Общество

Прямые выплаты

С 2020 года работающие жители Удмуртии будут получать пособия из Фонда социального страхования

До 1 января 2020 года будет действовать зачётный механизм, когда начисление пособий застрахованным лицам производит работодатель.

Пилотный проект «Прямые выплаты» реализуется во многих российских регионах с 2011 года, и, как отмечают специалисты Фонда социального страхования (ФСС), он доказал свою эффективность. Но при этом как бы убедительно не звучали доводы фонда о преимуществах новой схемы, работники, да и работодатели Удмуртии, обеспокоены, не обернётся ли переход к ней проблемами?

Преимущества и «подводные камни» программы, то, как избежать возможных ошибок при оформлении документов и, как следствие, несвоевременного начисления пособий, обсудили 20 ноября на организованном региональным отделением ФСС круглом столе «Преимущества и риски перехода на новый механизм начисления и выплат пособий».

Минус 4

К началу 2019 года по проекту «Прямые выплаты» работали 50 регионов страны, напомнила главный специалист отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС России по Удмуртской Республике Ольга Пузырёва. За 2019 год к ним присоединится ещё 9, то есть на момент вхождения Удмуртии в проект будет 59 регионов, работающих по нему.

– С 1 января 2020 года расчёт и выплату пособий начнёт осуществлять Фонд социального страхования, – сообщила Ольга Пузырёва, – практически все пособия будут перечисляться на лицевой счёт работника. Исключение составляют четыре пособия, которые будут перечислять на расчётный счёт страхователя.

ФСС будет выплачивать пособия:

– по временной нетрудоспособности (за исключением первых трёх дней);

– по беременности и родам;

– при рождении ребёнка;

– при постановке на учёт в ранние сроки беременности;

– по уходу за ребёнком до 1,5 лет;

– оплата дополнительного отпуска пострадавшим на производстве.

Работодатель будет выплачивать:

– 4 дополнительных дня по уходу за детьми–инвалидами;

– пособие на погребение;

– пособие по временной нетрудоспособности за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

– возмещение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.

Ольга Пузырёва объяснила, как будет осуществляться взаимодействие субъектов страхования при проекте «Прямые выплаты»:

– Предположим, в медицинской организации работник получит листок нетрудоспособности, принесёт его своему работодателю, заполнит заявление. Работодатель в течение 5 рабочих дней направит сведения в виде электронного реестра либо на бумажных носителях в Фонд социального страхования, который примет решение о выплате, рассчитает пособие. В течение 10 дней застрахованный получит деньги.

Выиграет и работник и работодатель

Далее специалист ФСС подробнее остановилась на преимуществах системы прямых выплат для работника. В первую очередь, новая программа обеспечит правильность исчисления пособий и своевременность их выплат. Работник гарантированно получит пособие независимо от финансового состояния, недобросовестности работодателя и его желания.

– На сегодняшний день есть случаи, когда работодатель не выплачивает пособия своим работникам, ссылаясь на то, что нет денег, – отметила Ольга Пузырёва.

Кроме того, сроки выплаты пособий не будут связаны со сроками выплаты заработной платы, а способ получения пособий – на лицевой счёт, почтовым переводом или на карту «Мир» – работник выбирает сам.

Работодатель также выиграет от перехода на прямые выплаты. Во-первых, снизится нагрузка при исчислении и выплате пособий. Во-вторых, исчезнет необходимость временного изъятия денег из оборота на выплату пособий. В-третьих, упростится отчётность, и, наконец, прямые выплаты обеспечат правильность исчисления пособий.

Риски, и как с ними борется ФСС?

Естественно специалисты ФСС не исключают рисков при переходе на новую систему.

– Может быть задержка выплаты пособий в результате ошибок работодателя в оформлении реестров, – уточнила Ольга Пузырёва. – К примеру, за 2018 год региональное отделение Фонда социального страхования выплатило 5,3 миллиарда рублей пособий, количество оплаченных пособий составило 583 557. Можно представить, какой объём нас ожидает.

Чтобы задержек выплаты пособий не возникало, ФСС проводит для работодателей обучающие семинары по правильности заполнения реестров и организует тестирование отправки реестров через учебный шлюз. Кроме того, на сайте фонда страхователи могут ознакомиться с типовыми ошибками при оформлении реестров.

Отсутствие технической готовности работодателя для передачи реестров пособий в электронном виде – ещё одна из возможных проблем. Для того чтобы снизить риск, ФСС распространяет практику использования электронного листка нетрудоспособности. Для работодателей, не имеющих своего программного обеспечения, в открытом доступе находится программа фонда о подготовке расчётов.

– Кроме того, на сайте выложены обучающие видеоролики и презентация разработчиков бухгалтерских программ, чтобы работодатели посмотрели, как у себя в программе заполнять и оформлять электронные реестры, – сообщила Ольга Пузырёва.

Отсутствие карты национальной платёжной системы «Мир» также может стать препятствием в своевременной выплате и получении пособий. Между тем, благодаря карте «Мир» упрощается заполнение реестра и ускоряется процесс получения пособий застрахованным гражданином.

– Если у работника нет карты «Мир», то пособие, которое перечислит фонд, попадёт на невыясненные платежи, и ему придётся прийти в банк и написать заявление, чтобы получить деньги, – сообщили в ФСС.

Электронный лучше, чем бумажный

На круглом столе также была затронута тема электронных больничных листов. Станислав Галин, начальник отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС России по Удмуртской Республике, отметил, что электронный лист нетрудоспособности за время существования доказал эффективность. Он позволил снизить бумажный документооборот и сделал обмен информацией более быстрым и удобным:

– Электронный листок нетрудоспособности исключает возможность возникновения ошибок при формировании реестра работодателем, порчи листа или его потери, а также случаев, когда граждане могут предоставить поддельные листки.

Сегодня, по словам Станислава Галина, с электронными листками работают 120 из 142 медицинских организаций, 3877 предприятий (43 процента от всех работодателей, которые имеют расходы по обязательному социальному страхованию) Удмуртии.

Алиса знает

Специалисты ФСС рассказали и о других современных сервисах, которые могут облегчить процесс получения выплат, оформления документов. По словам Татьяны Соколовой, главного специалиста, руководителя группы по связям с общественностью ФСС России по Удмуртской Республике, в разработке фонда находятся более 20 новых электронных сервисов. Сегодня к самым популярным работающим сервисам относятся «Личный кабинет ФСС» («Личный кабинет застрахованного ФСС» – для граждан и «Личный кабинет страхователя» – для юридических лиц), мобильные приложения «Социальный навигатор» и «Социальный голосовой помощник».

В «Личном кабинете застрахованного ФСС» доступны следующие опции:

– можно получать информацию о больничных листах, распечатывать их;

– в электронном кабинете можно рассчитать с помощью калькулятора примерную сумму, которую выплатят по листку нетрудоспособности;

– получать данные о заявках на санаторное лечение, о программах реабилитации, о заявках на получение технических средств;

– быть в курсе информации по родовым сертификатам;

– подавать запросы в ФСС и находить их с помощью удобной формы поиска.

После того как Удмуртия перейдёт на прямые выплаты, в личном кабинете можно будет увидеть сведения о выданных пособиях, запрашивать справки об этих пособиях.

Зайти в личный кабинет можно несколькими способами: по адресу электронной почты, номеру СНИЛС или номеру телефона.

Приложение «Социальный навигатор» содержит подробную информацию обо всей государственной поддержке, которую оказывает ФСС инвалидам, а также другим социально уязвимым категориям граждан – семьям с кормильцами, заболевшими или пострадавшими от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

«Социальный навигатор» предоставляет данные в форме больших тематических блоков: материнство, инвалидность и льготные категории граждан, временная нетрудоспособность, несчастный случай на производстве и другие.

В помощь «Социальному навигатору» вышел сервис, позволяющий получать информацию ФСС без зрительного контакта, – приложение «Социальный голосовой помощник». Нужно открыть «Яндекс» на смартфоне и попросить: «Алиса, запусти навык «Помощник ФСС». На экране появится основное меню, состоящее из трёх пунктов: расскажи об услугах Фонда, электронный больничный лист, средства реабилитации. Можно выбрать необходимый раздел вручную, либо назвать голосом Алисе после того, как она спросит: «Чем могу вам помочь?».

03.12.2019

Автор материала:

Наталья Тютина

Наталья Тютина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта