Cпецпроекты УП, Культура

«Хочу перевести реальность на язык искусства»

Алексей Чернышов

Родился в 1965 году в Можге. В 1992 году окончил худграф УдГУ. В 1993 году вступил в Союз художников России. До 2000 года был старшим преподавателем кафедры живописи на родном худграфе, но в новое тысячелетие вошёл свободным художником. Принимал участие во всех знаковых выставках современных ижевских художников, начиная со знаменитой выставки «ДА!» в 1988 году. Его работы выставлялись как один из образцов современного искусства финно-угорских народов в музеях Галлен-Каллела, Лэнстрэма и Осло. Многократно принимал участие в международных биеннале в Новосибирске и Красноярске. В XXI веке персональные выставки Алексея Чернышова проходили в Финляндии, Красноярске, Новосибирске, Казани и Ижевске. Большую часть времени Чернышов работает в деревне в Можгинском районе, а в его планах – создание Центра русской культуры в Германии, близ города Магдебург, в здании бывшего вокзала, которому больше ста лет.

Старые вещи – новые смыслы

В 1995 году Алексей Чернышов заговорил на собственном художественном языке – вместо холста и красок начал использовать отслужившие своё бытовые предметы. Он говорит: «Хочу реальность перевести на язык искусства. Хочется неоднозначности, открытого пространства для трактовок». Ему нравится находить ёмкие метафоры, играть со смыслами, отчего каждая работа приобретает поэтическую глубину и концентрацию смыслов: за каждой деталью открывается цепь аллюзий, ассоциаций, культурных кодов.

Несколько лет назад он начал цикл «Собирательный образ», как и во многих прежних работах, здесь художник использует вещи, когда-то имевшие утилитарное применение – от старинных резных наличников до кусочков старых джинсов. Опыт подобных коллажей у него огромный. В дело, точнее, в картины шло всё: доски обеденных столов и дверных проёмов, корпусы музыкальных инструментов, старинные предметы крестьянского и городского быта. Например, цикл «Тени» Чернышов написал на старых больничных простынях, которые были настолько покрыты въевшимися пятнами, что водители «скорой» не брали их даже для мытья автомобилей.

«Богоматерь» (из цикла «Собирательный образ»), дерево, краска, 2015 г
.

Сам он называет поверхности своих работ, собранных из шершавых обломков, гвоздей и шурупов, «матерными» за полное отсутствие «причёсанности» и глянца. При этом настаивает на том, что не хочет разбираться в том, как именно эти предметы использовались по прямому назначению. «Мне важно только то, что это вещь с историей, что она несёт энергию прошлого. Более конкретная информация ограничивает меня как художника. Смыслы, которые я выражаю с помощью этих предметов в своих работах, в любом случае будут новыми», – говорит он. В итоге для зрителя символика образов Чернышова и вещей, из которых он собирает свои арт-объекты, суммируется, усиливает друг друга.

Женщина как дверь между землёй и небом

Вот как это работает в картине «Богородица», центральной в цикле «Собирательный образ». Алексей Чернышов рассказывает:

– Образы христианства для меня – концентрированные символы. Богородица – символ рождения жизни. При этом каждая рожающая женщина потенциально – мать богочеловека, Бог ведь в каждом из нас. Значит, Богоматерь – это собирательный образ всех женщин-матерей. Сначала я прочувствовал это, а потом ухватился за фразу «собирательный образ». Понял, что это может быть отличной метафорой. И пришёл к тому, что картину можно собрать из таких же обыденных и привычных вещей (и при этом способных взволновать и вдохновить), какой нам представляется сама фигура матери с ребёнком. Затем метафора «собирательности» расширилась: каждый человек – это собирательный образ, сложенный, как паззл, из культурных и социальных традиций того места, где он рос, из событий своей жизни, полученного опыта, прочитанных книг, пережитых впечатлений. И пока человек жив, этот образ продолжает собираться.

Так появилась идея собрать силуэт Богоматери из кусков чего-то уже имеющего собственный житейский опыт. Но из чего именно?

– Что такое икона по своей сути? Это своеобразная дверь между миром «этим», человеческим, и миром «тем». А дверь, в свою очередь, это граница между внешним и внутренним. И икона – та самая дверь, через которую человек может пройти от своего внешнего (бытового, повседневного, материального) к своему внутреннему (к душе, к чистым разуму и чувствам). И я снова прочитал метафору буквально: взял для работы «Богородица» дощечки от дверей деревенских сараев, от окон. Совместившись с концепцией иконы как двери между материальным и духовным, сокровенным, эти дверные дощечки дали новый смысл: открытие себя внутреннего.

И вот уже метафоры, наслаиваясь одна на другую, рассказывают захватывающую историю: женщина, приводящая в мир ребёнка как будто из ниоткуда, сама становится дверью, порталом между земным и небесным, телесным и духовным, научно объяснимым и непостижимым, общеизвестным и тайным. А её образ, собранный из обломков, взятых из разных мест, прекрасно иллюстрирует, как из частиц разрозненных ощущений, знаний и интуитивных прозрений складываются картина мира человека и его понимание законов бытия.

Чтобы мир стал чище

В своих работах Чернышов использует вещи, которые никому больше не нужны, которые буквально лежат под ногами. Фактически его арт-объекты продолжают проект Марата Гельмана «Русское бедное». Но выбор художественных материалов художник сделал не для того, чтобы вписаться в тренд. Для Чернышова основная причина использовать вещи, уже бывшие в употреблении, – потребность и готовность нести ответственность за экологию окружающего мира в самом широком смысле слова. «Если все эти штуки станут картинами, значит, мусора на земле будет меньше. Пока я работаю как художник со всяким хламом, мир вокруг меня будет чище», – объясняет художник. И, похоже, это тот случай, когда имеют значение и буквальный смысл, и метафора.

Консервант для долгого хранения веры

Продолжение серии «Собирательный образ» появилось естественным образом. Использованные консервные банки были тем хламом, который в деревне невозможно было утилизировать с пользой – ни на растопку не годятся, ни на удобрения. Значит, они сгодятся художнику. Чернышов опять нашёл метафору, объединяющую иконографические образы и старые жестянки:

– Религия консервативна. Она буквально консервирует общество в старых представлениях о морали и образе жизни. Религия – консервант традиций и духовной жизни людей. Но если символы религии, пищи духовной, хранятся в иконографических изображениях, то пищу материальную сохраняют консервные банки. Так появилась идея выполнить изображение Богородицы из консервных банок. Получалось интересно – я обжёг консервные банки в печи, они не потеряли своей фактуры, но стали мягкими и тёмными, практически чёрными. Это придало работе эффект трафаретного чёрно-белого изображения в стиле стрит-арта. Как только я подумал, что фигуру младенца можно выделить цветом, возникла новая метафора. Дело в том, что искусственными красителями я пользоваться не хотел. Если в основе картины дерево и металл, древнейшие природные материалы, то и краска должна быть такой же. Металл для фигуры Богоматери стал чёрным благодаря огню. А чтобы сделать фигуру младенца красной, я окислил металл, нанося на него кистью солёную воду. Так что красителями стали огонь и ржавчина, а в работе возник дополнительный образ – «соль земли». Так всегда называли праведных, честных тружеников. Одежда младенца Христа как будто пропитана солёным потом всех земных трудов, которые ему предстоят.

О том же самом – иначе

Поиск непривычных материалов, высвобождение новых смыслов в канонических образах – творческий принцип Чернышова. Он говорит:

– Копировать традиционные иконы я не вижу смысла: этим способом о мире уже сказано так много, как только возможно. Темы ведь у искусства одни с начала времён, меняется только язык. И на языке иконописи, на мой взгляд, всё самое важное уже сказано – теперь о том же самом нужно говорить иначе, расширять художественный язык. Это так и работает. Сознание художника предполагает привнесение чего-то нового. Задача художника – расширять границы возможного, раздвигать представление о мире. Работа художника – ввести в сферу искусства то, что раньше искусством не являлось.

Фото Анны Вардугиной

22.11.2019

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта