Статьи

В поиске просвета в небе

Деревенский художник

Картины Михайлова напоминают удмуртские народные песни. В них слышится сокровенное любовное чувство к родной земле и людям, живущим на ней. Оно окутывает зрителя теплотой, искренностью и добротой. За сценами повседневных деревенских забот ощутим живой голос, рассказывающий о человеческих судьбах, переживаниях, думах.

О себе Михайлов говорит: «По сути, я – деревенский. Родился и вырос в удмуртской деревне Писеево. И сейчас каждое лето там живу, хозяйством занимаюсь. Я деревню знаю, о ней и пишу».

Детские годы художника пришлись на трудную послевоенную пору, когда все заботились лишь о хлебе насущном. А деревенский парнишка мечтал пойти учиться рисовать. Михайлов признаётся, что с детства у него и мысли другой не было, как стать художником:

– Я с детства рисовал. Помню, как в Москву в «Пионерскую правду» рисунки свои отправлял на конкурс. Складывал их и посылал в конверте. В ответ ничего не приходило. Но я всё равно отправлял, не отчаивался. Настырный был.

И учитель у меня был хороший – Королёв Ефим Никитич. По профессии он был историк, а у нас с первого класса рисование вёл. Он очень много знал о художниках. До сих пор помню, как Ефим Никитич рассказывал о картине Федотова «Сватовство майора». Почему у майора поза такая, почему барышня убегает. И хотя он говорил о взрослой жизни, я всё понимал. Мне это было ужасно интересно. А весной, в мае он нас на пленэр выводил. Мы с ним вековую сосну рисовали. Ефим Никитич в Писеево музей организовал. Сейчас там мои картины хранятся.

Мама

Особенно тяжело после войны пришлось деревенским женщинам. Пронзительная чуткость к женской доле сквозит в работах Михайлова. Художник говорит об истоках своего отношения к женщине:

– Всё-таки я считаю, деревня на женщинах держится. У удмуртов долгое время матриархат был. Я вот маму свою вспоминаю – Марину Григорьевну Михайлову. Мы с братом без отца росли. Всем мама руководила. Она и косить умела, и рубить, и пилить. Она и на лошади скакала. Бригадиром колхоза была. Мама была шустрая женщина, темпераментная. Стреляла хорошо. Её хотели снайпером взять в войну, но раз она руководила бригадой, то оставили.

И её старшая сестра Федосья тоже с тремя детьми осталась. Муж на войне погиб. Вот они две сестры всё вместе делали. И дрова заготавливали в лесу, и сено косили. Друг другу помогали.

Мы-то маму почти и не видели. Утром встаём, а её, бывает, уже нет дома. Вечером поздно приходила, мы спим уже. Я маму жалел, слушался беспрекословно.

Бывало, едем с ней в телеге с лугов, сено везём. Она народные песни поёт. Поёт и плачет. Мне не хотелось это видеть. Я просто ей закрывал рот, чтоб она не пела и не ревела. Мне это было очень больно.

Я горжусь мамой, что она была такая сильная, терпеливая.

Скромное человеческое

Картина «По обочине» – одна из недавних работ художника. Сам он так рассказывает о ней:

– А на картине – скорее всего, мама. В моём детстве это повседневность, когда крестьянка тащит на спине тюк сена. Я и сейчас вижу, как сено скосят и несут корове домой.

Женщина набрала в поле осенью соломы и несёт домой. А где дом? Далеко-далеко где-то. Нести и нести надо целую вечность… Ни деревни, ничего не видно. Может, налево надо повернуть, а может, направо. А дорога прямо идёт и до горизонта. Такая грязная, осенняя, слякоть повсюду. Справа – стога, ворон летит. А слева – она с собачкой, верной спутницей, шагает и шагает. Сгорбилась и тащит.

Эту работу я всё откладывал… Долго она стояла в мастерской. Думаю, не пойдёт, наверное. Но тихонько, тихонько продолжал её обдумывать. Вот эту дорогу я сколько раз переписывал. А этот просвет сколько искал! Тут, наверное, штук десять решений неба было. А когда до такой простоты дошёл, то я её быстро написал.

На картине Михайлова мы не видим лица женщины, только собственным телом ощущаем тяжесть ноши и усилие, которое она прилагает, совершая каждый шаг. Чувствуем тишину и безмолвие, разлитые в природе. В сдержанной цветовой гамме словно отзывается горечь осенних трав и горечь, поднимающаяся из глубины души героини. Но нет в картине надрыва и боли. Напротив, в ней столько сопереживания и понимания, что зритель, глядя на неё, ощущает целительное умиротворение и утешение от всех печалей.

По крупицам, по крупицам

Работа над картиной – это всегда усилие, которое необходимо совершить художнику. Михайлов рассказывает, как у него рождаются картины:

– Тем бесконечно много. Но важно, с каким сердцем, с какими думами ты к работе подойдёшь, какую мысль в неё вложишь. Победить сомнение очень трудно. Но процесс идёт, и я не могу остановиться. Я вообще-то для себя пишу. Если мне не нравится, если меня не убеждает, что я делаю, то я оставляю картину. А по-другому мне жить неинтересно.

Вот устану после работы в лицее, а всё равно сюда иду, в мастерскую. Уже писать не могу, но всё равно сяду и думаю. Думаю, как картину дальше продвинуть. Она стоит, буксует. И по крупицам, по крупицам что-то рождается. А ведь думать – тоже сила нужна, и любить это дело надо очень.  

Я очень много своё детство пишу. И хотя трудно было, у меня о нём самые светлые воспоминания. Проснулся утром, солнце светит. Корову выгнал пастись. Собачка рядом бегает. Мама молоко оставила. За малиной сходил, рыбу наловил. Много ли для счастья надо…

Любовь и благодарность жизни – вот вечная опора человека в трудные моменты жизни. Искусство Вячеслава Михайлова возвращает зрителя к этим простым истинам, позволявшим людям в разные времена выстоять под тяжестью невзгод и найти в себе силы, чтобы двигаться дальше.

Справка «УП»:

Вячеслав Михайлов родился 23 ноября 1951 года в деревне Писеево Алнашского района.

В 1971 г. окончил художественно-графическое отделение Дебёсского педучилища. С 1971 по 1976 гг. учился на худграфе в УдГУ. В 1983 г. вступил в Союз художников России.

С 1980 г. является постоянным участником региональных выставок. В конце 90-х – в начале 2000-х гг. принимал участие в этно-футуристических выставках в Ижевске. Участвовал в международных выставках финно-угорских художников в Сыктывкаре, Таллинне, Хельсинки (Финляндия).

С 1992 по 2016 гг. работал преподавателем на худграфе в УдГУ. В настоящее время преподаёт живопись в художественно-эстетическом лицее № 98.

С 1987 г. занимается книжной графикой. Михайлов сотрудничал с книжным издательством «Удмуртия», иллюстрировал журналы «Кизили» и «Инвожо». В 2001 г. создал иллюстрации для удмуртского героического эпоса «Дорвыжы».

В 1997 г. получил звание «Заслуженный деятель искусств УР».

В Ижевске неоднократно проходили персональные выставки художника. В 2016 г. на открытии персональной выставки в УРМИИ Михайлов был удостоен звания народного художника Удмуртской Республики.

Ирина Брекоткина, фото Сергея Рогозина

24.01.2020

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта