Статьи

Мир, который мы не замечаем

Валерий Любарец родился 6 августа 1948 года в с. Дрыглов на Украине. В 1966-1970 гг. учился в Харьковском государственном художественном училище. В 1979-м окончил факультет графики Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В этом же году диплом Любарца (серия графических листов по мотивам рассказов И. Бабеля «Конармия») экспонировался на Всесоюзной выставке дипломных работ художественных вузов в Киеве. После окончания института приехал в Ижевск, где начал преподавать на художественно-графическом факультете УдГУ, и работает там до сих пор. В 1980-м вступил в Союз художников России. В 1994 году ему было присвоено звание заслуженного работника народного образования. Такие известные профессиональные художники республики, как О. Чунаева, Э. Касимов, Ю. Лобанов, Г. Чайников, в прошлом – ученики Любарца. В 80-90-х гг. оформил более 30 книг. С 1980 года является участником всесоюзных, всероссийских, региональных выставок. В 1992 году принял участие в международной триеннале плаката в Москве. В 2002 году получил звание заслуженный деятель искусств УР.

Тихая жизнь вещей

Валерий Любарец – художник, создающий картины-медитации, которые выхватывают зрителя из круга суеты и уводят в пространство неземной красоты и гармонии. Вместе с тем, на его картинах изображены обыденные вещи. Помещая эти предметы в необычный визуальный контекст, художник показывает нам новую, неизвестную реальность. Любарец так рассказывает о своём восприятии мира вещей:

– Когда пристально вглядываешься в предметный мир, понимаешь, насколько всё многообразно и красиво. Каждый предмет самодостаточен и бесконечно интересен. Просто мы этого не замечаем. В молодости на меня большое впечатление произвели сказки Оскара Уайльда. В них искусственные цветы и драгоценные камни разговаривали, переживали, страдали, жили какой-то своей жизнью.

Художник тоньше и глубже понимает окружающий мир. Он обладает острой чувствительностью к визуальной красоте предмета. Такое чувство было у меня уже в детстве. Когда я учился в первом классе, увидел в магазине квадратную коробку цветных карандашей. Это была вещь потрясающей красоты. Розовый, фиолетовый, красный, зелёный, синий карандаши рождали удивительное ощущение праздника. Мне так захотелось забрать их себе, чтоб любоваться ими! И я впервые залез в карман к отцу и украл деньги. А потом пошёл и купил эту коробку. Я был счастлив – я рисовал этими карандашами, рассматривал их цвет. А родители даже и не заметили исчезнувших денег.

С 90-х годов Любарец стал включать в свои работы игрушечные фигурки, а точнее, сочинять из них композиции. Так родилась серия «Игрушки». Матрёшки, плюшевые зайцы, собачки, куклы, пупсы, деревянные кораблики – все они в разное время становились персонажами работ художника. Но в картине они преображаются. Мы видим знакомую вещь и словно не узнаём её. Любарец сознательно нарушает привычные представления о предмете, пытаясь индивидуализировать и оживить его. Например, в одной из работ игрушечный Санта-Клаус помещён рядом со скульптурным бюстом Нефертити. Такое странное соседство вдруг открывает неожиданные смыслы в этих предметах. Вспоминая о том, как появилась серия, Любарец говорит:

– У меня в мастерской много разных игрушек. Некоторые совсем миниатюрные – величиной сантиметр. Все они мне безумно интересны. Время от времени я их зарисовываю. Я вижу в них образы и сочиняю из этих игрушек композиции. Для меня это рассказ, сказка о чём-то. Сюжет, который развивается сам. И там могут быть вещи несочетаемые. Эти предметы отчуждены от человека и заняты собой. Каждая вещь самодостаточна, нет каких-то второстепенных. Они вместе создают особый мир как мир сна.

Сны о чём-то большем

Сновидения открывают для художника дверь в подсознательные глубины человеческой психики. Они дают неисчерпаемые впечатления для творчества, становятся источником художественных образов. Сны для Любарца представляют значимую часть жизни, он говорит:

– Сон – это другая реальность, в которой мы тоже существуем. И эта реальность воздействует на нас порой очень сильно. Она расширяет границы нашего сознания. Ставит перед человеком сложные вопросы. Это связано с нашим мышлением. Я часто вижу во сне какие-то композиции, которые потом использую в работе.

Я до сих пор летаю во сне, бывает очень высоко. Бывало, что проходил сквозь стены во сне, очень легко. Когда убегал от кого-то или просто из интереса. А однажды мне приснилось, как я ходил по воде. Ощущения невероятные. Во сне я нырял с ребятами, а потом вынырнул и встал на воду. Под ногами что-то такое шелковистое, мягкое, ласкающее пятки. Вода так легко колышется, никакой твёрдости. Я сначала тихонько пошёл по воде, а потом побежал. Это было чувство свободы и счастья.

Ощущение полёта

Картина «Птица» из серии «Игрушки» тоже напоминает сновидение. Художник рассказывает о том, как родилась идея этой работы:

– Я не придумал эту птицу. У меня в мастерской есть такая деревянная игрушка. Она стала отправной точкой для рождения образа. Захотелось сочинить сказку с летящей птицей. Игрушечные фигурки девочки и мыши также сделаны с натуры. Только композиция моя. Я не придумал этих персонажей, я только как режиссер поставил их в определённую ситуацию. Я стараюсь сделать их живыми. Когда они оживают, то начинают взаимодействовать друг с другом и сами рассказывают свою историю, уже независимо от меня.

Есть моменты, когда я что-то выдумываю. Например, коробку, на которой стоит мышь, я сочинил. Могу менять цвет или пластику игрушки, но я всегда отталкиваюсь от конкретной вещи, поразившей меня. Она преображается для меня в образ. Здесь меня птичка поразила. Позволила достроить целый неведомый мир. Многое в этой работе навеяно детскими воспоминаниями. Но это не буквальные воспоминания, а детские ощущения – ощущения тепла, солнца, пространства, полёта.

Включившись в игру, предложенную художником, зритель начинает фантазировать и оказывается будто в ином измерении. Загадочный мир картины не поддаётся стандартным объяснениям и трактовкам. Художественный образ гипнотизирует нас и заставляет пульсировать воображение. Он словно древний миф, который открывает себя, используя игрушечных персонажей в качестве знаков и символов. Нам интересно, что же это за таинственный сюжет? Что это за хищная птица с большим размахом крыльев, несущая на спине маленького человечка? Может, это вещий ворон, путешествующий между небесным и загробным миром. А может, мифическая птица, раскрашивающая сотворённый ею мир в яркие цвета. Любая интерпретация верна, поскольку является порталом к бесконечным лабиринтам смысла, сокрытого в человеческой культуре.

Мысль рождает всё

Любарец признаётся, что материальный мир всегда служит для него точкой отсчёта в творческом процессе.

– Но для художника важно выразить что-то более глубокое, чем сиюминутное ощущение. Самое главное в творчестве – открыть собственный взгляд на мир. Нет ничего хуже, когда художник воссоздаёт мир, увиденный чужими глазами. На самом деле искусство – это не умение правильно рисовать, это развитие мышления. Мысль рождает всё – рождает образы, линии, форму, объём. К сожалению, мы пришли к совершенно безликой, абстрактной культуре, не рождающей ничего нового. Современная цивилизация – это заполнение пустоты имитациями. В древние времена человек ощущал свою связь с космосом. А мы теряем связь с мирозданием.

По сути, работы Любарца – это путешествия в неведомые миры. Они начинаются с созерцания предметного мира, а затем разворачиваются в сложные метафоры и образы, представляющие какую-то новую грань реальности. Отталкиваясь от зримого, повседневного, временного, художник уводит зрителя в сферу таинственного и парадоксального. Позволяет почувствовать себя частью забытого нами космоса.

Ирина Брекоткина

23.12.2019

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта