Статьи

Театр-дом нужно строить своими руками

Ижевский театр «Молодой человек» получил Вахтанговскую премию

Ижевский муниципальный театр «Молодой человек» стал первым победителем всероссийской Вахтанговской премии театральных менеджеров. Соискателями премии были 270 театров России – от прорывных театров из регионов до крупнейших театров Москвы и Петербурга. Когда «Молодой человек» попал в шорт-лист премии, в театре это уже считали победой, а в то, что театр оказался в числе всего трёх лауреатов, всё ещё верят не до конца.

Вахтанговская премия театральных менеджеров – единственная в своём роде. Многочисленные конкурсы и премии отмечают работу режиссёров, актёров, художников по свету, сценографов и других участников творческого процесса, но только Вахтанговская премия адресована театральным менеджерам, кураторам проектов, развивающих театр, формирующих его лицо. Именно об этом рассказывала на защите проекта в Москве актриса «Молодого человека», а с недавнего времени – заместитель директора Мария Руднева. На сцену она вышла с куском деревянных перил – символом огромной работы, которую «молодые человеки» совершили, чтобы буквально по кусочкам, по досочке создать собственный «дом с бабочкой».

28 лет назад театральная студенческая студия «Ижмехсмех» получила статут муниципального театра и взяла название «Молодой человек». Более двадцати лет после этого театр играл в ДК «Интеграл», по необходимости уступая сцену всем творческим событиям ИжГТУ, и мечтал о собственном здании, чтобы стать, наконец, театром-домом. Для театра, где студийный дух товарищества и единомыслия – штука важнейшая, собственная сцена – это не только и не столько возможность самостоятельно верстать афишу, сколько необходимое условие для создания особой среды или, если угодно, неповторимой атмосферы.

Как строили «дом с бабочкой»

Несколько лет назад администрация Ижевска отдала «Молодому человеку» здание пустовавшего кинотеатра «Удмуртия». В театре сохранились фото тех первых дней, когда труппа зашла в свой новый дом: развороченные ступени, провалившийся пол, отваливающийся кусками потолок, раздолбанное крыльцо и полное отсутствие «начинки» зала, делающей его театральным. Ремонтировать всё это «молодым человекам» предстояло самостоятельно и фактически без бюджета.

И они сделали это. Выносили строительный мусор, вытаскивали старые кресла, месили бетон, строгали доски, штукатурили, красили. Стали плотниками, грузчиками, уборщиками, малярами. Художественный руководитель театра Евгений Столов получил новую профессию: режиссёр-сварщик. Он (с помощью других участников труппы) действительно сварил металлические порталы по бокам сцены. Актёры и работники технических служб привели в порядок и площадку вокруг обновлённого театра. Каждый свободный день превращался в очередной субботник.

Работе время, игре – час

Никаких гонораров или премий за эту работу команда «Молодого человека» не получила, но дело тут было не в премиях, а в том, что они, наконец, строили собственный дом. В интерьерах использовали всё то, что готовы были отдать более крупные театры. Люстра в фойе из настоящего хрусталя, которая сегодня встречает зрителей «Молодого человека», раньше висела в Театре оперы и балета – после масштабной реконструкции там она перестала «вписываться» в новый дизайн, и директор «Молодого человека» Елена Столова мгновенно нашла ей применение: «До сих пор помню, как в руках переносила коробки с хрустальными каплями-подвесками этой люстры в наш театр, боясь разбить хоть одну. Дубовые перила – тоже из прежнего интерьера оперного театра. Конечно, когда мы их забрали, они выглядели иначе – лак был облезшим, покрытым царапинами. Мы отреставрировали каждую деревяшку – отчистили, отшлифовали, затонировали, заново покрыли лаком. Получились благородные, «серьёзные» перила».

Параллельно с тем, как старое здание обретало новый облик, менеджерская команда «Молодого человека» училась искать новых зрителей и продвигать спектакли – через соцсети, через прямые онлайн-продажи. В результате за прошлый год продажа билетов через сайт выросла вдвое. А в 2019 году спектакли «Молодого человека» посмотрели 46 тысяч зрителей.

«Всё это необыкновенно воодушевило нас. И число премьер в театре тоже выросло – только в новом сезоне с начала осени у нас состоялось три премьеры, а до нового года пройдёт ещё одна. Осенью мы стали участниками фестиваля «Артмиграция» со спектаклем «Конармия», который также вошёл в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска», – говорит Елена Столова.

Вахтанговская премия принесла театру признание в профессиональной среде и 100 тысяч рублей. Деньги и в самом деле нужны: работы впереди ещё много. В здании, которое изначально не предназначалось под театр, нет гримёрных комнат. Пока актёры и актрисы все вместе переодеваются и гримируются в общей комнатке. Более того, в здании нет внутреннего коридора для выхода актёров из гримёрки на сцену – сейчас они должны выбегать в сценических костюмах из служебного помещения на улицу (даже если там – зимняя стужа), огибать угол здания и только после этого заходить в зал.

Премия спровоцировала разговор об уровне благоустройства театра вслух, и сейчас ему обещают помочь и меценаты (например, банк «Открытие» купил для зрительного зала новые кресла), и администрация города.

Традиция такая

Вклад труппы «Молодого человека» в строительство дома-театра действительно огромен. Но, кажется, на Вахтанговскую премию могли бы претендовать многие театры Удмуртии, начинавшие как театры-студии. В отличие от театров, обладающих республиканским статусом, муниципальные и независимые театры буквально строят свои площадки по кирпичику.

В конце прошлого лета ижевский независимый молодёжный театр Les Partisans и Центр современной режиссуры и драматургии, много лет не имевшие собственной площадки, получили от «Парков Ижевска» старый, давно стоявший заброшенным пристрой к Генеральскому дому в Летнем саду. Фактически это был кирпичный сарай с провалившимся полом, грязный и холодный. ЦСДР и «партизане» объявили сбор средств на краудфандинговой платформе и очень быстро собрали сумму в два раза больше, чем надеялись. Ремонт провели своими руками с помощью волонтёров (на оплату профессиональных рабочих всё равно средств не было). Пескоструйкой отмыли стены, укрепили лаги, настелили пол, построили деревянные ступени, ставшие зрительным амфитеатром, купили звуковое и световое оборудование. По непрерывным фоторепортажам в соцсетях можно было наблюдать, как полуразрушенный сарай превращается в стильный лофт. Одна из первых премьер, состоявшихся в новом пространстве, спектакль «Деликатес», вошёл в лонг-лист «Золотой маски» и был весной сыгран в Москве в рамках программы «Маска плюс».

«Партизане» и участники ЦСДР продолжают реконструировать пространство, получившее название «Конюшня». По стенам там теперь тянутся стеллажи интеллектуального книжного магазина «Кузебай», появились гардероб и даже небольшая буфетная стойка. А по завершении сезона эти лидеры ижевского театрального андеграунда наверняка ещё что-то придумают и сделают – без гонораров, просто потому, что верят в своё дело.

Собственными силами обходится легендарный ижевский театр-студия «Птица», пару лет назад сделавший впечатляющий ремонт помещения с авторскими граффити-росписями, благодаря которому интерьеры театра можно узнать на любом фото.

А уже больше двадцати лет назад собственный театр-дом построили артисты глазовского театра «Парафраз», выросшего из театра-студии. Тоже своими руками создавали театральное пространство из ничего, стелили пол, крыли крышу, красили и мыли, главный режиссёр Дамир Салимзянов помимо прочего клал камин. Администрация города тогда больше помогала добрым словом, чем делом или деньгами. И это был первый театр-дом в республике, где все действительно были (и остаются) единомышленниками, а у театра есть собственное лицо и узнаваемый стиль, – и несчётное количество профессиональных наград, в том числе всероссийских.

Видимо, чтобы создать настоящий первоклассный театр, необходимо его в прямом смысле слова самим построить.

23.12.2019

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта