Статьи

Скользкая история

Как дорожники химичат на ижевских улицах

Ижевчане жалуются на новый реагент, которым в этом году начали посыпать городские улицы. После обработки «Бионордом» дороги и тротуары превращаются в снежную кашу. Ботинки после прогулки по городу покрываются белым налётом, который очень трудно очистить, а у животных трескается кожа на лапах.

Что такое «Бионорд»? Почему его используют в городе? Как этот противогололёдный материал влияет на экологию, здоровье питомцев и обувь? Разбирался корреспондент «УП».

Что такое «Бионорд»?

«Бионорд» – это реагент, который разработали специально для того, чтобы обрабатывать им дороги в гололедицу. На российском рынке этот материал появился в 2006 году. Основной поставщик реагента – Уральский завод противогололёдных материалов. Смесь – это твёрдые белые гранулы на основе хлорида натрия, хлористого кальция, ингибитора коррозии и биофильной добавки. Реагент прошёл необходимую сертификацию и имеет полный пакет разрешительной документации, в том числе положительное заключение Государственной экологической экспертизы.

Сегодня «Бионорд» используют в более чем 50 городах России, в том числе все города-миллионники – Москва, Екатеринбург, Казань, Самара, Пермь и другие. Действует он просто: гранулы рассыпают на скользкие поверхности, и вещество просто плавит лёд, превращая его в воду. «Бионорд», согласно инструкции, можно применять только при температуре до -30°С. В противном случае он просто превращается в ледяную крошку.

В Ижевске «Бионорд» начали применять ещё несколько лет назад. Реагент использовали для обработки дорог от наледи в центральном квадрате города. Смесь себя хорошо зарекомендовала, говорят в администрации, и с этого года его используют на большинстве улиц города.

Сделать город чище

О том, что Ижевск планирует перейти на новые противогололёдные материалы, ещё в сентябре заявил глава города Олег Бекмеметьев. Это намерение он объяснил, желанием сделать город чище.

– По итогам прошлой зимы были сделаны определённые выводы, пересмотрены подходы к содержанию улично-дорожной сети и зимней уборке города, – заявил тогда Олег Бекмеметьев. – Город должен стать чище и безопаснее за счёт уменьшения использования песко-соляной смеси, которая остаётся в виде смёта на дорогах и газонах, забивает ливнёвку. Кроме того, применение реагента позволит значительно снизить затраты на вывоз снега и уборку смёта, так как такие материалы лучше топят снег. Песко-соляная смесь, которую мы чаще всего используем, состоит примерно из 15 процентов соли, остальное – песок, который потом в виде смёта нужно убрать с дорог.

По его словам, прошлой зимой на дорогах города для удаления скользкости было высыпано порядка 40 тысяч тонн песко-соляной смеси, в этом году планируется ограничиться 8 тысячами тонн и закупить 7 тысяч тонн ПГМ. Песко-соляная смесь, по словам Олега Бекмеметьева, будет использоваться только на грунтовых дорогах частного сектора, на затяжных подъёмах дорог (например, ул. Азина, дорога вдоль завода «Нефтемаш» и др.) и, возможно, на посадочных площадках остановочных комплексов.

При таком соотношении использования противогололёдных материалов количество смёта на дорогах снизится с 24 тысяч тонн до 4,5 тысячи, а количество снега – на 30 процентов. В результате город сэкономит 25 млн рублей на вывозе снега и ещё 75 млн – на вывозе смёта. В целом же затраты на содержание дорог будут меньше на 20 процентов.

– Этот год будет переходным. Будем и тестировать новый реагент, и использовать песко-соль. По итогам зимнего сезона мы проведём анализ и решим, сможем ли полностью отказаться от песко-соляной смеси или дальше будем её использовать на отдельных территориях, – подчеркнул глава города.

Смешать, но не взбалтывать

Помимо использования нового реагента, ижевские власти в этом году изменили и схему его закупки.

– В этом году впервые за долгое время пришли к такой схеме, что подрядчик не закупает сам себе противогололёдный материал. Его приобретает администрация Ижевска, и мы подотчётно выдаём его подрядчику, – поясняет заместитель начальника МКУ «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» Евгений Бунтов.

В этом году Ижевск уже закупил две партии однофазного и двухфазного реагента «Бионорд» на сумму почти 40 млн рублей. Первый уже применяется в городе с начала зимы, а второй только начали использовать.

– «Бионорд двухфазный» на сегодня – самый современный и эффективный противогололёдный материал, – утверждает коммерческий директор ООО «Уральский завод противогололёдных материалов» Евгений Немировский. – Эту технологию мы «подсмотрели» в Европе. Реагент на 75% состоит из твёрдой фазы и на 25% из жидкой, напоминающий по составу морскую воду. Перед применением эти фазы смешиваются, и эта смесь уже высыпается на дорогу. В отличие от однофазного «Бионорд двухфазный» работает быстрее: скорость срабатывания у него в 2,5 раза выше за счёт того, что материал влажный. Кроме того, он более экологичный, так расходуется его меньше при той же эффективности. И при правильном его использовании можно сэкономить до 20 процентов бюджетных средств.

Для того чтобы не допускать перерасхода реагента, МУП «ДРЭУ» закупил шесть новых коммунальных машин на базе КамАЗ.

– Первая машина уже поступила на предприятие. Она адаптирована для работы в городских условиях. На неё можно устанавливать разное оборудование и применять её круглогодично, зимой и летом. Новшества машины – автоматическая система, которая позволяет строго дозировать реагент в зависимости от погодных условий. Кроме того, в новой КДМ (комбинированной дорожной машине) предусмотрена система увлажнения реагента. Сухой реагент, размещённый в бункере, перед распределением смачивается водой, находящейся в баках, и затем машина рассыпает его. Таким образом, мы можем чётко отслеживать расход противогололёдного материала, в случае необходимости увеличить или уменьшить расход реагента, что даёт дополнительный экономический эффект, – подчеркнул Евгений Бунтов.

Не испортить впечатление

Впечатление от применения нового реагента у городских чиновников пока только положительное.

– Мы начали применять «Бионорд» на магистральных дорогах с ноября, когда выпал первый снег. За это время не было ни одной ситуации, когда бы встал общественный транспорт, кто-то не смог проехать из-за того, что на дороге была повышенная скользкость, – подчеркнул Евгений Бунтов.

Возникает логичный вопрос: если «Бионорд» такой экологичный и экономичный, так хорошо справляется со льдом, почему на него жалуются горожане? Объяснение простое – хромает технология применения реагента.

– Если рассыпать реагент по дороге бесконтрольно, при этом нарушать технологию уборки, то о чём вообще можно говорить? Мы, как производители материала, можем дать свои рекомендации по его применению, но контролировать работу дорожных служб должен город. При этом есть утверждённый ГОСТ уборки дорог и тротуаров зимой. Там написано, что перед тем, как нанести противогололёдный материал, дорожное покрытие надо очистить от снега, а потом, когда лёд растает, образовавшуюся снежную крошку надо с него убрать, то есть ещё раз почистить дорогу, – разъяснил Евгений Немировский.

А чтобы подрядчики не нарушали технологию уборки, а также высыпали на дороги и тротуары ровно столько реагента, сколько нужно, Служба благоустройства и дорожного хозяйства ежедневно контролирует их работу.

– Сейчас подрядчики только набираются опыта по применению «Бионорда», и есть ещё некоторые шероховатости в работе, – говорит Евгений Бунтов. – Были зафиксированы факты несоблюдения технологии уборки, в том числе образования после обработки реагентом на тротуарах «снежной каши», и нерационального использования противогололёдных материалов подрядчиками. С подрядными организациями проведена разъяснительная работа. Они были предупреждены, что в случае перерасхода и нехватки реагента, они будут закупать его за свой счёт.

Будем надеяться, что порядок с использованием нового противогололёдного материала в городе наведут, и Ижевск на самом деле станет чище. Хотя и самим горожанам опускать руки не стоит. Например, моя хорошая подруга, как только приходит домой, свою обувь сразу моет да ещё и воском сверху натирает. Так что не страшен её ботинкам ни песок с солью, ни «Бионорд». Я, пожалуй, последую её примеру, а своей собаке куплю специальные ботиночки, чтобы поберечь ей лапы. И вам сделать это советую.

30.12.2019

Автор материала:

Надежда Бондаренко

Надежда Бондаренко


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта