Статьи

Без крыши над головой

Почти 4 000 детей-сирот в Удмуртии нуждаются в жилье

3942 человека из числа детей-сирот старше 18 лет включены в республиканский список на бесплатное получение жилья из специализированного жилищного фонда. Однако предоставление квартир идёт очень медленно. Главная проблема – нехватка бюджетных средств. На заседании Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Удмуртии 26 ноября подвели итоги мониторинга соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сирот всё больше

Ежегодно в Удмуртии выявляется более 500 детей-сирот, большую часть из которых (порядка 80%) составляют социальные сироты. Численность детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в регионе с каждым годом увеличивается. Однако при формировании спецжилфондав регионе не учитывается постоянный рост числа детей-сирот.

С 2013 года жильё предоставляется из специализированного жилищного фонда для детей-сирот по договорам найма сроком на 5 лет. Если в течение этого периода наниматель социализируется, то жилое помещение закрепляется за ним на условиях бессрочного договора социального найма.

Предоставляют жильё этой категории граждан в соответствии со списком, который формировался по заявлению детей-сирот, не достигших возраста 23 лет. Теперь же этот список может увеличиться. В апреле вышло постановление Правительства России, в котором изменились правила формирования списка. С учётом этого в него включаются дети-сироты, которые достигли возраста 23 лет:

– и имели право на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся до 1 января 2013 года;

– или же после 1 января 2013 года имели право на жилое помещение по договору спецжилфонда, но не были включены в список.

Как отметила Ирина Комарова, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи Прокуратуры Удмуртии, в республике остро стоит проблема реализации денежных средств и приобретения жилья: «На сегодня (в 2019 году. – Прим.ред.) в спецжилфонд не включено ни одно жилое помещение. Ни с одним лицом из числа детей-сирот не заключен договор найма спецжилфонда. Поэтому граждане абсолютно обоснованно идут с жалобами».

Она также добавила, что возникают проблемы организационно-правового характера. По её словам, в регионе очень медленно разрабатывается правовая база. Это связано с тем, что в 2019 году трижды вносились изменения в закон УР, в соответствии с которыми реформировался порядок обеспечения жильём детей-сирот.

Так, с начала 2019 года уполномоченным органом государственной власти Удмуртии по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот стало Министерство строительства и жилищной политики. С июля 2019 года списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, формируются территориальными органами опеки и попечительства, а сводный республиканский список – уполномоченным органом по вопросам обеспечения жильём – Министерством образования и науки. А уже с января 2020 года уполномоченным органом станет Министерство социальной политики и труда.

К тому же были выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств. Из 300 млн рублей, выделенных в этом году на приобретение жилья, до 1 октября не было освоено ни одного рубля. На сегодня проведено более 430 закупок, но приобретено только 126 квартир. В Минстрое УР это объяснили тем, что с июля 2019 года резко поднялись цены на рынке квартир, а первоначальные торги проводились по другим рыночным ценам. Таким образом, в этом году будет освоена только половина выделенных средств.

Резкий спад бюджета

Проблема нехватки жилых помещений для детей-сирот возникла не в последние годы, она не решалась десятилетиями. По словам начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи Прокуратуры Удмуртии, до 2009 года квартиры предоставлялись значительно в меньшем объёме.

– С 2010 года ежегодно предоставляется порядка 200 квартир. Но в 2018 году возникла проблема финансирования, когда произошло резкое его снижение. Если ранее из бюджета республики выделялось всегда около 200 млн рублей, то в последние 2 года средств на это было заложено меньше, – сказала Ирина Комарова.

Чтобы решить враз проблему нехватки жилья для детей-сирот, требуется порядка 4 млрд рублей. По итогам заседания решено выйти с предложением к Правительству Удмуртии увеличить бюджетные ассигнования и рассмотреть возможность разработки правового акта, чтобы обеспечить детей-сирот временным жильём до предоставления им квартир.

Также дополнительной нагрузкой на бюджет Удмуртии становятся штрафные санкции за неисполнение судебного решения. Дети-сироты обращаются в суды для защиты своих прав, а также за взысканием компенсаций за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Решение судов о предоставлении сироте жилого помещения выносится независимо от номера очерёдности, из-за чего появилось две «очереди»: по заявлениями и по судебным решениям. Люди, которые не заявлялись в судебные органы, постоянно отодвигались. Позже было решено создать единую очередь.

Сегодня есть неисполненные судебные решения, по которым возбуждены исполнительные производства в 2014-2019 годах. Кроме того, в 2019 году вынесено 52 судебных решения о взыскании компенсаций за неисполнение судебного акта в разумный срок  на общую сумму 2 млн 120 тыс. рублей.

Земельный вопрос

Значительная часть обращений к Уполномоченному касается длительного ожидания жилых помещений. Так, по данным органов опеки и попечительства, в Алнашском и Воткинском районах за последние 5 лет для детей-сирот не приобретено ни одного жилого помещения.

Но не только нехватка бюджетных средств являются проблемой при формировании специализированного жилищного фонда, есть и другие:

  • нехватка однокомнатных квартир на рынке (по закону сиротам предоставляется жильё от 18 до 36 кв.м.)
  • нехватка земельных участков в муниципалитетах с развитой инженерной инфраструктурой для строительства жилых домов.

Последнюю из этих проблем предложено решить участием регионального Минстроя в формировании генпланов в муниципалитетах, чтобы там предусматривали специальные участки.

В Удмуртии также есть опыт строительства отдельного дома в Ижевске, где 80% квартир были переданы для проживания лицам из числа детей-сирот. Однако практика оказалось неуспешной, в доме образовалось так называемое «сиротское гетто»: из квартир стали выносить двери и раковины для продажи.

С этого года в России вступил в силу закон, согласно которому в одном многоэтажном доме можно предоставлять не более 25% от всего числа квартир. Но есть исключение – в населённых пунктах, где меньше 10 тысяч жителей, можно строить отдельный дом для детей-сирот до 10 квартир. Именно такие появятся в 2020 году в Удмуртии на шести земельных участках. На сегодня разработан проект, который будет реализован в Алнашском районе – муниципалитет первым предложил подходящий участок для строительства жилья. В следующем году этот проект будут тиражировать в других районах.

Всё начинается с семьи

В следующем году планируется освоить порядка 350 млн рублей на приобретение и строительство жилья детям-сиротам. До этого весь комплекс мер и предложений по данной теме участники заседания направят в соответствующие органы.

Кроме этого, Уполномоченный по правам человека Вениамин Васильевич Соломенников отметил, что решать существующую проблему нужно не только выделением средств и эффективным их освоением, но и проводить большую профилактическую работу с неблагополучными семьями в целях снижения количества социальных сирот в республике.

Такая ситуация характерна и для других регионов России, поэтому омбудсмен Удмуртии считает, что проблему надо решать на федеральном уровне.

– Мы договорились с коллегами Приволжского федерального округа о том, что будем выходить с предложением к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации рассмотреть эту проблему на уровне страны в целом. Закон федеральный и здесь должны быть серьёзно пересмотрены подходы к его реализации, – сказал Вениамин Соломенников.

Объём финансирования, выделенный на обеспечение жильём детей-сирот (руб.)

Годы 2015 2016 2017 2018 2019
Всего 276 млн 250 тыс. 299 млн 855 тыс. 286 млн 637 тыс. 116 млн 267 тыс. 300 млн
Из бюджета Удмуртии 201 млн 189 тыс. 227 млн 281 тыс. 200 млн 22 млн 90 тыс. 195 млн 71 тыс.
Из бюджета РФ 75 млн 61 тыс. 72 млн 574 тыс. 86 млн 637 тыс. 94 млн 177 тыс. 104 млн 928 тыс.

Количество детей-сирот старше 18 лет, подлежащих обеспечению жильём/обеспечены жильём

Годы 2015 2016 2017 2018 На 1.10.2019
Удмуртия 2286/162 2874/255 3140/186 3652/156 3942/ 61 (по плану)
09.12.2019

Автор материала:

Анжела Поздеева

Анжела Поздеева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта