Статьи

Всё, что нам нужно – The Beatles

В Удмуртии ливерпульская четвёрка – хрестоматийная ценность и актуальное явление

В 2012 году Джон Леннон получил символическое звание «Почётный удмурт». Знаменитые «Бурановские бабушки» исполняют кавер-версии битловских песен и переходят деревенскую дорогу точь-в-точь как битлы – лондонскую Эбби-роуд. Уже более двадцати лет в Ижевске действует «Битлз-клуб», проводящий каждый октябрь «Битлз-фестиваль», объединяющий битломанов разных поколений. Уличные художники выбивают трафаретами и рисуют на стенах и ограждениях именно битлов. Кажется, Удмуртия – именно то место, где Всемирный день The Beatles, отмечающийся 16 января, может стать общественным праздником.

Александр Булгаков. Серия “Лица выдающихся людей”. Витражи были представлены на выставке “Ижевск говорит” в 2016 году.
Фото Анны Вардугиной

Официального пространства, посвящённого Битлз, подобного улице Леннона (а фактически, целого дворика) в центре Петербурга или памятнику и площади Битлз в Екатеринбурге, в Удмуртии нет. Но при этом участники ливерпульской четвёрки постоянно присутствуют в культурном пространстве республики.

В Воткинске в пяти минутах хода от сквера Владимира Высоцкого кирпичная стена старых гаражей покрыта многометровым граффити – половинки лиц Джона Леннона, Пола МакКартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра соединены в два лица. Огромная жёлтая субмарина плывёт на стене рядом с центральным ижевским автовокзалом. Знаки пешеходного перехода на фоне узнаваемого ижевского промышленного пейзажа складываются в узнаваемый образ с обложки легендарного битловского альбома Abbey Road на граффити на ижевской набережной. И там же, чуть дальше, граффити-портрет Пола Маккартни. До сих пор можно обнаружить в Ижевске трафаретный портрет Джона Леннона и Йоко Оно, сделанный ещё в 2012 году Еленой Касимовой и Евгением Бикузиным (Чудья Жени). Имя Леннона оказалось выбито художниками арт-объединения «Творческая дача» даже в ледовом лабиринте нынешнего новогоднего городка на Центральной площади Ижевска – оно соседствует со словами «счастье» и «любовь». Кажется, именно битлы в Удмуртии стали общей безусловной ценностью – культурной, гуманистической, личной.

Возвращение к счастливым дням

Накануне Всемирного дня The Beatles мы спросили известных людей республики о том, как произошло их знакомство с музыкой ливерпульской четвёрки и какое влияние эта музыка оказала на их дальнейшую жизнь.

Председатель Правительства Удмуртской Республики Ярослав Семёнов рассказал:

– The Beatles для меня – это даже не музыка, а скорее память. С этой группой у меня связано несколько действительно ярких и тёплых воспоминаний детства – первых лет, когда человек наиболее восприимчив к окружающему миру. Мы запоминаем услышанные когда-то песни, мелодии, ощущения и запахи, и идём с ними через всю жизнь.

Первой машиной в нашей семье была «Ока». В ней мы с родителями слушали музыку – переносной кассетный магнитофон. Какие композиции играли в нашем авто? Как сказали бы сейчас, плейлист был обширный, но с творчеством Битлов я познакомился именно тогда. И сегодня, когда слышу их песни, звучавшие в наших с родителями поездках, я вспоминаю об этих счастливых днях.

Наверное, у многих песни «ливерпульской четвёрки» связаны с подобными воспоминаниями – яркими вспышками пережитых когда-то ощущений. Так, к примеру, я до сих пор с удовольствием слушаю песню Once upon a long ago Пола Маккартни. Для меня она много значит и сегодня.

Учат в школе

Директор ижевской ДШИ № 2 им. П.И. Чайковского Геннадий Юсим точно помнит, что слово «битл» впервые услышал, учась классе в шестом глазовской школы.

–  Тогда на входе в школу стояли директор и завуч и проверяли длину причёсок всех учеников – она не должна была превышать двух пальцев от корней волос. На моих глазах мальчика, у которого волосы были чуть длиннее, не пустили на уроки. «Пока будешь ходить, как битл, и не пострижёшься нормально, в школу не приходи», – сказала грозная завуч. И только потом я узнал, что это не обозначение маргиналов вроде бродяг и тунеядцев, а название участников самой модной группы. «Под битлов» начали отращивать волосы все старшеклассники, уже не боясь учительского гнева – всех от уроков отстранить было невозможно. Затем у меня появилась пластинка «Битлз» – сборник, выпущенный фирмой «Мелодия», – конечно, безо всякой лицензии. Yesterday произвела огромное впечатление: не заводная, не энергичная – медленная минорная песня была настолько мелодичной и чистой в своей гармонии, что запомнилась сразу и навсегда.

В юности слушал западную музыку на волнах запрещённых зарубежных радиостанций. Приёмник шипел и хрипел, приём был нечётким, и слов было почти не разобрать. И долгое время я не знал, о чём пели The Beatles и другие рок-группы.

По-настоящему полюбил битлов я значительно позже – зрелым музыкантом. Уже хорошо зная мировую современную музыку, я понял: она вся выросла из Битлз! Для меня The Beatles – это хрестоматия. Они соединяли несоединимое, использовали поликультурность (индийский ситар звучал у них вместе с электрическим пианино), проводили музыкальные эксперименты, которые до сих пор кажутся невероятно продвинутыми. Фактически, The Beatles создали рок – ту музыку, в которой предельная искренность и доверительная интонация поэзии соединяются с выразительной мелодией, которую хочется напевать. До битлов исполнители были актёрами – они играли в своего лирического героя. Битлы начали петь о самих себе.

Но когда в глазовской детской школе искусств в 1990-х наш кружок начал перерастать в эстрадное отделение и я начал рассказывать детям о музыке ХХ века, то увидел, что для современных подростков битлы – такое же далёкое явление, как Шуберт. Я понял, что битлов надо возвращать этим ребятам, и в 1999 году мы с ними сделали шоу «Мы играем в Битлз». Эта программа остаётся одним из самых успешных моих спектаклей – только в декабре 1999 года мы показали его 8 раз в переполненном зале на 500 мест. Глазов ломился к нам: люди хотели слышать живое исполнение битловских песен, а наши дети пели так влюблённо, с таким погружением в эту музыку, что подкупали даже скептично настроенных битломанов. С тех пор мы делали несколько спектаклей по песням Битлз и включали битловские песни в разные концерты.

И премьера этой зимы ижевской ДШИ № 2, рок-концерт без возрастных ограничений «Оправдывая ожидания» завершается ударной точкой: дети в возрасте от 9 до 17 лет хором поют битловскую Come together!

The Beatles – имя существительное

Политолог Александр Балицкий – битломан с впечатляющим стажем:

– Я родился в конце 1950-х и моя юность совпала с расцветом популярности Битлз. На меня, как и на многих моих ровесников, эта музыка впечатление производила неизгладимое! Кроме того, это был запретный плод, а значит, более желанный. За клеша и длинные волосы юношей преследовали – вплоть до исключения из школы. Надеть водолазку и пиджак с воротничком-стоечкой, как у битлов, было верхом нонконформизма и вызова официальной системе, хотя на самом деле их ранние костюмы – образец скромности.

Музыкальная свободная мысль проникала к нам по капле с Запада. В моей истории любви к Битлз есть история, которая прекрасно иллюстрирует и нашу одержимость, и реалии того времени в СССР. Однажды за пластинку Муслима Магомаева мы сумели выменять у матросов, пришедших из международного рейса, 2,5 метра 8-миллиметровой киноплёнки с кадрами из первого фильма Битлз «Вечер трудного дня». Правдами и неправдами мы уговорили школьного сторожа пустить нас ночью в кабинет истории, где был кинопроектор. Мы руками протаскивали плёнку между катушками и страшно боялись прожечь дыру в драгоценной плёнке раскалённой лампой проектора – каждый кадр одной короткой сцены на плёнке был дороже золота.

Конечно, будучи влюблёнными в музыку Битлз, мы собрали школьный ансамбль. Первой песней, которую я разучил на гитаре, была битловская Lady Madonna. Потом я многие их песни подбирал на слух, перекладывая на свою акустическую гитару (об электрической было невозможно даже мечтать), и до сих пор могу воспроизвести изысканные аккорды битловской песни Michelle.

В 1973 году я стал гордым обладателем фирменного альбома Abbey Road с партитурами всех песен, выпущенного в Венгрии. Чувствовал себя богачом: в то время даже чехословацкий журнал «Мелодия», в котором печатали фото битлов, считался сокровищем.

До сих пор я считаю, что The Beatles – это существительное, а вся остальная музыка ХХ века – прилагательное. Из всей ливерпульской четвёрки я особенно восхищаюсь Полом МакКартни, а любимой и практически «настольной» песней остаётся All you need is love – «Всё, что вам нужно – это любовь».

16.01.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта