Статьи

Именно художники создают образ территории

В пермском музее современного искусства PERMM до 26 января продолжается масштабная выставка удмуртских художников «Земля Музъем».

На трёх этажах музея развёрнута экспозиция, дающая толчок к осмыслению пространства, в котором мы живём, дающая возможность лучше понять Удмуртию как территорию с уникальными эстетикой и смыслами, показывающая, как современный музей работает с мифологией места.

Никогда и нигде раньше не было выставки, которая настолько полно представляла бы сегодняшнюю картину современного искусства Удмуртии и, более того, – увязывала бы его в общий сюжет (подробно о выставке читайте в «УП» № 47 за 5 декабря). О её значении и о роли современного искусства в формировании образа территорий мы говорим с директором музея PERMM Наилей Аллахвердиевой.

– Бывали ли уже в музее PERMM выставки, представляющие художников определённого региона?

– Выставки регионального искусства, представляющие территории, здесь проводились. Но до сих пор региональное искусство мы показывали через призму персональных выставок (например, Екатеринбург был представлен выставкой арт-группы «Куда бегут собаки», а Воронеж – выставкой Ивана Горшкова). Такой большой сборки разных художников региона в одном проекте, как на «Земле Музъем», ещё ни один регион не удостаивался.

В ответ на наше предложение показать современное удмуртское искусство участники микро-арт-группы «Город Устинов» придумали даже не выставку, а тотальную инсталляцию на три этажа. Она включает в себя работы не только удмуртских художников, и благодаря этому вписывает современное удмуртское искусство в более широкий контекст. Более того, впервые в истории музея название выставки включает в себя слово на удмуртском языке. А на Ночи искусств у нас вся навигация по выставке была не только на русском, но и на удмуртском. И в процессе выставки мы немного учим язык.

Выставка постоянно дополняется, в ней участвуют жители Перми.

Выставки необходимы для роста художников

– Почему этот проект случился в Перми, а не в Ижевске?

– Потому что в Ижевске просто негде это сделать. Я помню, как в 2013 году мы привозили в Ижевск небольшую часть выставки «Лицо невесты» и размещали её в Национальном музее Удмуртии – и это была катастрофа. Такие экспозиционные залы, мне казалось, в наше время можно встретить только в глубинке, где-то в крохотных сельских музейчиках. Невозможно было поверить, что в столичном городе могут быть музейные залы с такими стенами, с драпированными шторами на окнах, с непрофессиональным светом. И за прошедшие годы ничего принципиально не изменилось (притом, что сами сотрудники музеев зачастую – профессиональные люди). В Ижевске нет экспозиционных условий ни для современных художников, ни для классического искусства. Лучшая по уместности арт-объектов в пространстве выставка в Ижевске за последние годы произошла в недостроенном доме – «Трагедия в углу» в ЖК «Колизей». Экспозиционные условия в бетонном недострое оказались лучше, чем в специализированных музеях. Очевидно, что в Удмуртии культура не является движущей силой территории.

А вторая причина в том, что современное искусство в Удмуртии не является приоритетом. Художники не поддерживаются персонально. Они выживают за счёт каких-то подработок, дополнительной работы, как будто собственно искусство для них – хобби, досуг. Кто-то ездит в сибирские города резать ледовые городки, чтобы прокормить семью, кто-то ещё как-то выкручивается. А ведь современное искусство – это огромная работа. Невозможно днём работать в офисе, а вечером «на досуге» заниматься современным искусством и делать что-то действительно крутое. Например, когда микро-арт-группа «Город Устинов» делала в нашем музее выставку «Земля Музъем», ребята задвинули все другие свои проекты. Они были настолько сконцентрированы на выстраивании экспозиции, что ничем другим всё равно не смогли бы заниматься. И то, что нет бюджета на поддержку ижевских (и вообще удмуртских) художников, в итоге тоже сказывается на интенсивности их работы.

Выставки нужны для того, чтобы художники росли. Они развиваются от выставки к выставке. Если выставок не будет, они остановятся в развитии. Сколько бы идей они не вынашивали в голове, если это не воплощается, то пропадает.

И мне кажется, пока территория (город, республика) не будет инвестировать в современное искусство, оно и не будет развиваться.

Искусство мирового уровня

У нас действительно нерегулярно проходят выставки современного искусства, и мы практически не видим тех художников, которые участвуют в мировых биеннале. В итоге мы можем горячо любить своих художников и всё-таки не иметь возможности объективно оценить их работы. Насколько они хороши «по гамбургскому счёту»?

– Критерий значимости – внятные концепции работ, адекватность территории, на которой живёт и работает художник, и масштабность замысла, его глубина. И удмуртские художники – очень концептуальные, очень честные, очень внятно высказывающиеся. Внешняя простота удмуртского искусства, за которой скрывается настоящая глубина, очаровывает.

Кураторы выставки, участники микро-арт-группы «Город Устинов» – художники мирового значения. Они представляли Россию на Московской международной биеннале несколько лет назад. И это была впечатляющая экспозиция! Они участвуют в европейских резиденциях. В этом году они вошли в шорт-лист крупнейшей премии Кандинского. За их работами охотятся коллекционеры. То есть они знаковые художники нашего времени, находящиеся в «топе», как минимум, европейского современного искусства (о том, дошла ли их известность до Америки, не берусь судить).

Сергей Орлов – величина безусловная. Включённый в «Землю Музъем» проект «Картины для слепых» – это великое произведение современного искусства, оммаж минимализму, «бедному» искусству. Это, без всяких оговорок, – часть даже не удмуртского, а российского культурного наследия XXI века. Музей PERMM гордится, что одна из этих работ находится в нашей коллекции, и жаль, что только одна, а не все.

Кстати, если говорить об «уровне» ижевских художников. У нас в коллекции также есть работы Энвиля Касимова – картины, выполненные из рыбьих кож. Очень красивые работы, знаковые для развития современного искусства.

Арт-объекты Зои Лебедевой сложно хранить, музейщики с ума сходят от таких произведений искусства: флорТЕКСТиль – это ковры из травы и цветов, они со временем будут осыпаться. Но даже с оговорками это – безусловно ценные работы, красивые и чувственные, авторское ноу-хау, производящее впечатление.

Сотрудничество на официальном уровне

– Что первично в современном искусстве, концепция или арт-объект?

– Концепция. Можно увидеть это на примере выставки «Земля Музъем». Именно трёхэтажное здание нашего музея определило её трёхуровневую структуру. В трёхэтажном здании стало возможно реализовать метафору о древнем, существовавшем ещё в архаичных мифах представлении об устройстве нашего мира с его тремя уровнями, и обыграть три значения слова «музъем»  – почва, территория и планета. И уже под эту концепцию кураторы подбирали работы художников. На «Земле Музъем» работали архитектор Дмитрий Меркушев, который проектировал пространство, а уникальное световое оформление создал художник по свету Петр Ставровский. Только усилиями большой команды собрался такой прихотливый проект. Механически перенести эту выставку в другой музей, в другое пространство просто невозможно. Поэтому, я бы хотела сказать, что мы  можем по запросу перенести эту выставку в Ижевск, но не буду обманывать.

– А был официальный  запрос о переносе выставки?

– На открытие «Земли Музъем» приезжали министр культуры Удмуртии Владимир Соловьёв и депутаты Государственной думы РФ от Удмуртии, и они говорили, что поддержали бы привоз выставки на территорию Удмуртии. Но чтобы сохранить её трёхчастность, видимо, пришлось бы делать это серией из трёх выставок.

– То есть сотрудничество на официальном уровне началось?

– Да, было подписано Соглашение о сотрудничестве между министром культуры Удмуртской Республики и министром культуры Пермского края.

Без шаблонов в голове

– Современное искусство считается чем-то непонятным. Приходят ли школьники на выставку «Земля Музъем»?

– За время работы выставки её увидели уже более 2 тысяч детей. И наши сотрудники, и педагоги школ замечают, что как раз детям выставка очень нравится. У них ведь нет шаблона в голове, что нужно восторгаться только классическим искусством, они воспринимают всё с открытым сердцем. А на этой выставке для детей и подростков очень питательная среда – это не только выставка, но и мастерская, где они могут сделать что-то руками, выразить себя, потрогать, примерить, полистать, послушать. Им как раз бывает скучно на выставках, где ничего нельзя трогать, ничего нельзя делать, кроме как смотреть. Кроме того, в рамках выставки «Земля Музъем» проходит много мастер-классов – дети работают с лоскутками, вышивают лишайники, делают гипсовые оттиски и так далее. Они становятся рядом с художниками, в очень живой игровой форме осмысливают тему корней, своей связи с окружающим миром. Это же захватывающий процесс!

Арт-проекты делают территорию интересной

– Как выставка «Земля Музьем» уже повлияла на восприятие Удмуртии жителями Перми?

– Эта выставка действительно открыла для жителей Перми Удмуртию. Мы ничего не знали про эко-движение «Зелёный паровоз», мало кто видел спектакли Центра современной драматургии и режиссуры, – а «Земля Музъем» презентует их. Выставка дала Перми почувствовать, насколько разнообразна и насыщена среда современного искусства, современных идей в Ижевске.

 Я бываю в Удмуртии достаточно часто, но даже для меня на выставке состоялось открытие – проекты куратора Александра Юминова «Народный музей исчезнувших деревень» и «Сеп коммьюнити». После открытия выставки кураторы и художники из Перми оказались заинтересованы и вдохновлены, – и готовы поехать в Сеп. Их поразили и амбиции сельского музея, и качество проекта – в Пермском крае ничего подобного нет. Депутаты от Удмуртии обещают нам поддержку – дадут автобус.

Эта история – ещё одно свидетельство того, что именно художники могут заполнять карту региона. Благодаря художникам на карте Поволжья и Прикамья для меня когда-то появился Ижевск, а теперь «пустая» карта Удмуртии наполняется благодаря новым арт-проектам.

20.12.2019

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта