, припорошенные снегом руины, пустые проспекты города, который был полон жизни. Здесь же его работа «За водой» из серии «Блокада», в советские годы получившая широчайшую известность, поскольку была включена в школьные учебники.

Связь сквозь время

Выставкой «900 дней» начался цикл мероприятий празднования 75-летия Победы, в который войдут выставки, мастер-классы, лекции, встречи, акции, флэшмобы. Марафон праздничных событий продлится до 8 декабря, до Дня Героев России. «Весь этот год будет пропитан нашим восторгом по поводу того подвига, который совершили наши воины и труженики тыла, и благодарностью им за нашу сегодняшнюю мирную жизнь», – прокомментировала насыщенность республиканской культурной афиши заместитель председателя Правительства УР Анастасия Муталенко, открывшая выставку. Для неё графическая коллекция УРМИИ стала поводом вспомнить о силе духа жителей блокадного Ленинграда:

– Я помню рассказ священника, к которому на исповедь пришла хрупкая пожилая женщина. Перед причастием он спросил её, держит ли она пост, на что она ответила: «Я пережила блокаду Ленинграда и больше никогда не буду недоедать». Священник увидел в ней такую внутреннюю силу, что благословил её больше никогда не поститься.

Нам сегодня, вкусно позавтракавшим, по погоде одетым, живущим в тёплых квартирах, сложно представить, что пережили люди в блокадном Ленинграде. Что это значило, получить в сутки четвертушку смешанного с опилками и отрубями серого хлеба, страдать от голода и холода, слышать звуки бомбёжки, и всё же не сломаться внутренне, остаться человеком. Приблизиться к пониманию, через что прошли люди нашей страны, нам помогают подобные проекты. Мы видим картины, написанные в дни блокады. Художники отдавали последние силы, чтобы сохранить для всего мира образы скованного войной города и его жителей.

Военная тема для Анастасии Муталенко – глубоко личная. Она рассказала: «Мой дед прошёл войну, четыре раза попадал в плен и четыре раза сбегал. О войне он говорить не любил, о его фронтовой истории я знаю только из уст бабушки, и рада, что она дала мне эту нить, напрямую связывающую меня с историей Победы».

Блокадные 125 граммов

На открытии выставки прошла Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб»: собравшиеся получили по крошечной буханке чёрного хлеба и по листовке, позволяющей понять масштаб трагедии (3 миллиона жителей было в Ленинграде до начала войны, 557 700 человек осталось к концу 1944 года).

Свободное искусство осаждённого города
Фото Сергея Рогозина

Директор молодёжного центра Удмуртской Республики, руководитель акции «Блокадный хлеб» в Удмуртии Максим Файзулин рассказывает:

– На хлебозаводе № 3 для акции бесплатно испекли 300 маленьких буханок по 125 граммов – именно столько составляла дневная норма хлеба на взрослого человека в блокадном Ленинграде. Сначала мы хотели восстановить рецепт блокадного хлеба (только вместо опилок использовать отруби), чтобы современные горожане хотя бы на минуту представили, что должны были есть ленинградцы. Но потом решили, что делать этого не нужно. Тем более что для нас главное – не передать вкус того хлеба, а наглядно представить, как это мало – 125 граммов плотного тяжёлого хлеба. Буханочка в длину – уже и короче женской ладони. И если попытаться представить, что в день взрослому человеку удавалось съесть только этот кусок хлеба (и так день за днём), а нужно было продолжать работать, жить, то человеческий подвиг ленинградцев становится очевидным.

На выставке корпус «серебряных волонтёров» (пожилых людей с активной жизненной позицией) раздавал хлеб всем желающим. Затем «волонтёры Победы» отправятся в школы Ижевска (в лицей № 86 и в гимназию № 83) и проведут там уроки памяти, расскажут детям о ленинградской блокаде. Хлеб в школе не раздают (маленькая партия буханок не проходила необходимую для любого вида школьного питания сертификацию). В лицее № 24 и в школе № 84 пройдёт квест, посвящённый блокаде Ленинграда – учащиеся должны будут принять участие в игре по типу «Зарницы» и в интеллектуальном состязании. Ряд вопросов волонтёры посвятили жителям блокадного Ленинграда, дальнейшая судьба которых оказалась связана с Ижевском (в 1960-х на ижевские заводы прибыло много ленинградских инженеров и других специалистов с семьями).

Живая память

Среди первых зрителей выставки были ветераны, видевшие войну своими глазами. Заслуженный работник культуры Удмуртии, ижевский художник Аркадий Иванович Яковлев в 1943 году ушёл из седьмого класса школы и устроился в госпиталь (впрочем, он тоже располагался в школе, нынешнем лицее № 24) собирать протезы. Он и другие такие же мальчишки формировали протезы для лишившихся рук и ног бойцов, обтягивали протезы кожей. Пошёл работать, потому что дневная норма хлеба для иждивенцев (к ним относились и школьники) была 300 граммов, а работающему человеку независимо от возраста выдавали 600 граммов хлеба. «Отец был на фронте, дома было четверо братьев и сестёр, я был старшим из них, – нужно было помогать им. Хлебную карточку я оставлял им, а сам ел в госпитале – нас подкармливали медсёстры и поварихи за то, что мы им обрезками кожи, остававшимися от обшивки протезов, подшивали туфли и сапоги. Сколько крови, сколько боли, сколько смертей я увидел в те дни… Такой опыт меняет тебя на всю жизнь», – вспоминает он.

А «дитя войны» Мария Ефимовна Кандий, живущая в Ижевске уже 24 года, войну встретила на Украине:

– В 1942 году мы жили в Днепропетровской области. Отец ушёл на фронт, нас у мамы было четверо – братьям было 14 и 16 лет, моей сестре – 9, а мне – 6. Наше село заняли немцы. Из дома нас выгнали, мы жили в погребе. Братья днём скрывались в лесу, в сараях, чтобы немцы не угнали их в Германию на работу. Когда пришла Красная армия, начался бой за село. В нашу хату попал снаряд и разрушил её. Всё кругом полыхало. Мама погибла от осколочного ранения. По удивительному совпадению, в отряде, который освободил село, был наш отец. Ему дали сутки отпуска, чтобы он мог похоронить жену, а затем он вернулся на фронт. Братья ушли с ним, они стали сынами полка, ходили в разведку, участвовали в наступлениях, – в лагере не отсиживались, несмотря на то, что по нынешним меркам были подростками. Нас с сестрой приютили родственники. Отец дошёл до Австрии, вернулся домой в 1946 году. Братья после войны поступили в военное училище и всю жизнь посвятили армейской службе. Для всей нашей семьи День Победы и другие даты, связанные с Отечественной войной, – священные. У меня сейчас десять правнуков, и они знают, как их семья связана с историей Победы. Каждое 9 Мая вы выходим на Парад Победы, проходим с портретами наших воевавших родных в Победном полку, взрослые поднимают в честь праздника «боевые сто грамм».

Свободное искусство осаждённого города
Фото Сергея Рогозина

Встреча с ветеранами, их живые свидетельства о военных годах – такая же важная часть, как и собственно культурные проекты. На выставке «900 дней» их рассказы слушали дети, которые сегодня по фильмам, урокам памяти пытаются составить своё представление о Великой Отечественной войне. Десятилетняя Елизавета Стародубова – одна из тех, кто события военных лет пропустил глубоко через своё сердце. На открытии выставки она исполнила песню военных лет, с благодарностью взяла «блокадную буханку», а затем вместе с мамой внимательно рассмотрела каждую работу экспозиции. Она говорит:

– Нам в школе уже рассказывали о блокаде и показывали фотографии. Смотреть на них было очень тяжело, хотелось заплакать от того, как трудно и больно было людям в то время. Песни о войне и песни военных лет я пою часто – в музыкальной школе, где я учусь, идёт проект, посвящённый Дню Победы. Но пою я по собственному желанию: мне нравится их внутренняя сила и сердечная интонация.

P.S. Выставка продлится до 2 февраля. Все дни её работы будут идти образовательные проекты, лекции и мастер-классы, посвящённые искусству военных лет и адресованные горожанам разных возрастов.

30.01.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта