Карлутка

Андрей Лещинский: «Цирк будет радовать нас ещё очень долго»

В сентябре этого года в России отмечали 100 лет государственноcти цирков, однако цирковая история Удмуртии началась гораздо раньше. За это время цирковое искусство стало неотъемлемой частью культурной жизни республики. На ежегодный международный цирковой фестиваль в Ижевск съезжаются лучшие артисты со всего мира. Весной 2020 года масштабное шоу пройдёт в тринадцатый раз.

Директор государственного цирка Удмуртии Андрей Лещинский побывал на радио «Моя Удмуртия» в рамках проекта «Карлутка». С Энвилем Касимовым и Натальей Морозовой они вспомнили историю Ижевского цирка, попробовали представить цирк будущего, поговорили о тенденции отказа от артистов-животных и вспомнили цирковые приметы.

Энвиль Касимов: Как вас «занесло» в цирк?

Андрей Лещинский: Мне стало очень интересно, смогу ли я работать в этой организации, и оказалось это не так просто, как я думал. Поэтому даже спустя два года, как я там работаю, продолжаю учиться этой профессии – быть директором цирка.

Наталья Морозова: Когда вы стали руководителем цирка, что вас шокировало?

Андрей Лещинский: В моей работе есть два направления. Первое – управленческое, которое меня не так пугало. Второе – стать по-настоящему цирковым, на это, мне кажется, нужно не одно десятилетие. Знать изнутри всю ситуацию, всю подноготную, все династии, кто чем знаменит и силён, как лучше построить представление…

Наталья Морозова: Всем этим занимается директор?

Андрей Лещинский: В том числе. Он должен понимать все эти процессы. Поэтому здесь я дилетант и каждый день учусь у своих коллег. Меня очень поразили и до сих пор поражают масштабы цирка.

Энвиль Касимов: Когда вы в первый раз побывали в цирке?

Андрей Лещинский: Я не помню, это было так давно. Но точно знаю, что это был наш третий цирк. А цирк, который у нас сегодня есть, он четвёртый по счёту в республике.

Энвиль Касимов: Когда появился первый цирк в Ижевске?

Андрей Лещинский: В 1895 году был построен первый деревянный цирк. Находился он на углу современной улицы Бородина. Так называемый Коромысловский цирк.

Наталья Морозова: Почему Коромысловский?

Андрей Лещинский: Потому что строил его предприниматель Александр Коромыслов.

Энвиль Касимов: А второй цирк?

Андрей Лещинский: Второй цирк тоже был деревянный, достаточно большой – 1500 мест. Он назывался цирк Колларт от сокращения слов «коллектив артистов». И он открылся в 1926 году и просуществовал достаточно долго. Там выступали и Кио, и Дуров, и многие-многие другие наши великие артисты. Но в ноябре 1943 года стали строить третий цирк.

Наталья Морозова: Надо же, во время войны начали строительство.

Андрей Лещинский: Да. Идёт война, а люди верят в то, что всё будет хорошо и строят цирк.

Наталья Морозова: И этот цирк просуществовал до 90-го года?

Андрей Лещинский: К середине 80-х уже стало понятно, что он старенький и требует обновления.

Энвиль Касимов: Есть ли какие-то источники о том, какие были представления в третьем цирке?

Андрей Лещинский: Я знаю, что первыми третий цирк посетили наши советские бойцы, которые находились тогда в госпиталях в Удмуртии. Есть фотографии, в том числе и в музее цирка, который мы открыли три месяца назад.

Наталья Морозова: Ух ты, значит, у вас не только гостиница, манеж и вольеры?

Андрей Лещинский: Я думаю, есть смысл сказать несколько слов об этом уникальном сооружении в 24 тысячи квадратных метров. Оно построено в 2003 году, и наш цирк до сих пор входит в пятёрку самых комфортных, благоустроенных, технически оснащённых цирков на пространстве СНГ. У нас есть большая гостиница, малый манеж, большой манеж, гостиница для животных, общежитие для артистов, а теперь и музей.

Энвиль Касимов: У вас ещё и цирковая школа есть…

Андрей Лещинский: Да, детская цирковая студия, в которой занимаются 58 детей.

Энвиль Касимов: Ижевск – цирковая столица?

Андрей Лещинский: Одна из цирковых столиц, это точно. И могу объяснить почему. У нас не очень большой город, и те люди, которые приходят в наш цирк, это не туристы, это в основном жители Ижевска. 90% посетителей – это ижевчане. Они уже воспитаны на традициях циркового искусства. Но и, кроме того, есть отдельная тема – это международные цирковые фестивали.

Наталья Морозова: У вас стопроцентная наполненность зала во время представлений?

Андрей Лещинский: Во время фестиваля – аншлаг. А когда идут обычные прокаты, бывает по-разному.

Наталья Морозова: Говорят, что цирковые артисты очень суеверные. Вы не стали суеверным?

Андрей Лещинский: Я пришёл в цирк со своими суевериями, но я не буду о них говорить.

Наталья Морозова: Я прочитала, что нельзя щёлкать семечки в цирке – сборов не будет.

Андрей Лещинский: Есть такое.

Наталья Морозова: Нельзя перебегать дорогу артисту перед выходом на манеж – «ломаешь» ему номер. И нельзя сидеть спиной к манежу – это неуважение к месту, которое тебя «кормит».

Андрей Лещинский: Там ещё многое не приветствуется. Допустим, реквизит артиста нельзя трогать и так далее.

Наталья Морозова: В последнее время всё больше говорят о том, что нужно отказываться от животных в цирке. В Европе многие уже так и сделали, где-то заменили животных голографическими изображениями. Как думаете, в будущем цирки откажутся от артистов-животных?

Андрей Лещинский: Очень сложная и серьёзная тема. У каждого есть своя точка зрения. Я думаю, что, с одной стороны, нет дыма без огня. Она актуальна, прежде всего, для тех цирков шапито, где действительно нужен очень жёсткий контроль над животными. С другой стороны, я почти каждый день вижу, как профессиональные дрессировщики занимаются на репетициях и на представлениях со своими воспитанниками. Ни один нормальный дрессировщик не будет мучить животное. Кроме того, есть ещё некоторые моменты, о которых можно и нужно говорить. Очень серьёзный ветеринарный уход за животными, выверенный от и до рацион питания. Как говорится, война войной, а обед по расписанию – слон своё должен получить однозначно. И ещё один штрих. Чем славится российский цирк? Это великолепная клоунада и прекрасная дрессура. Вот если мы потеряем хорошую, мудрую династийную дрессуру, наш цирк утратит очень многое. Да, цирк меняется: появляются лазеры, спектакли, современный звук, великолепное шоу акробатов – очень сильные сейчас появляются коллективы из Китая, Вьетнама, Монголии – всё это здорово, но это не наш цирк.

Энвиль Касимов: Я хочу спросить про рацион. Скажите честно, слоны выпивают?

Андрей Лещинский: По чуть-чуть.

Наталья Морозова: Правда?!

Андрей Лещинский: Это известный ход, он иногда используется дрессировщиками. Любой переезд даже для человека стресс, а для слона – тем более. Когда артисты приезжают на новое место, иногда слону наливают в ведёрко красное вино.

Наталья Морозова: Между прочим, я знаю, что в дикой природе они тоже «выпивают», потому что едят плоды, которые уже немножко забродили. Впереди самое главное событие – тринадцатый цирковой фестиваль. Будет ли он в следующем году в Ижевске?

Андрей Лещинский: Хочу сказать, что для всех цирковых 13 – это самая счастливая цифра, потому что диаметр манежа во всем мире одинаков – 13 метров. И мы очень ждём тринадцатый фестиваль. Он состоится с 5 по 9 марта 2020 года. Мы ожидаем 150-180 артистов из 14-15 стран. Сейчас идёт очень серьёзная подготовка, у нас много интересных задумок.

Энвиль Касимов: Цирк дю Солей приедет?

Андрей Лещинский: У нас, кстати, периодически спрашивают: почему Цирк дю Солей не приезжает? А потому что это страшно дорогой цирк. В Казани пытались провести три представления, осилили только два – люди не пошли.

Наталья Морозова: А нашему цирку хватило бы возможностей принять дю Солей?

Андрей Лещинский: Технических возможностей бы однозначно хватило. Кстати, наш цирк настолько большой, что для города немиллионника он даже великоват.

Наталья Морозова: И при этом в основном всё равно ходят жители республики.

Андрей Лещинский: Исключительно.

Энвиль Касимов: Чему учит цирк?

Андрей Лещинский: С моей точки зрения, цирк учит доброму отношению к животным, к себе, к самоотверженным людям. Цирк учит наблюдательности. Цирк учит юмору, сатире – это такой многоплановый жанр, который я всё больше и больше уважаю.

Энвиль Касимов: Кому бы вы прописали цирк?

Андрей Лещинский: Я бы в обязательном порядке прописал цирк всем гостям нашей республики и города. Потому что это часть нашей культуры. Цирк я прописал бы в качестве воскресного семейного отдыха, потому что это такая редкая возможность собраться вместе сразу нескольким поколениям и отдохнуть, получить заряд эмоций и хорошего настроения.

Наталья Морозова: Завершая нашу беседу, каким вы видите цирк будущего?

Энвиль Касимов: Мне кажется, сейчас детей от гаджетов невозможно отвлечь.

Андрей Лещинский: С этим нельзя согласиться. Потому что если цирк будет меняться, то туда пойдут и дети, и студенты, и люди среднего возраста, и бабушки, и дедушки. Куда будет трансформироваться цирк? Это действительно шоу, это действительно использование современной техники, но очень важно не потерять основу – и дрессуру, и умную добрую клоунаду. И ещё есть одно наблюдение – цирк трансформируется из солянки, окрошки сборных номеров в какое-то структурированное представление, спектакль. И это очень здорово, очень интересно, когда есть сюжет. Я думаю, что цирк будет радовать нас ещё очень долго.

16.12.2019

Автор материала:

Диана Алексеева

Диана Алексеева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта