Планерка

Сабина Креклина: «Сарапул может стать провинциальным Петергофом»

На выездной «Планёрке» поговорили о сокровищах России, хранившихся в Сарапуле, рыжей девочке, принёсшей известность городу, и провинциальном Петергофе, который может появиться в Удмуртии.

Первым гостем, ставшем на пару часов главным редактором газеты «Удмуртская правда», в 2020 году стала Сабина Креклина, которая возглавляет Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Порядка 30 лет своей жизни она посвятила работе в отрасли культуры: стала кандидатом культурологии, с 2000 года заслуженным работником культуры Удмуртской Республики, награждена медалью «Патриот России».

Вместе с Сабиной Валерьевной мы окунулись в прошлое города на Каме, а также узнали, каким может стать его будущее.

Анжела Поздеева: Как бы вы представили себя сами?

– Прежде всего, я житель Сарапула и Удмуртии. После этого – член большой команды работников сферы культуры. Именно так я себя ощущаю. Это с профессиональной точки зрения. А если в жизни, то я человек, который с удовольствием читает, что-то узнаёт, пытается быть полезной другим.

У меня много историй, связанных с образовательной сферой. Я начинала карьеру в школе, позже поработала в разных вузах – это всегда очень интересная практика. Занималась наукой, писала диссертацию на тему «Сохранение и развитие культурного потенциала малых городов». Я очень благодарна своему учебному заведению и петербургской школе за то, что они как-то по-особому формировали моё представление именно об общечеловеческом культурном потенциале: как он работает и отражается на всех нас.

– Ваш любимый город на Земле?

– Искренне скажу, что мой самый любимый город – Сарапул. Это абсолютно точно. Это город моей семьи, моих близких, моих друзей и коллег. И я очень люблю Санкт-Петербург – это второй самый важный город для меня.

– Что общего между Сарапулом и Санкт-Петербургом?

– Сарапул – один из городов, который хранил коллекции пригородных дворцов Санкт-Петербурга. Сегодня у нас есть опыт реализации нескольких проектов с ГМЗ «Петергоф» по представлению периода Великой Отечественной войны. В 2019 году подписано соглашение с генеральным директором Еленой Кальницкой, и мы надеемся когда-то стать частью большого проекта по принципу «Провинциальный Петергоф». Крупные музеи России открывают свои филиалы и площадки в регионах. И у «ГМЗ «Петергоф» есть такой замечательный опыт. Для этого в городе обязательно должен быть старинный особняк-памятник и фонтан. А у нас как раз и есть замечательный шедевр архитектуры «Дача Башенина» и её знаменитый фонтан. Мы очень надеемся на ближайшую реконструкцию нашей знаменитой дачи Башенина. Решение этой задачи активно продвигает глава Сарапула Александр Ессен, вопрос курирует глава Удмуртии Александр Бречалов. В результате у нас появятся убедительные основания к предложению реализации на нашей площадке самых серьёзных проектов ГМЗ «Петергоф». А уже в ближайшее время это соглашение позволит 15 нашим специалистам поехать на неделю в Санкт-Петербург и получить опыт в лучших музеях России.

Анна Вардугина: В таком маленьком городе, по сравнению с городами-миллионниками, музей играет особое значение в формировании комфортной среды, сплочённости общества?

– Сейчас это очень важное учреждение. Этому способствовал ряд проектов, в которых музей оказался очень нужным, востребованным и полезным. В некотором роде катализатором стал проект «Память Сарапула», который включает в себя переиздание лучших произведений литературы о городе, исторических событиях и персонажах сарапульской истории, с краеведческими дополнениями. Иногда возвращая и открывая такие сведения о нашем прошлом, которые были практически не известны. Мы начали с переиздания «Повести о рыжей девочке» Лидии Будогоской. Потом была история Зои Ерошкиной «На реке», сборник «В уездном городе С» и другие.

Эти издания вызвали большой интерес горожан. В какой-то период времени стало понятно, что наличие разбитых фонарей и надписей на заборе – это всё не потому, что люди так плохо относятся к городу и равнодушны к его облику. А скорее, просто потому, что они недооценили, в какой среде они живут. Я сейчас могу с уверенностью сказать, отношение к тому, что мы имеем и какой город оставлен нам в наследство, заметно меняется в положительную сторону.

Анжела Поздеева: Какие объекты музейного комплекса сегодня доступны для посещения? И какие добавятся в 2020 году?

– Всего у нас 11 объектов, 8 из них могут быть объектами показа. Сейчас открыты для публичного показа 5 музейных площадок: Дом-музей академика Мельникова, Историко-краеведческий музей, «Дача Башенина», музей «Купеческая чайная» и музейные мастерские на «Даче Мощевитина».

В центральной части города нам переданы помещения в «Доме купца Бодалёва». Это особое место, и когда ты о нём знаешь, всё окружающее «читается» совсем по-другому. У этого дома очень много интересных историй. Сейчас начнётся работа по оформлению музейного пространства: весь второй этаж станет музейным пространством, здесь расположится Туристско-информационный центр, музейный магазин-салон и музей предпринимательства. Кстати, идею истории предпринимательства, в том числе современного, поддержат наши интересные соседи по дому – банк и магазины. Один из современных собственников-инвесторов начал расчищать его подвалы и обнаружил помещения, под землёй активно выходящие за периметр здания. Это такой исторический пример предприимчивости, «захвата земли» начала XX века. Вверху здание одного размера, а внизу подвалы намного больше: так уходили от налогов.

Кроме того, нам передан дом купца Страхова – это объект деревянного зодчества. Он тоже представляет большой интерес. Удивительно, в этом деревянном доме на втором этаже сохранился родной паркет. В стенах этого дома планируется сделать музей городских историй.

– Несмотря на большое количество объектов, только малая часть фонда представлена к просмотру. Можно ли заглянуть «за кулисы» музея?

– В музее более 210 тысяч единиц хранения, из них почти полторы сотни из российского фонда – это очень значительно. Поэтому у нас есть несколько фондовых хранилищ. Мы планируем в одном из помещений организовать открытый фонд коллекций, где мы сможем не только хранить и исследовать предметы, но и создать условия для их демонстрации.

Чтобы двигаться по этому пути, мы проводим «Музейные десерты»: очень ограниченному кругу людей показываются большие редкости. По 5-7 человек мы можем допустить в хранилища, по отдельным заявкам, расписанию и программе. Так, можно увидеть, например, Евангелие XVI века.

Также мы развиваем и другие проекты – «Музейный коктейль» (компиляция из нескольких музейных мероприятий), «Музейные рассветы» (экскурсии в 6 часов утра), «Сарапул вечерний» и «Ночь в музее» (экскурсия с фонариками).

Сергей Рогозин: Вы сделали уникальную вещь: создали литературный бренд города – рыжую девочку. Как сильно он стал продвигать Сарапул?

– Сильно, правда. Книга же непростая: там есть характеры, в какой-то части семейное неблагополучие, когда нет тёплых отношений между отцом и дочерью, например. Но при этом – есть очень светлая история юности, чудесного города, веры в то, что мир – большой и хороший, и он многое поправит. Когда мы сделали акцент именно на этом, образ стал радостнее, стал опорой. Потом появился спектакль, маршрут, презентация на форумах. Позже местная кондитерская фабрика выпустила зефир рыжей девочки, потом конфеты в коробке с картой экскурсионного маршрута. Словом, образ рыжей девочки стал раскручиваться.

И когда стали выбирать, какую тему развивать в Сарапуле, оказалось, что на первых позициях – не известная всем Надежда Дурова, а рыжая девочка. Всем, кто приезжал в город, полюбился этот персонаж, и он ушёл «в народ». Теперь эта экскурсия востребована и за пределами нашего региона.

Владимир Байметов: Существует ли сарапульский характер?

– Думаю, да. Как относительно небольшой общности, нам свойственна некая патриархальность, соборность, желание обсудить всё вместе. Может быть, это свойственно многим территориям, но здесь прослеживается и даже определённая леность – мы долго «раскачиваемся» с надеждой на то, что у тебя всего много и ты можешь ещё долго этим пользоваться. Но всё, как говорится, до поры – когда надо, мы умеем собраться! В характере, безусловно, и рефрен патриотических историй – знаменитых землячек Надежды Дуровой и Антонины Пальшиной, а также героического поведения земляков во все периоды тяжёлых испытаний. Всё выражается в каких-то своих особенностях поведения людей на этой территории.

А если говорить о музейных работниках, то мы однажды выбрали девиз, который сами исповедуем и другим желаем: видеть цель, верить в себя и не бояться трудностей.

УП задание:

Мне бы очень хотелось, чтобы, благодаря газете, в год юбилея Великой Победы как можно больше читателей узнали об особой истории Сарапула, когда он был официальным хранилищем пригородных дворцов и музеев. Во время войны в здании музея хранилось больше 100 тысяч экспонатов, порядка 30 вагонов ценностей. Среди них, к примеру, был единственный ботик Петра I. Настоящие сокровища России были под защитой Сарапула и Удмуртии.

Мы хотим, чтобы жители республики знали эту историю. Вместе с ведущими научными центрами Удмуртии мы готовим новое издание. Нам очень помогает ГМЗ «Петергоф», идею уже поддержали ведущие российские музеи «Царское село», «Гатчина», «Павловск», Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, чьи экспонаты хранились у нас. Вместе мы изучаем архивы: документы, цифры, телеграммы.

В раскрытии этой темы мы проводили уже планшетную выставку «Петергоф – Сарапул. Особый груз». А заставкой выставки «Как спасали Петергоф» стала фотография Сарапульской железнодорожной станции.

УП вопрос:

Герой прошлой «Планёрки УП», главный редактор газеты «Авангард» Роман Чекунов спросил, какой подарок вы сможете сделать коллективу «Удмуртской правды»?

Подарок должен быть полезным. Поэтому с удовольствием хочу пополнить полки библиотеки газеты нашими изданиями – «По Сарапулу с интересом» и «Дуровы: история сарапульская». Это одни из наших «мини-энциклопедий», посвящённых историям нашего города. Ранее мы выпустили альманах «С Пушкиным по Сарапулу», в котором рассказали о городе стихами поэта. Именно с него началась история изданий. Главными нарисованными героями-путешественниками альманаха «По Сарапулу с интересом» стала семья, приехавшая в город. Постарались сделать короткий рассказ и с яркими весёлыми картинками. Такими мини-историями мы рассказали про Сарапул духовный, просвещённый, культурный, туристический… и даже находчивый. Ведь кроме красоты наших зданий, особого внимания достойны находки на чердаках и в подвалах – они открывают не меньше, чем фактическая городская среда и документы. У нас даже появилось такое понятие как «чердачная археология».

Мы подумали, что у современного человека не часто находится время на объёмные книги, поэтому эти издания помогают нам быстро и легко рассказать об истории и особенностях Сарапула.

Следующего гостя хочу спросить, может ли он приехать в апреле этого года на «Том Сойер Фест», который призван привлечь общественность к соучастию в сохранении дома купца Страхова?

16.01.2020

Автор материала:

Анжела Поздеева

Анжела Поздеева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта