Статьи

Арт-поколение

В Ижевске продолжается выставка молодёжного современного искусства

На двух этажах галереи в ЖК «Колизей» действует масштабная выставка «100 лет! Молодость Удмуртии», представляющая работы современных художников, за которыми – будущее. Некоторым из них всего 16-17 лет, и в «двадцатых» именно они будут определять интонацию и темы ижевского изобразительного искусства.

Кураторами выставки выступили три признанных ижевских художника. Максим Верёвкин – мастер перформанса, арт-события, а по большому счёту, практикующий образ жизни как творческий процесс, представил сообщество молодых художников, занимающихся в «Арт-резиденции», где он преподаёт не первый год. «Гуру» современного изобразительно искусства Сергей Орлов показал работы своих студентов последних лет. Видео-художник и режиссёр Никита Сморкалов курировал направление видео-арта.

Реально сны

Молодые художники создали серию видео-арта на тему снов, попыток выразить смутно ощущаемое, подсознательное, инстинктивное, выстроить цепочку аллюзий между бытовой реальностью, художественным бэкграундом (увиденными фильмами, картинами) и собственным внутренним миром. Поверхности вертикальных проекционных блоков оказались заполнены идущими одновременно «снами» разных художников. Из мешанины роликов (одни – анимационные, другие – снятые в слоу-мо, третьи – убыстрённые, четвёртые – с выкрученной до максимума ручкой цветокоррекции, отчего мирок чьего-то «сна» становится синим или оранжевым) выстраивается метафора упорядоченного хаоса нашей жизни: достаточно захотеть узнать, что там происходит, как мерцающие видеопроекции становятся внятными сюжетами, в них проявляются характеры и вкусы художников.

Юные художники признаются, что на старте проекта некоторые из них ничего не знали про видео-арт, и необходимость создать собственную работу стала стимулом для интенсивного погружения в этот вид искусства, в знакомство с мировыми лидерами видео-арта и работами ижевских художников прошлых лет, в изучение языка видео-арта не из отвлечённого интереса, а с практическими целями. Результат оказался неожиданно убедительным. А сами художники увидели в видео-арте настолько выразительный способ трансляции своих идей, что уже на конец февраля наметили следующий проект: выставка видео-арта будет называться «Ижевские боги» и будет посвящена новейшей ижевской мифологии.

Несколько залов заполнены живописью и графикой, арт-объектами и инсталляциями.

Так видит художник

Многие художники осмысляют территорию, на которой живут. Инсталляция Андрея Рогова «Территория интервенций» обращает внимание на красоту мелких деталей городской среды, с которыми мы сталкиваемся ежедневно и, как правило, проходим мимо. Зелень, пробившаяся сквозь тротуарную плитку. Потёртый старый чемодан с металлическими углами, – они всё ещё сияют, как хромовые обводки фар на ретро-автомобиле. Антрацитовая ажурная тень от чёрной решётки на сером асфальте. Трубы городских инженерных коммуникаций, поднимающиеся по стене ровными рядами, как махина органа, или переплетающиеся, как в причудливом перегонном аппарате. Бетонные стены «Колизея» из фона внезапно превращаются в ещё один объект инсталляции: вот на бетоне трещина, похожая на тонкую ветку, вот пятна, создающие сложную фактуру более чем 50 оттенков серого…

Инсталляция «Нежнее самих ножей» 17-летнего Михаила Демидова представляет собой перенесённую в пространство выставки творческую мастерскую художника – на первый взгляд, захламлённую и небрежную, а на внимательный и открытый – наполненную любопытными вещами, на которые ежедневно смотрит художник, видя в них каждый раз что-то вдохновляющее. Процесс творчества здесь оказывается важнее результата – мы не видим, что в итоге написал (снял, изваял или что-то ещё) художник, но видим среду (можно даже сказать, питательную среду) его ежедневного эмоционального и интеллектуального труда. «Названием проекта я хотел сказать: полёт ножа может оказаться более красивым и интересным, чем момент, когда он уже вонзился в цель. Процесс творчества может быть более захватывающим, чем получившееся произведение искусства», – комментирует Михаил Демидов. Впрочем, законченные картины его здесь тоже есть – интересные, демонстрирующие внутреннюю свободу. Тем более поразительно, что изобразительным искусством он начал заниматься четыре месяца назад, до этого увлекаясь театром и учась в музыкальном колледже по классу контрабаса.

О творческом процессе говорит и керамистка Юлия Кузнецова. Её груда черепков «Преобладание процесса над результатом», напоминающая гору черепов на картине Верещагина «Апофеоз войны», напоминает, что неудачи в искусстве неизбежны, но и они могут быть по-своему красивы.

Мимолётное и прекрасное

Екатерина Копысова выставила серию работ, благодаря свойствам акварельной техники прекрасно передающих ощущение расплывчатых образов, спонтанно возникающих в голове. Художница отпустила сознание и позволила родиться свободным ассоциациям между музыкой и визуальными образами. Так родились картины подводного мира, «срифмованные» с песнями Пелагеи, Дельфина или групп «Любэ» и «Чайф».

Работа Варвары Егоровой (кстати, её первое авторское высказывание) «Прекрасное – мимолётно» стала любимым местом посетителей выставки для селфи. Больше сотни советских новогодних открыток из коллекции бабушки художницы выложены на стене «ёлочкой», как старый, советский же, паркет, – можно разглядывать каждый знакомый с детства сюжет, можно воспринимать работу как единое целое, заряженный радостью и симпатией к семейным традициям пёстрый ковёр. Но работа гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. «Часть арт-объекта – диско-шар, который оставляет на потолке блики, похожие на звёздное небо. Любуясь небом, мы любуемся прошлым, потому что многие из видимых нам звёзд на самом деле уже погасли. Открытки из прошлого для меня – такие же звёзды: их время уже ушло, но они по-прежнему дарят нам свою красоту и делают нас счастливее», – говорит художница.

Десятиклассница Анастасия Ахламова занимается в Центре детского творчества Ленинского района. На выставке она представила масштабную графическую работу No homo («Не человек»). Один сквозь другой проступают силуэты человека, опирающегося на ноги и руки, и зверя: оборотень в момент перехода, тень, отличающаяся от объекта, отбрасывающего её. «Мне хотелось обратить внимание на двойственность человеческой природы, в которой сохраняется животное начало и при определённых обстоятельствах проявляется вполне явно», – говорит художница.

Концепция и форма

В выставке приняли участие не только новички, но и уже известные в городе художники. Дмитрий Коротаев (автор граффити с портретами оружейников на домах в районе Вечного огня) создал плакат «Чувствую себя эмигрантом», обращающий внимание, как много вокруг нас заборов. Парадоксально, но плакат размещён на внутренней перегородке внутри «Колизея», отграничивающей одну часть выставки от другой: протестуя против засилья заборов, плакат сам стал забором. Так неожиданно возник новый смысл: явление, недовольное собой, стремящееся к саморазоблачению.

Евгений Бикузин представил несколько авторских проектов. В серии «Кыз» (удм. «ель») художник создаёт изображения ели на старых еловых досках (одно – на обратной стороне доски из дома прадеда, на лицевой стороне которой когда-то была написана икона, отражая таким образом привычное народное двоеверие, гармоничное соединение христианских и языческих традиций в удмуртской культуре, поскольку ель – священное дерево в финно-угорском язычестве). А в острой, критичной «Поддиванной истории» Бикузин помещает портрет Кузебая Герда на подбрюшье старого дивана – сохранённая таким образом вещь формально остаётся в доме, но по-настоящему не используется – и выбросить жалко, но и не нужна по-настоящему…

P.S. Выставка «100 лет! Молодость Удмуртии» (16+) действует при поддержке Правительства УР по 1 февраля.

Евгения Мальцева, ижевский художник, участвующая в международных биеннале, чьи работы находятся в коллекциях в России и за рубежом:

Арт-поколение

– Я очень рада, что в наших суровых реалиях ещё появляются люди, которые хотят заниматься искусством. Я бы хотела пожелать молодым художникам побольше информированности, чтобы «не изобретать велосипед», и практики руками. Сейчас существует очень много арт-резиденций по всему миру, которые могут помочь расширить представление об искусстве и помогут обзавестись нужными контактами, на месте ребят я не вылезала бы из них. В целом осталось ощущение современного, свежего, а не затхлого и местечкового.

.

Энвиль Касимов, художник, участник арт-объединений «Лодка» и «Танатос», участник персональных и групповых выставок в Удмуртии, Москве, Петербурге, Перми:

Арт-поколение

– Это единственная молодёжная выставка за последние 7-8 лет, которая представляет разные художественные стили и направления. Её уникальность в том, что никто никому ничего не запрещал. Это было риском для организаторов и страхом для молодых. Конечно, они пережили растерянность перед чистым листом, но они успешно справились с данной им полной свободой.

Мне понравились эти молодые художники. Все они оказались открытыми, ранимыми, искренними. Оказалось, они очень похожи на нас тридцатилетней давности. Синие волосы и тату современных молодых людей не должны пугать взрослых, по-настоящему их должно пугать только нежелание творить.

Такие выставки нужно проводить регулярно, потому что они позволяют выявить новый потенциал и вектор развития удмуртского изобразительного искусства на несколько лет вперед.

30.01.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта